Некоторые положения земного поклона во время чтения Корана
Такой земной поклон (суджуд ат-тилява) является «сунной», по другому мнению – «желательной сунной» в отношении чтеца и слушающего. Так считает большинство ученых: Малик, аш-Шафи и Ахмад (то есть по трем мазхабам).
— Имам аш-Шафи: «Я не желаю, чтобы (чтец или слушающий) оставлял что-либо из земных поклонов при чтении Корана. А если он не совершит „суджуд ат-тилява", то, по моему мнению, это нежелательно для него. Однако он не должен возмещать пропущенный «суджуд», поскольку такой земной поклон необязателен» ( «аль-Умм», 1/252).
— Имам Ахмад: «Если (аяты земного поклона) читаются во время молитвы, то для меня лучше совершить „суджуд", потому что такой поступок более желателен (и передан во многих хадисах)».
— «А кто прочитал их не в молитве, и не сделал земной поклон, – то это позволительно, по воле Аллаха» ( «Масаиль Абдуллах», №368).
Доводом того, что «суджуд при чтении Корана» является «сунной», а не обязательным действием, служит хадис Зейда ибн Сабита, да будет доволен ими Аллах, в котором он сообщил: «Я читал Пророку, мир ему и благословение Аллаха, суру ан-Наджм (где есть аят суджуда), и никто из нас не совершил земной поклон» (Передали аль-Бухари и Муслим).
И если бы земной поклон во время чтения Корана был бы обязательным, то непременно бы Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приказал совершить его, когда читался «аят суджуда» в суре «ан-Наджм».
Также в пятничный день Умар (да будет доволен им Аллах) читал на минбаре суру ан-нахль, пока не дошел до «аята суджуда». Затем он спустился вниз и совершил земной поклон. Люди тоже совершили его. Когда пришло время следующей пятничной молитвы, он снова стал читать эту суру, пока не дошел до «аята суджуда». И он обратился со словами: «Люди! Мы постоянно читаем „аяты суджуда". Кто же совершает земные поклоны, тот правильно поступает (в соответствии с Сунной), а кто не делает этого, то на нем нет греха». При этом Умар не совершил «суджуд».
Аль-Бухари сказал: «Ан-Нафиа добавил со слов Ибн Умара (да будет доволен ими Аллаха): „Аллах не вменил в обязанность «суджуд ат-тилява", только если мы сами не захотим (совершить его)» (Привел аль-Бухари).
В другой версии говорится: «Аллах не предписал нам (суджуд ат-тилява), только если мы сами не захотим» ( «Привел имам Малик в «аль-Муатта).
К тому же Ибн Куддама написал:» (Умар поступил так) в присутствии сподвижников и других предшественников. Поэтому это указывает на единое мнение» ( «аш-Шарх аль-кябир», 3/211).
И если бы «суджуд ат-тилява» являлся обязательным, то все, или некоторые, сподвижники не одобрили бы то, что Умар не совершил земной поклон».
Согласно другому мнению, «суджуд ат-тилява» – обязателен, по мазхабу Убу Ханифы.
В качестве довода они опираются на слова Всевышнего Аллаха: «Почему же они не веруют и не падают ниц, когда им читают Коран?». В этих словах содержится порицание. А порицание в свою очередь выражается только из-за оставления обязательных действий.
Также они опираются на изречение Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Когда сын Адама падает ниц, прочитав „аят суджуда", – шайтан удаляется и плачет. Он говорит: «Сыну Адама было велено совершить земной поклон, и он пал ниц, поэтому ему полагается Рай. А мне было велено сделать земной поклон, но я не совершил его, поэтому мне полагается Огонь» ( «Привел Муслим).
Как считают ханафиты, в этом хадисе содержится довод того, что сыну Адама велено совершать «суджуд ат-тилява». А абсолютное веление указывает на обязательность.
Ответ на аргументацию ханафитов: Ибн Джарир написал: «То есть Всевышний Аллах говорит: „Когда им читают Книгу их Господа, они не подчиняются и не покоряются" ( «Джамиа аль-баян», 12/516).
