О праздновании Нового года

О праздновании Нового года

Советский Новый год – идеологический праздник

Петр I, европеизируя Русь, специальным указом перенес праздник на 1 января, который до этого отмечался 1 сентября (еще ранее - 1 марта). Первый зимний Новый год в России был отмечен в ночь с 31 декабря на 1 января 1700 года.

Летоисчисление начали вести от так называемого рождества Христова, а для вящего удобства начало года было принято отсчитывать от ближайшей ровной даты - 1 января. Петр I пытался научить население праздновать эту дату. Указом приказывалось организовать «на большой Красной площади огненные потехи», «учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов», «генваря с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы». Еще: «…перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых».

Новаторство Петра I не прижилось в народе. А тут еще и возроптало православное духовенство, обозвав сие «бесовским действом» чужестранного происхождения.

Более века Россия благополучно жила без зимнего нового года, елки и огненных потех.

Елка в качестве рождественского дерева вновь появилась в ХIХ веке. Сначала её стали устанавливать в своих домах перебравшиеся из германских княжеств в Петербург немцы. Их поддержала жена императора Николая I – Александра (в девичестве прусская принцесса Шарлотта), и на Рождество 1828 года во дворце она организовала елку для детей. С этого времени, следуя примеру царской семьи, елку на Рождество (!) стали устанавливать в домах петербургской знати. В Петербурге к концу 1840-х елка становится привычным атрибутом Рождества и заодно следующего за ним Нового года.

Однако первая публичная елка была организована лишь в 1852 году в петербургском Екатерингофском вокзале. После этого публичные елки начали устраивать в дворянских, офицерских и купеческих собраниях, театрах и других публичных местах. В Москве праздничные елки стали ежегодными с 50-х годов XIX века.

В дореволюционной России, как и в других христианских странах, более важным праздником считалось Рождество. В те времена он отмечался 25 декабря по юлианскому календарю. Новогодние торжества были лишь дополнением к собственно Рождеству. Эта традиция медленно распространялась все дальше по России, но тут началась Первая мировая война и в рамках антигерманской кампании Святейшим синодом православной церкви рождественская елка была объявлена «вражеской, немецкой затеей, чуждой православному русскому народу».

В советской России был принят Григорианский календарь. Однако Православная церковь по-прежнему отмечает Рождество по Юлианскому календарю. Оно приходится на 7 января, т.е. следует за Новым годом.

C 1918 по 1935 г. Новый год не был официальным праздником. В 1926 году большевики официально осудили устройство в советских учреждениях и в домах отдельных граждан так называемых рождественских елок. Этот обычай сочли антисоветским наследием «буржуинов». После XV съезда партии 1927 года началась антирелигиозная кампания. «Ответственные товарищи» от госучреждений ходили по квартирам сотрудников и проверяли, нет ли у кого-то из них елок, а специальные патрули заглядывали в окна на предмет выявления праздничных приготовлений. Пример агитационных лозунгов 1920-х гг.: «Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов». 24 сентября 1929 года был издан декрет Совнаркома, отменяющий все праздники, кроме 7 ноября и 1 мая.

Во 2-ой половине 30-х годов решили трактовать елку как атрибут не рождественского, а новогоднего праздника. Впервые Новый год официально отпраздновали в 1936 году, после статьи видного «советского деятеля» (палача и одного из инициаторов Голодомора в Украине 1932-33 гг.) П. Постышева в газете «Правда». Он писал: «Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны?… Комсомольцы , пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные ёлки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах – везде должна быть детская ёлка! Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской ёлки для детей нашей великой социалистической родины».

Дед Мороз, ёлка, подарки под ёлкой – эти атрибуты старого Рождества по замыслу коммунистов стали считаться «новогодними».

Декретом Совета Народных Комиссаров, было разрешено отмечать Новый год и наряжать ёлки. Первую Новогоднюю ёлку открыли в 1937 году в Доме Союзов в Москве. Обратите внимание на год. После сотен тысяч кровавых казней надо было дать народу праздник. В канун 1938 года в населенные пункты выехали агитбригады (поезда, автомобили, аэросани, самолеты, лыжи, оленьи упряжки), пропагандируя новый праздник.

