О превращении обрядов ислама в источники денежного дохода

О превращении обрядов ислама в источники денежного дохода

Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение пророку, его семье и верным сподвижникам, а затем:

Вероятно, обычай присутствия на погребении ради денег сильней всего распространен среди наших российских мусульман. Нам неизвестно, откуда и от кого они заимствовали эту традицию. Однако ныне богачи стали кичиться количеством раздаваемых на могилах и похоронах денег подобно тому, как меряются своими усадьбами и повозками. Поэтому среди российских мусульман численность людей на похоронах зависит более от богатства и бедности умершего, нежели от его научных заслуг, набожности и человеческих достоинств.

Очень мало желающих читать заупокойные молитвы старухам, сделавшим уголки своих домов мечетями и проведшим свою жизнь в непрерывных молитвах; старикам, в поте лица кормившим свои семьи дозволенным трудом и обучавшим своих детей. Тогда как на похороны множества пьющих распутных богачей, наживших состояние путем насилия и вероломства и проведших свои жизни в злачных местах, люди приезжают из далеких краев; в их погребальном обряде непременно участвуют хулиганы, не вылезающие из кабаков, конокрады и карманники – все они обматывают свои головы бязью. Вообще, подобные вещи, распространенные среди российских мусульман, в сущности, принижают значение поклонения и упраздняют духовное влияние таких страшных трагедий, как смерть.

По правде говоря, все это невозможно принять – содействовать от имени религии привязке подобных вещей к такому возвышенному и в той же степени духовному вероисповеданию, как Ислам, а также защищать дела, ведущие к утрате сокровенных чувств, – это просто преступление. Несомненно, чистосердечно совершенная погребальная молитва одного человека ради довольства Аллаха будет превосходить погребальную молитву сотен, тысяч людей, собравшихся ради денег. Известно, близ звонкой монеты не обретается искренность.

Рядом с шайтаном никогда не будет довольства Аллаха, человек никогда не сможет поклоняться двум богам. Поэтому надлежит однажды разорвать связь между религиозными обрядами и делами мирскими. Особенно необходимо изжить такие обычаи, как раздача денег на похоронах, заказ прочтения всего Корана, садака гур[1], раздача имущества под различными названиями, организация по умершему поминок третьего, седьмого, сорокового дня и годовщины, а затем вернуть эти дела к такому порядку, который существовал в Счастливое столетие, и проводить их в таком виде, который в действительности соответствует цели Ислама. Нет сомнений в том, что если все обладатели искренности в религии и любви к Пророку приложат усилия для этого, то деяния салафов будут возрождены. При жизни Посланника Аллаха умирали его любимые дети и уважаемые жены. Затем он и сам перешел в иной мир. Его халифы и сподвижники тоже умерли. Но ни на одних из этих похорон не раздавали денег, не произносили тахлиль[2], не прочитывали полностью Коран, не давали могильной милостыни, не проводили поминки третьего-пятого дня, не молились непрерывно на их могилах, не подряжали муджавиров[3], не читали, собираясь в мечетях, намаз под названием «хауль»[4].

Дача милостыни и дарение имущества после себя – очень хорошие поступки, в этом нет разногласий. Однако подобные дела должны совершаться таким образом, чтобы не портить нравственность мусульман, не приносить вред нации и общественной жизни. Желающим оставить после себя имущество необходимо создать вечные вакуфы, благотворительные общества или расходовать его на полезные для нации и религии дела посредством надежных душеприказчиков. Следует идти по пути не увеличения получающих милостыню, а приумножения обладателей профессии и творцов добрых дел.

Аллах Всевышний и Его Посланник вряд ли будут довольны торговлей поклонениями и превращением обрядов религии ислама в источник денежного дохода. По-видимому, «скупящиеся на добро»[5] в действительности являются теми, кто портит нравственность мусульман и подготавливает почву для того, чтобы их возвышенные помыслы обернулись крахом. «Аллах наставляет на прямой путь, кого пожелает»[6].

Ризаетдин Фахретдин (Из книги «Ибн Таймийя»)

[1] Садака гур – могильное подаяние или милостыня.

[2] Тахлиль – произнесение слов «Ля иляха илля Аллах, Мухаммад расуль Аллах».

[3] Муджавир («соседний») – смотрители за могилами святых.