Кроме него аль-Куртуби написал: «Не падают ниц», то есть не выполняют молитву» ( «Ахкам аль-Куран», 19/280).
А на этот хадис можно ответить следующим образом:
Ан-Навави сказал: «Во-первых, именно Иблис назвал это велением. Следовательно, в этом нет довода. А если кто-то возразит: „Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщил те слова и не выразил свое порицание". То в таком случае мы ответим: «Он рассказывал и о других словах неверующих. Однако это не отменяет положения слов, которые ложны и неправильны».
Во-вторых, под велением подразумевается желательность, а не обязательность.
В-третьих, общее веление (в адрес сына Адама и Иблиса) касается земного поклона, а не обязательности» ( «Шарх Сахих Муслим», 2/72).
Также Ибн Абдуль-Барр сказал: «Никто из сподвижников не противоречил ни Умару, ни Ибн Умару. Поэтому мнение тех, кто обязал совершать земной поклон во время чтения Корана, не имеет никакого основания, поскольку ни Аллах, ни Его Посланник, не вменили его в обязанность. К тому же ученые не достигли единства касательно обязательности этого „суджуда". А предписания могут быть утверждены только на тех основаниях, которые мы упомянули, или же согласно подобным доводам» ( «аль-Истизкар», 8/109).
Кроме того, совершение земного поклона – сунна для чтеца и слушающего, а не для того, кто просто слышит «аяты суджуда». Об этом сообщается от Усмана, Ибн Аббаса, Сальмана и Имрана, да будет доволен ими Аллах. Таков мазхаб четырех имамов, знатоков фикха.
Однако ханафиты и шафииты сказали о желательности «суджуда ат-тилява» также для того, кто слышит эти аяты. Такое мнение передается от Ибн Умара, да будет доволен ими Аллах.
Слушающий – это тот, кто намеревается слушать чтение.
А слышащий – это человек, который не намеревается слушать его. Например, если кто-то проходит возле того, кто читает «аят суджуда», или же сидит, читая Коран, а рядом другой человек прочитал «аят суджуда», и так далее.
Как сообщается, однажды Усман, да будет доволен им Аллах, проходил мимо аль-Каса, который прочитал «аят суджуда», чтобы Усман совершил вместе с ним земной поклон. Но тот этого не сделал, и затем сказал: «Земной поклон следует совершить тому, кто слушает аят» ( «Привел Ибн Абу Шейба в „аль-Мусаннафе", №4247.
Ибн Аббас, да будет доволен ими Аллах, сказал: «Земной поклон должен совершать тот, кто сел, чтобы послушать „аят суджуда"» ( «аль-Мусаннаф», №4243). То же самое передается и от Ибн Умара, да будет доволен ими Аллах ( «аль-Мусаннаф», №4252).
Согласно мнению большинства знатоков фикха, земной поклон следует совершать слушающему Коран, в случае если чтец может быть имамом. А вот когда «аят суджуда» читает женщина, то человеку не нужно делать «суджуд», поскольку она не может быть имамом.
Однако согласно ханбалитскому мазхабу, следует совершать земной поклон, когда Коран читает ребенок, потому что он может руководить добровольной молитвой.
Имама Малика спросили о женщине, которая читает «аят суджуда», а возле нее сидит мужчина и слушает, нужно ли ему совершать земной поклон вместе с ней?
Малик ответил: «Он не должен делать суджуд вместе с ней. Суджуд должны совершать люди, находящиеся вместе с мужчиной, за которым они следуют. Он читает „аят суджуда" и те совершают с ним земной поклон.
Причем тот, кто услышал «аят суджуда» от человека, который не может быть ему имамом, – не должен совершать суджуд» ( «аль-Муатта», 1/207).
Ибн Абдуль-Барр написал: «Его слова (Малика) означают, что нужно следовать в совершении земного поклона при чтении „аятов суджуда" только за тем, кто может быть имамов в молитве. А, по его мнению, женщина и ребенок не могут руководить молитвой» ( «аль-Истизкар», 8/111).