Новый год долгое время считался детским праздником, поэтому взрослых от работы не освобождали. Лишь 23 декабря 1947 года был выпущен Указ Президиума ВС СССР «Об объявлении 1 января нерабочим днем». Так Новый год стал официальным советским праздником.

В 1956 году вышла «Карнавальная ночь» – своеобразная инструкция по празднованию Нового года. Основные традиции Новогоднего праздника сложились только в 60-х годах, новогодние утренники проводили все Дома и Дворцы культуры. К концу 1960-х годов был налажен массовый выпуск игрушек для новогодней елки, как правило, с советской символикой.

Так, на внедрение советского праздника в массы понадобилось почти 20 лет, издание официальных приказов и традиционная «обязаловка». Народ должен был радоваться в этот день так же, как в случае с 7 ноября и 1 мая. И результат: советский человек счастлив, и именно этот праздник, как никакой другой, призван был это счастье продемонстрировать.

Как прижился новогодний праздник в СССР? Страна была нищей, а под Новый год в качестве приручения к празднику всегда «выкидывали» на прилавки дефицит – мандарины, сервелат, конфеты (любая покупка после многочасового стояния в длинных очередях сама становилась праздником и поводом для радости), на столе – невиданное в течение всего года изобилие (продукты «доставали», припасали заблаговременно).

Теперь населению втолковывают что этот праздник был всегда. Нет. Можно поинтересоваться у пожилых людей. Именно при них внедряли, их учили ( отмечать этот день.

Так трансформировался советский Новый год от Рождества до советского праздника.

Приводить в пример «весь мир» не приходится. Для христианских стран главный праздник – это Рождество, и все его атрибуты – это религиозные атрибуты. Этот религиозный праздник становится поводом для поздравлений, рождественских подарков, ожидания “рождественского чуда”, выходных дней, рождественских скидок и т.п.

С самого начала, еще с Петра I, это был идеологический праздник, попыткой внедрить чуждую идеологию, западные традиции и ценности. Эту же цель преследовала супруга Николая I в XIX веке, научая российский двор отмечать Рождество по-европейски. Коммунисты, что вполне объяснимо, использовали советские праздники для изменения сознания и формирования новых ценностей. Вытесняя из сознания православных Рождество, на его основе они внедрили новый праздник – советский Новый год. В Советском союзе он отмечался 30-35 лет.

А что касается татар и башкир, то до прихода коммунистов они его не отмечали.

Так как в Царской России еще до революции, православные широко праздновали Рождество, башкиры и татары же, идентифицирующие себя мусульманами, отстранялись от праздника христиан. У наших народов есть два главных праздника — Курбан-байрам и Ураза-байрам. И Царская власть, боясь бунтов и восстаний, ничего не предпринимала для того чтобы мусульмане Урало-Поволжья начали отмечать Рождество. Но после революции, когда к власти пришли коммунисты, стёрлись все признаки религиозного фактора, как исламского, так и христианского. Власти нужно было придумать праздник, который «объединит» все народы Союза. И это было празднование Нового года. Множество средств было потрачено для раскручивания данного «праздника»: очерчивались определенные традиции (елка, салат Оливье, итоговая речь секретаря ЦК КПСС, шампанское и т.д.), у детей проводились новогодние утренники с подарками, пионеры и комсомольцы следили за тем чтобы в школах и ВУЗах витала атмосфера нового года (гирлянды, елки, различные украшения).

И к сожалению, наши народы тоже поддались к такому «искушению». Теперь уже на столах башкир и татар на новый год можно увидеть плотно накрытый стол с алкоголем, елочку с гирляндой и т.п. На данный момент наши народы уже не отличить от русских. Национальное и религиозное самоопределение практически стерлось. Быть может стоит оставить чуждую нам культуру и вернуться к своей религии добра и справедливости.