Некоторые страны по астрономическим расчётам, уже объявили пятницу 21 апреля праздником Ид аль Фитр...

Некоторые страны по астрономическим расчётам, уже объявили пятницу 21 апреля праздником Ид аль Фитр...

Пресс-служба Центра фетвы Управления мусульман Узбекистана: "День Рамазана 2023 года, то есть новая фаза месяца Шавваль, приходится на четверг, 20 апреля этого года в 09:12 по ташкентскому времени, в 07:12 по времени Саудовской Аравии.

Исходя из астрономических расчетов, делаются предварительные выводы, что Праздник разговения выпадет на пятницу, 21 апреля 2023 года"

США, Турция, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан и некоторые муфтияты РФ уже объявили пятницу, 21 апреля этого года, Праздником разговения (Ид аль-Фитр).

Важно отметить, что день окончания месяца Рамадан зависит от лунного календаря, и точная дата может быть определена только после наблюдения за первым лунным полумесяцем, следующим за Рамаданом.

Видение молодого месяца

«Начинайте поститься, когда увидите новый месяц, и завершайте, когда его увидите. А если скрыт от вас за облаками, то считайте (дни)» (Аль‑Бухари, Муслим). «Согласно другой версии хадиса, Пророк добавил: А если скрыт от вас за облаками, то продолжайте пост тридцать дней» (Аль‑Бухари, Муслим).

Как свидетельствует история, в прошлом мусульмане часто начинали и завершали пост в разные дни. Также разные дни праздновали и два праздника — Ид аль‑Фитр (Ураза-байрам) и Ид аль-Адха (Курбан-байрам). 

Сегодня, мир изменился, человечество активно использует всевозможные средства коммуникации: Интернет, телефонную связь и спутниковое телевидение. Казалось бы, можно прийти к единому мнению, однако люди остались такими же, какими были всегда: до сих пор есть государства, разделенные политическими границами, существуют различные религиозные течения и мазхабы — и так будет до скончания времен. 

Многие нормы шариата связаны с началом нового месяца, начинающегося, согласно мусульманскому календарю, с новолуния - неомения — первое появление луны на небе в виде узкого серпа после астрономического новолуния. В зависимости от географической широты места наблюдения и расположения луны на своей орбите, меняется промежуток времени между новолунием и собственно неоменией. 

Новолуние — положение луны, когда солнце впервые ее осветило, и мы можем наблюдать эту освещенную часть, которая постепенно увеличивается до полнолуния, а затем снова уменьшается. 

Нас в этом вопросе интересует, разрешается ли использование астрономических вычислений для определения начала лунного месяца и, соответственно, даты начала и завершения поста и мусульманских праздников. 

Начало поста и его завершение, как пишет Ибн Кайим аль‑Джаузи, связано с подтверждением факта новолуния. То есть фаза луны как временной момент является основой нормы, определяющей начало месяца Рамадана. Точно так же мы начинаем отсчет девяти дней месяца зуль-хиджа, чтобы определить день Арафат, а впоследствии и дату Ид аль‑Адха, праздника жертвоприношения. Отсюда ясно, что цель данной нормы в установлении факта новолуния, а не в том, каким образом и с помощью каких средств мы это делаем. 

Некоторые мусульмане не разделяют цель и средство — и это свидетельствует об их буквализме. Удивительно, но есть те, кто спокойно пользуется календарями намазов, составленными на основе астрономических вычислений движения солнца, но когда речь заходит о начале Рамадана, они запрещают обращаться к тому же средству для определения движения луны. Это абсолютно неоправданно и бессмысленно, тем более, что пятикратная молитва важнее и величественнее, чем пост и хадж, и, однозначно, является главнейшей обязанностью мусульманина. 

В работе «Цели шариата» шейх Юсуф аль‑Кардави, говоря о визуальном наблюдении луны как способе установления начала месяца, цитирует достоверный хадис: «...Не начинайте поститься, пока не увидите его (молодой месяц), если же будет облачно, то доведите счет (дополните количество дней шаабана) до тридцати» (Аль‑Бухари, Муслим). В другой версии хадиса сказано: «...А если небо будет скрыто от вас за облаками, то завершите тридцать дней (шаабана)» (Аль‑Бухари, Муслим). 