Также Ибн Куддама написал: «Слушающему Коран полагается совершать земной поклон только в том в случае, если чтец способен быть имамом. Если же „аяты суджуда" читает женщина или ребенок, то слушающему не нужно делать суджуд… Об этом сказали Малик, аш-Шафи, Исхак» ( «Шарх аль-кябир», 4/214).
Положения земного поклона во время слушания «аятов суджуда»
— Если чтец не совершает земной поклон, то слушающему также не надо делать суджуд, как сообщается в вышеприведенном хадисе Зейда.
— Если человек прочитал «аят суджуда» в молитве, а другой (сидел рядом) и услышал аят, то ему следует совершить земной поклон вместе с ним, поскольку он слушает его.
— Слушающий не должен делать суджуд раньше чтеца, согласно общему значению доводов, а также потому что он не знает, станет ли чтец совершать земной поклон или нет?
— Разрешается подняться еще до чтеца.
По этому поводу ан-Наваи написал:» (Слушающий) не связан с чтецом. Он не намеревается следовать ему. Поэтому он может подняться с положения суджуда до него» ( «аль-Маджмуа аль-фатава», 3/568).
Условия земного поклона во время слушания аятов суджуда
Чтобы совершить земной поклон, услышав аяты суджуда не в молитве, необходимо выполнить то же самое, что и для добровольного намаза. Следует иметь ритуальную чистоту, обратиться в сторону Киблы и т.д. Таков мазхаб четырех имамов знатоков фикха.
Причем передается единое мнение о необходимости выполнить омовение для «суджуда ат-тилява». Об этом сообщается от Ибн Умара, да будет доволен ими Аллах, и других последователей.
Ведь земной поклон является частью молитвы, поэтому у него такие же условия, как и у молитвы. К тому же данный суджуд подобен «суджуду, совершаемом при невнимательности», поскольку оба они относятся к земному поклону ( «Бадаиа ас-санаиа», аш-шарх аль-кябир», 4/210).
Как передается, Ибн Умар, да будет доволен ими Аллах, сказал: «Пусть человек не делает земной поклон, кроме как в состоянии ритуальной чистоты» (Привел аль-Байхакы в «ас-Сунан аль-кубра», 2/325, Ибн Хаджар назвал его иснад достоверным в сборнике «Фатх аль-Бари», 2/644).
Аз-Зухри сказал: «Совершай земной поклон только, когда ты очищен. И если ты делаешь суджуд, находясь в своей местности, то обратись лицом к Кибле. Но, а если ты едешь на верховом животном, то можешь делать суджут в ту сторону, куда направлено твое лицо» (Это высказывание привел аль-Бухари в комментариях, до хадиса).
Ибн Хаджар также написал: «Точно такое же сообщение привел с непрерывной цепочкой Абдуллах ибн Вахб со слов Юнуса» ( «Фатх аль-Бари», 2/649).
Ат-Тирмизи принадлежит следующее высказывание: «По их мнению, если человек услышал „аят суджуда", не имея при этом омовения, – он должен совершить земной поклон, когда сделает омовение. Такого мнения придерживаются Суфьян и знатоки фикха Куфы, а также Исхак» ( «аль-Джамиа», №576).
Аль-Хасан аль-Басри сказал о человеке, который слышит «аят суджуда» и не имеет омовения: «Он не должен совершать земной поклон» ( «Привел Ибн Абу Шейба в „аль-Мусаннафе", №4355).
Ибрахиму ан-Нахаи принадлежат следующие слова: «Если человек услышал „аят суджуда", не находясь в состоянии ритуальной чистоты, он должен сначала сделать омовение, затем прочитать тот аят и совершить земной поклон…» ( «Привел Ибн Абу Шейба в „аль-Мусаннафе", №4356).
Кроме того, имам Малик сказал: «Мужчина и женщина должны совершать земной поклон только в состоянии ритуальной чистоты» ( «аль-Истизкар», 8/110).