[4] Хауль – намаз, введенный в традицию совершать в день получения известия о смерти близкого мусульманина. Слово «хауль» в арабском означает страх, ужас.

[5] «مَّنَّاعٍ لِّلْخَيْرِ». Коран, 68:12. 

[6] «وَاللَّهُ يَهْدِي مَن يَشَاءُ إِلَىٰ صِرَاطٍ مُّسْتَقِيمٍ». Коран, 2:213.

ИА IslamNews

Мусульманский деятель предложил включить мулл в число самозанятых граждан

В связи с разработкой резонансного пакета законов о самозанятых гражданах, которых власти предлагают облагать налогами, имам из Кузбасса Равшан Темуров предложил включить в эту категорию лиц, занимающихся предоставлением религиозных и ритуальных услуг.

– Будучи имамом я постоянно сталкиваюсь с деятелями, которые ходят по маджлисам и получают за это мзду от верующих, – пояснил имам в беседе с ИА IslamNews. – Пользы для религии в этом немного. Например, есть такие муллы, которые говорят, что намаз необязательно читать, главное – вера в душе.

Людям, проводящим так называемые маджлисы и приглашающим муллу, нужны былины, сказки, а также «отпущение грехов» для покойных родственников посредством чтения за них молитв. Поэтому призыв к соблюдению предписаний ислама среди подобной аудитории как правило остается безответным.

По словам имама, «обложение ритуальных услуг налогами сможет оздоровить духовную сферу, оставив в ней только искренних мусульман, и отсеяв предпринимателей от религии».

Равшан Темуров являлся председателем ЦРО Казыятского управления и Объединения мусульманских организаций Кемеровской области, и более 25 лет служит имамом-хатыбом в одной из мечетей Прокопьевска.

Шикарные застолья во время поминок нужно отменить

После смерти человека казахи дают құдайы тамақ (угощение с богоугодной целью), а затем поминают умершего через 7 дней после смерти. Это называется жетісі. Потом через 40 дней – қырқы и через год — ас (большое угощение).

Поминки не хуже тоев

Родственники умершего, чтобы не было стыдно перед другими близкими и знакомыми во всех этих обрядах стараются накрыть богатый дастархан. «Нынешние поминки мало чем отличаются от тоев», — приводит слова автора Ширатбека Оралбекова портал Zamana.kz.

«Стыдно же перед людьми, осудят еще», — говорят на мои возмущения родственники умершего», — пишет автор.

Сейчас поминки справляют в основном в ресторанах, и тойхана, это уже входит в традицию».

Также Ширатбек Оралбеков считает, что из еды употребляется всего 25-30 процентов. Остальную еду раздают женщинам, либо выбрасывают.

«Разве в казахской традиции, в мусульманской религии когда-либо допускалось такое расточительство?», — сетует автор.

Правила нужны чтобы их нарушать

Года два-три назад павлодарские имамы как-то старались предотвратить шикарное застолье на поминках и вроде бы пришли к единому мнению. По их рекомендации на застолье по поводу поминок должно быть минимум еды, это — мясо, бауырсак, чай, сахар и курт. Все остальное они назвали излишеством и запретили ставить на стол.

«Я думал, что эту инициативу поддержат все, но на деле оказалось, что никто ее не придерживается», — говорит автор.

По его словам, в 2018 году в одном из мечетей Жезказгана прошел религиозный семинар, где было принято несколько правил по поводу поминок:

1. В траурном доме три дня не должен накрываться дастархан.

2. Не устраивать митинг во время джаназы (заупокойная молитва, совершаемая перед погребением, у мусульман).

3. Не раздавать жыртыс (отрезки материи для раздачи собравшимся на похоронах) во время джаназы.

4. Во время поминки не ставить на стол торт и фрукты.

5. Поминки умершего через 7 дней должны отмечаться у него дома, туда должны пойти лишь те, кто хочет выразить соболезнование.

6. Из этого дастархана не должна раздаваться еда.

7. Поминки 7 дней, 40 дней и годовщину проводить без речей.

8. Во время поминок не показывать видеоролики.

А также утвердили меню. По их правилам на столе достаточно бауырсака, масла, сахара, жент, сухофурктов, конфет и печений.

Но по мнению Ширатбека Оралбекова, авторы взяли эти правила не из религиозных книг. Это предложенное имамами нововведения.

Анар Мұстафина

Источник