Ученый-факих может сказать, что этот хадис указывает на определенную цель и способ ее достижения. Цель хадиса очевидна — это предписание поститься весь месяц Рамадан без исключения даже одного дня или переноса поста на дни предыдущего или следующего месяца, (шаабан и шавваль). И это происходит после установления начала и конца месяца доступным для всех людей и не обременяющим их в религии способом. Визуальное наблюдение луны являлось доступным способом для всех людей той эпохи и последующих столетий, поэтому хадис указывает именно его. 

Полумесяц в начале Рамазана появляется на западной стороне сразу после захода Солнца в последний день месяца Ша'бан. Соответственно, с рассвета первого дня месяца Рамазан все мусульмане приступают к соблюдению поста.

Таким же образом определяется и первый день праздника окончания Поста. Он так же фиксируется с появлением молодого месяца Шавваль после захода Солнца в последний день месяца Рамазан. В случае облачной погоды, окончание месяца фиксируется окончанием 30-го дня, как и было сообщено в хадисе.

Определение окончания месяца Рамазан облегчается тем, что месяцы лунного календаря состоят из 29 или 30 дней. Нет ни одного месяца, который бы заканчивался 28-м или 31-м днем. Поэтому, если после захода Солнца в 29-ый день месяца Рамазан, новая Луна не появилась, то стало быть, Рамазан состоит из 30 дней и надо поститься еще один день. В случае если не появится новый месяц и после захода Солнца в 30-й день, то, тем не менее, фиксируется окончание Месяца Поста и следующий день объявляется праздничным.

Подтверждением начала или окончания месяца Рамадан является лишь появление нового полумесяца на западной стороне и после захода Солнца. Появление молодой луны в первой или во второй половине дня не может служить доказательством начала следующего месяца. Следовательно, появление полумесяца в течение дня, в какой бы то ни было части небосклона, не является достаточным для определения начала или окончания поста в Священный месяц Рамадан.

Стремление к правильному определению начала или конца месяца Рамадана является одной из обязанностей мусульман. Но не все это могут делать, к примеру, в облачные или пасмурные дни. В такую погоду считается достаточным, если о появлении луны начала месяца Рамадана сообщил совершеннолетний мусульманин, слову которого можно верить. Мусульманин, увидевший молодой месяц, обязан сообщить или объявить об этом где наибольшее скопление мусульман. Если же по какой-либо причине чье-либо свидетельство о появлении луны не будет принято, то сам увидевший обязан действовать по своему свидетельству. То есть, человек, видевший после захода Солнца молодой месяц, должен на следующий день соблюдать пост Рамадана. В противном случае, ему придется после Рамадана возмещать этот пропуск. Конец месяца Рамадана с выходом молодого месяца Шауваль должны визуально засвидетельствовать два мусульманина.

Следует заметить, что мусульмане, видевшие появление молодой луны, должны сообщить об этом джамаату сразу же. Так как запоздалые сообщения типа: «Мы в такой-то вечер видели молодую луну», не принимаются.

На 29-ый день месяца Зуль-Ка'да, с началом месяца Мухаррама, накануне праздника Жертвоприношения (Ид аль-Адха), начинается исследование (поиск) небосклона с целью обнаружения молодой луны. И здесь так же необходимо свидетельство как минимум двух мужчин мусульман.

В последние годы обострились споры о несоответствиях между визуальными наблюдениями новолуния и астрономическими данными соответствующих исламских и неисламских учреждений. Появляются календари, в которых по-разному указано начало месяца Рамадана.

Естественно, что такое положение не прибавляет единства между единоверцами. Неоднократно случались факты раздельного начала поста и, соответственно, раздельного празднования Ид аль-Фитр и даже Ид аль Адха (как в Татарстане). Разница в днях была от одной до трех дней! А ведь самая большая разница при наблюдении небосклона в самых отдаленных точках земного шара (к примеру, в Индонезии и Марокко) не может превышать одного дня. Стало быть, налицо ошибочные решения.