Ибн Абдуль-Барр написал: «Знатоки фикха едины в том, что никто не должен совершать „суджут тилява", кроме как в состоянии ритуальной чистоты» ( «аль-Истизкар», 8/110).
Также ан-Навави написал: «Знай, для дозволенности и правильности „суджуда во время чтения Корана" необходимо выполнить условия добровольной молитвы. Например, очиститься от осквернения и всего нечистого, закрыть аврат, повернуться в сторону Киблы». ( «Шарх Сахих Муслим», 5/79).
Аль-Муваффак Ибн Кудама написал: «Суджуд тилява» – молитва. То есть, для него необходимо выполнить то же, что и для добровольной молитвы. Сюда относится прикрытие аврата, обращение в сторону Киблы и очищение от осквернения и всего нечистого. Так считает большинство ученых» ( «Шарх аль-кябир», 4/209, см. «Бадаиа ас-санаиа», 1/572).
Аль-Мардави написал: «Ан-Навави сообщил о едином мнении ученых о том, что для совершения „суджуда тилява и благодарности (шукр)" необходимо находится в состоянии ритуальной чистоты» ( «аль-Инсаф», 4/209).
Однако согласно мазхабу захиритов, совершить земной поклон при слушании аята суджуда можно и без омовения. Они опираются на два предания, которые на самом деле не могут служить доводом их мнения.
Так, Ибн Хазм сказал: «Как передается от Усмана, да будет доволен им Аллах, и Саида ибн Мусайиба, „женщина в период менструации может указать (движением тела или головы) на земной поклон"» ( «аль-Мухалля, 1/330 – 331, это высказывание привел Ибн Абу Шейба в «аль-Мусаннафе», 4352, 4353).
Даже если действительно высказывание, переданное от Усмана и Ибн Мусайиба, – достоверное, то в нем не сообщается, что они приказали женщине в период менструации, делать суджуд. Напротив, в нем говорится о кивке (головой или о движение тела), а в отношении человека, который не находится в пути или не едет на верховом животном, это действие не называется земным поклоном.
А вот Ибрахим ан-Нахаи сказал о женщине в период менструации, которая слышит «аят суджуда»: «Ей не полагается совершать земной поклон. Ведь она оставляет то, что намного важней суджуда, а именно предписанную молитву» ( «Привел Ибн Абу Шейба в „аль-Мусаннафе", №4347). Также считают Саид ибн Джубейр, Атта и аль-Хасан аль-Басри (Предыдущий источник).
Итак, вышеупомянутое мнение Имамов последователей – правильно. Женщина не должна делать суджуд в период менструации. Такое мнение больше соответствует шариатским текстам. К тому же ей нельзя совершать предписанную молитву, а тем более земной поклон во время слушания Корана.
Помимо Ибн Хазма, некоторые правоведы не видят необходимости делать омовение для «суджуда тилява», опираясь на то, что Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, «совершал земной поклон, не имея омовения» ( «Об этом сообщил аль-Бухари в комментариях к главе „Суджуд мусульман с мушриками").
Данное предание передается через Абуль-Хасана со слов человека, которого он причислил к своему положению, что Саид ибн Джубейр сказал: «Абдуллах ибн Умар спускался с верхового животного, лил воду и затем садился верхом. После чего он читал „аят суджуда", и не делал при этом омовение» (Привел Ибн Абу Шейба, №4354, Ибн Хаджар в «Таалик ат-таалик», 2/408).
Однако это предание слабое, в его цепочке есть неизвестный человек. Причем в данном сообщении не говорится, что Ибн Умар совершил земной поклон после того, как прочитал «аят суджуда».
И уже приводилось высказывание Ибн Умара с достоверным иснадом: «Пусть человек не делает земной поклон, кроме как в состоянии ритуальной чистоты».
Но согласно правильному мнению четырех имамов (Малика, Абу Ханифы, аш-Шафи и Ахмада) для совершения «суджуда тилява» необходимо выполнить то же, что и для молитвы. Например, следует закрыть аврат, повернуться лицом в сторону Киблы, иметь намерение, очиститься от осквернения и всего нечистого (крови, выделений…)».
Абу Умар Салим ибн Мухаммад аль-Газзи
Сажда — Тилява при чтении некоторых аятов
Передают, что ибн Умар рассказывал: «Пророк, салляЛлаху алейхи васаллям, читал нам Коран, когда же он доходил до места земного поклона, он возвеличивал Аллаха и падал ниц, и мы тоже падали ниц». Этот хадис передал абу Дауд. См. Аш-Шаукани, «Нейл аль-Аутар», т. 3, стр. 99.
В Коране есть 15 аятов, после чтения которых необходимо совершить саджда-тилява. Они обозначены словом «ас-саджда» на полях Корана и специальным значком в самом аяте.
1 - сура аль-Араф, 206
2 - сура ар-Рад, 15
3 - сура ан-Нахль, 50
4 - сура аль-Исра, 109
5 - сура Марьям, 58
6 - сура аль-Хадж, 18
7 - сура аль-Хадж, 77
8 - сура аль-Фуркан, 60
9 - сура ан-Намль, 26
10 - сура ас-Саджда, 15
11 - сура Сад, 24
12 - сура Фуссылат, 38
13 - сура ан-Наджм, 62
14 - сура аль-Иншикак, 21
15 - сура аль-Алак, 19
Сами эти земные поклоны не являются обязательными, а являются желательными. Сажда тиляуа - мустахаба, сунна, но не вуаджиб.
Когда человек читает Коран и доходит до этого аята или слышит, как кто-то в его присутствии читает это аят, для него является ваджибом совершить один земной поклон, согласно мнению ученых-ханафитов. Согласно мнению имама Шафии (рахимахуллах) это является Сунной.
И иногда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не делал сажда в том месте где пришло оно, а именно как в хадисе от Зейда ибну Сабита, да будет доволен им Аллах, который сказал: "Я прочитал пророку, да благословит его Аллах и приветствует, суру ан-Наджм, и он не сделал сажда в ней". (приводит имам Бухарий, 1082, имам Муслим, 577).
И как сказал аль-Хафиз, что это было сделано для того, чтобы показать на дозволенность оставления сажда, об этом говорили имам Шафии и другие, что если бы было оно уаджибом то пришло указание на это от пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Так же передается от 'Умара, да будет доволен им Аллах, что "он прочитал в день джум'а на минбаре суру ан-Нахль, и когда дошел до места сажда спустился и сделал сажда, и люди сделали вместе с ним. А в следующей джум'а он читал ту же суру и когда дошел до места сажда сказал: "О люде, мы дошли до места сажда, тот кто сделает его тот получит награду, а тот кто не сделает то нет греха на нем", и Умар не сделал сажда". (см. сахих имама Бухари).
Если человек произносит один из этих аятов во время намаза, он должен совершить саджда непосредственно во время намаза.
Способ совершения саджда во время намаза:
Нужно завершить чтение аята и сразу опуститься в саджда, произнеся «Аллаху Акбар». После саджда вернуться в положение стоя, сказав «Аллаху Акбар», и продолжить чтение без произнесения «Бисмилля».
Если человек слышит или произносит несколько таких аятов, в то время как он сидит на одном и том же месте, для него является обязательным совершить саджда только один раз. Когда один такой аят читается в нескольких разных местах или несколько аятов читаются в нескольких местах, то нужно совершить соответствующее количество саджда. Небольшой дом или комната мечети рассматриваются как одно место.
Является нежелательным читать Коран, сознательно пропуская аяты саджда, чтобы избежать выполнения саджда. Желательно читать аяты саджда не очень громко, чтобы на тех людей, которые находятся в пределах слышимости, не возлагалась бы обязанность совершения саджда.
Все правила относительно ритуальной чистоты (совершения полного и малого омовения и т.д.), которые применяются к намазу, необходимы и для совершения саджда тилява. Его запрещено совершать на восходе солнца, ровно в полдень и с того момента, как солнце изменяет свой цвет, до того момента, пока солнце полностью не сядет.