Действительно, как тут быть? 

Следовать ли хадису, в котором указано начинать пост при обнаружении на небосклоне молодой луны. Или, может быть, это обман зрения? Как же иначе объяснить различие в соблюдении праздника Ураза (Ид аль-Фитр) до трех дней. Может лучше положиться на точные расчеты специалистов? Ведь зачастую люди, «увидевшие» новую луну, не знают даже в какой стороне небосклона ее искать. Конечно же, они обманываются, когда "видят" полумесяц, принимая за него похожее скопление каких-либо веществ. Ввиду этого, некоторые ученые Ислама не принимали на веру такие «свидетельства», а соглашались лишь с теми свидетельствами, которые соответствовали расчетам астрономов.

Но тогда встает другой вопрос: - Надо ли, исходя из создавшегося положения, следовать лишь астрономическим подсчетам? На этот вопрос нельзя ответить однозначно «Да», или «Нет».

Нельзя на этот вопрос ответить «Да», так как указание на соблюдение поста опирается не на математические расчеты, а на появление нового полумесяца. Несмотря на достаточную точность расчетов асторономов и метеорологов, нельзя все-таки по ним определять начало месяца Рамадан, так как Аллах Субханаху ва Тааля четко определил нам время соблюдение поста от рассвета фаджр, до захода Солнца магриб за горизонт.

В то же Время Всевышний Аллах не ограничил начало Рамадана точным временем рождения новой луны. Напротив, Создатель (Велик Он и Славен) предписал нам начинать отсчет месяца Рамадан с момента, когда мы увидим новую луну на небосклоне. При таком положении, когда луна уже народилась, мы не можем начинать соблюдение поста, пока эту луну не увидим воочию. Такое же положение возникнет и в обратном случае. Если мы увидим молодую луну на небосклоне, мы обязаны будем начать свой пост, даже если это не будет соответствовать астрономическим подсчетам. Ведь вполне возможно, что в подсчеты вкралась ошибка или по Воле Аллаха гравитация солнечной системы и вселенной поменялась. Ввиду вероятности ошибок в подобных положениях, нельзя следовать лишь подсчетам ученых.

Сказано в Коране: «Пoиcтинe, y Aллaxa вeдeниe o чace; Oн низвoдит дoждь и знaeт, чтo в yтpoбax, нo нe знaeт дyшa, чтo oнa пpиoбpeтeт зaвтpa, и нe знaeт дyшa, в кaкoй зeмлe yмpeт. Пoиcтинe, Aллax - вeдyщий, знaющий!» (31: 34).

Все, что человек может высчитать, или даже представить себе, является созданием Всевышнего Аллаха. Человек может познать лишь то, что позволит ему Аллах Субханаху ва Тааля. Милосердный Создатель не предписал нам связывать время своих поклонений с вычислениями астрономов и астрологов. 

Классические школы фикха о способе определения начала Рамадана

Официальная теологическая позиция ханафитского, маликитского, шафиитского и ханбалитского мазхабов – астрономические вычисления являются недостоверным способом определения начала месяца. Время начала Рамадана должно быть подтверждено двумя способами: реальным наблюдением и видением или отсчетом до 30 дней.

Слова «фа манн шахида минкумуаш-шахра» («тот из вас, кого застанет этот месяц» или «кто из вас в этот месяц находится дома») большинство ученых толкуют как требование буквально видеть молодой месяц. Это толкование подтверждается предписаниями Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Начинайте поститься, когда увидите молодой месяц, и разговляйтесь, когда увидите его снова. Если же он будет скрыт от вас за облаками, то отсчитайте тридцать дней месяца ша‘бан» (Бухари).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) также сказал: «Поститесь при её (луны) появлении, и прекращайте пост при её (луны) появлении. Если небо покроется, то дополните количество дней» (месяца ша’бан до 30 дней) (Муслим).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) упомянул священный месяц Рамадан и сказал: «Не поститесь, пока не увидите её (луну) и не прекращайте пост, пока не увидите её (луну). А если небо покрылось облаками или тучами, то завершите 30 дней (месяца Ша'бан)» (Бухари, Ахмад).