Что говорить в этом сажда?
Передаётся сразу в нескольких, даже можно сказать во многих сахих хадисах, как, например, у имам Ахмада (25863), абу Дауда (1848), ан-Насаи (1126), ибну Маджа (1054), ат-Тирмизий (580, 3425) и др.
سَجَدَ وَجْهِى لِلَّذِى خَلَقَهُ ، وَشَقَّ سَمْعَهُ وَبَصَرَهُ بِحَوْلِهِ وَقُوَّتِهِ"Совершил мой лик саджда перед Тем, Кто сотворил его, придал ему облик, наделил его слухом и зрением, из мощи Своей и силы". Это приводит имам Ахмад (25863). Хадис сахих, как об этом сказал Шу'айб аль-Арнаут в примечание к этому хадису.
Так же приводится такая версия:
سَجَدَ وَجْهِى لِلَّذِى خَلَقَهُ وَصَوَّرَهُ وَشَقَّ سَمْعَهُ وَبَصَرَهُ تَبَارَكَ اللَّهُ أَحْسَنُ الْخَالِقِينَ "Совершил мой лик саджда перед Тем, Кто сотворил его, придал ему облик, наделил его слухом и зрением. Благословен Аллах, Наилучший из творцов". Передал имам ан-Насаи (1126). Хадис сахих. Это подтвердил шейх Альбаний.
А нужно ли делать суджуд, если я читал Куран с телефона про себя, и то только перевод?
Во-первых, как говорил шейх Раслян, да сохранит его Аллах, на одном из уроков недавно (разбирая сокращённый вариант книги Ибн аль-Кайима, "заад аль-ма'ад"), что чтение Корана будет чтением тогда, когда оно будет выходить из уст человека. То есть, не про себя, не думая в голове, а именно шевеля губами. Это есть правильное понимание слово "къыраа" в арабском языке.
Во-вторых, земной поклон при чтение определённых аятов - это действие желательное, но не обязательное. И если человек читая Коран не сделал это сажда, то нет ему греха.
Можно ли делать суджуд перед Кураном? Не будет ли это считать поклонение самому Курану не имея при этом намерения?
Конечно нет. Это лишь сомнения и наущения. В Исламе нам приказано, как пришло в достоверном хадисе, не совершать молитву (намаз), кроме как на сутру (преграду), будь это стол, стул, столб, спина сидящего, впереди молящийся, седло верхового животного, посох и т.д. Никто из разумных мусульман никогда не считал это поклонением чему-то из вышеперечисленных предметов или людей.
Единственное исключение делают молитву в сторону могил, на памятник и т.п., так как даже если человек не намеревается поклоняться этим предметам, то увидевший его, может подумать что это дозволено в религии и впасть в многобожие! Поэтому молитва на кладбище, в сторону памятника, могилы и т.п. строго настрого запрещены в религии.
Необходимо ли иметь омовение для совершения суджуд и тилава если читаешь Куран на память или услышав чтение со стороны?
Для совершения суджуда тилява нет необходимости быть в состоянии ритуального омовения, согласно наиболее правильному мнению и после не надо произносить салам или такбир после этого, согласно наиболее правильному мнению ученых.
Предписано произнесение такбира во время земного поклона, потому что существует доказательство этому в хадисе ибн Умара (да будет доволен им Аллах).Но если суджуд тилява совершается во время намаза, то обязательно произнесение такбира, при опускании и поднятии, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) делал так при каждом движении в намазе, и он сказал: «Молитесь так, как видели (молящимся) меня» (Бухари в Сахих, 595).
Обязательным является произнесение "Subhaana Rabbiy al-A’laa (Преславен Величайший Господь), так же как является обязательным в молитве. Любые дополнительные дуа и зикры являются мустахабом. Суджуд Тилява является сунной, будь то в намазе или вне его, и не обязательным, по причине хадисов переданных от Зейд ибн Сабита и Умара.