Известный шафиитский правовед Шихаб Ад-Дин ибн Ахмад Ар-Рамли считал, что Пророк (мир ему и благословение) не полагался на вычисления и полностью отвергал их, говоря, что: «Поистине, мы – народ неграмотный и не умеем ни писать, ни считать, месяц же (может) быть и таким, и таким» – (имеется в виду, что иногда он состоит из двадцати девяти, а иногда – из тридцати дней) (Бухари). Действительно, простым людям, не живущим в больших городах, сложно было бы заниматься подсчетами. Лишь немногие могли разбираться в таких вопросах.

Еще одной причиной отказа древних ученых заниматься вычислениями начала и окончания месяца Рамадан являлась связь астрологии (наблюдения за звездами) с магией, которая запрещена Пророком (мир ему и благословение).

Аль-Хафиз ибн Хаджар (имам, автор 150-ти трудов почти по всем исламским наукам) строго запрещает использовать вычисления, ссылаясь на высказывания Пророка, предостерегавшего мусульман от занятий астрологией: «Тот, кто изучает астрологию, изучает часть колдовства, чем ее больше, тем больше колдовства» (Абу Дауд). Так, мусульманин, который воспротивился этим заповедям Посланника Аллаха, и начал поститься на основании одних только вычислений, должен был возместить дни поста.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) хотел, чтобы люди начинали месяц Рамадан, будучи уверенными, что молодая луна уже появилась на небе, и заканчивали при том же условии. Реальное видение новой луны было для них единственным способом обрести полную уверенность в том, когда начинается месяц Рамадан.

Должны ли люди выходить для поиска нового полумесяца?

Группа ученых считает, что следует искать полумесяц в начале ночи, и это является коллективной обязанностью. Если все члены общины оставили это, то грех совершили все. Таково мнение ханафитов.

Некоторые ученые ограничились словами о желательности того, чтобы люди установили появление нового полумесяца (или его отсутствие).

В Маджма‘у-ль-анхар сказано: На людях лежит коллективная обязанность убедиться в наличии или отсутствии полумесяца в 29-ый день месяца ша’бан и месяц рамадан. И также в месяц зу-ль-ка‘да. Правитель должен повелеть людям это[1].

В Аль-фатауа аль-хиндийа сказано: Люди должны искать полумесяц 29-го числа месяца ша‘бан во время заката. И если они увидят его, то будут поститься. А если небо было затянуто тучами, то они отсчитывают ша‘бан до 30 дней[2]. Для дополнительной информации обратитесь к Фатху-ль-Кадир (Т. 2. С. 313).

В Кашшафу-ль-кына‘ сказано: «„Людям в тридцатую ночь месяца ша‘бан желательно искать полумесяц месяца рамадан“.

Желательно искать полумесяц из предосторожности и дабы предотвратить разногласия. Передается от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах: „Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подсчитывал (дни месяца) ша‘бан так, как не делал это в другой месяц. А после видения полумесяца рамадана, он постился“ (Ад-Даракутни. Цепочка передатчиков достоверна).

Передается от Абу Хурайры, от Пророка: „Подсчитывайте (наблюдайте) полумесяц ша‘бана для (установления начала месяца) рамадан“ (ат-Тирмизи)»[3]. Аль-Альбани сказал[4], что это хороший хадис.

В Тухфату-ль-ахуази сказано: Ибн Хаджар сказал: „То есть постарайтесь подсчитать его, точно найти его, посредством наблюдения и поиском в том месте, где он должен появиться, чтобы твердо знать о рождении полумесяца рамадана, и чтобы не пропустить ни один день этого месяца“.

В Энциклопедии по фикху сказано:

«С видением полумесяца связано время некоторых поклонений. Шариат предписал мусульманам уделять внимание поиску (полумесяца на небосклоне) и удостоверения этого в 30 ночь месяца ша‘бан. Делается это для того, чтобы узнать о начале месяца рамадан. Также нужно искать полумесяц и в 30 ночь месяца рамадан, для того, чтобы узнать об окончании месяца поста и начале месяца шаууаль. Поиск полумесяца осуществляется и в 30 ночь месяца зу-ль-ка‘да для того, чтобы узнать о начале месяца зу-ль-хиджа. С этими тремя месяцами связаны два столпа Ислама – пост и паломничество, и этим же устанавливается время праздника Разговения и Жертвоприношения.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поощрял искать новый полумесяц и призывал к этому. Сообщается от Абу Хурайры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует сказал: „Поститесь, когда увидите молодой месяц, и разговляйтесь, когда увидите его. И если небо закроют облака, то доведите месяц ша’бан до тридцати дней“.

Передается от ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Месяц – двадцать девять дней. Не поститесь, пока не увидите его. И если небо закроют облака, то доведите до тридцати“. Первый хадис обязывает поститься месяц рамадан только после видения полумесяца или после отсчета месяца до тридцати, а также велит разговляться после видения полумесяца шаууаля или после отсчета месяца рамадан до тридцати. Второй хадис запрещает поститься пост рамадана до видения полумесяца или до того, как отсчитают ша‘бан.

Передается от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, хадис, в котором содержится веление следить за полумесяцем ша‘бана ради рамадана: „Подсчитывайте (наблюдайте) полумесяц ша‘бана для (установления начала) рамадана“. Следующий хадис показывает, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сам следил за луной в месяц ша‘бан для точного установления начала рамадана. Передается от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах: „Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подсчитывал (дни месяца) ша‘бан так, как ни в какой другой месяц. А после видения полумесяца рамадана, он постился. Если же небосклон был закрыт, он отсчитывал до тридцати дней, а после постился“.

Комментаторы сказал: „То есть он брал на себя обязанность подсчитать дни ша’бана, чтобы убедиться в начале месяца рамадан“. Сподвижники, да будет доволен ими Аллах, уделяли внимание видению полумесяца и во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и после его смерти. Они искали его на небосклоне. Передается от ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллах: „Люди искали полумесяц (и увидели его), и я сообщил о (видении) его Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а он стал поститься и велел поститься другим“. Передается от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах: „Мы были с ‘Умаром между Меккой и Мединой. И искали полумесяц. Я имел острое зрение и увидел его. Но никто кроме меня не говорил, что увидел. И тогда я стал говорить ‘Умару: „Разве ты не видишь его?“ Но он не видел“.

Ханафиты считали поиск нового полумесяца рамадана тридцатой ночью месяца ша‘бан коллективной обязанностью. И если люди увидели его, то они постились, а если нет, то доводили счет, и постились после. (Они говорили), что то, без чего обязательное /уаджиб/ не становится обязательным, является обязательным.

Ханбалиты сказали, что поиск нового полумесяца является желательным, и делается из предосторожности, ради отдаления от разногласий. У маликитов и шафиитов мы не нашли ясных слов по этому вопросу»[5].

Шейху Ибн ‘Усеймину, да помилует его Аллах, задали вопрос: Будут ли грешны мусульмане, если никто из них не будет пытаться увидеть полумесяц рамадана (в начале месяца и в конце)?

Он ответил: «Поиск нового полумесяца рамадана или шаууаля был известен и во времена сподвижников, да будет доволен ими Аллах, так как Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: „Люди искали полумесяц (и увидели его), и я сообщили Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что я увидел его, и он стал поститься и велел поститься другим“.

И нет сомнений в том, что путь сподвижников, да будет доволен ими Аллах, совершеннее и полнее»[6].

Нам видится, что поиск нового полумесяца в рамадан, шаууаль и зу-ль-хиджа является коллективной обязанностью, так как с этим связаны два столпа Ислама – пост и паломничество.

А Аллаху ведомо лучше.

[1] Маджма‘у-ль-анхар. Т. 1. С. 238. Приводится с сокращениями.

[2] Аль-фатауа аль-хиндийа. Т. 1. С. 197.

[3] Кашшафу-ль-кына‘. Т. 2. С. 300.

[4] См. Сахих ат-Тирмизи.

[5] Аль-маусу‘ату-ль-фикхийа. Т. 22. С. 23.

[6] Ибн ‘Усеймин. 48 суалян фи-с-сыйам. № 21.

islamqa.info