Не делайте упущения в поклонении!
Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:
Имам аз-Захаби, да помилует его Аллах, сказал: «Существует разногласие относительно вопроса, что лучше: поиск знаний или дополнительные молитвы, чтение Корана и зикр. Что касается того, кто искренен и ради Всевышнего Аллаха приобретает знания, и он сообразителен, то такому предпочтительнее заняться поиском знаний, но совмещая это с дополнительными молитвами и другими видами поклонений. Если же вы увидите усердного в знаниях, но допускающего упущения в поклонении, (то знай, что) это ничтожный лентяй, и нет у него никакой искренности в своих намерениях!» («Сияру а'лям ан-Нубаля» 7/167).
Мусульманину следует надлежащим образом совершать добровольные намазы перед и после обязательных молитв, потому что их соблюдение является одним из важнейших способов обретения вознаграждения всевышнего и всеблагого Аллаха.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Кто регулярно совершает четыре рак‘ата до полуденного намаза и четыре рак‘ата после него, тот не попадет в ад”.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, также сказал: “Для того, кто совершит двенадцать рак‘атов в течение дня и ночи, будет воздвигнут дом в раю”.
Остерегайся козней сатаны, который заставляет некоторых людей уделять добровольным намазам больше внимания, нежели обязательным. Каким бы ни было вознаграждение за необязательные намазы, оно все равно меньше вознаграждения за обязательные молитвы.
Еще одним способом обретения вознаграждения Аллаха является изучение полезных знаний и обучение им других. Знания, которые приносят пользу в будущей жизни, и претворение их в жизнь помогают человеку стать образцом для подражания для окружающих.
Как-то один из богословов спросил одного из учеников: “Ты пробыл рядом со мной долгое время. Чему же ты научился?” Тот сказал: “Я изучил подробно восемь вопросов.
Во-первых, я посмотрел на людей и увидел, что у каждого из них есть что-то любимое, и когда человек умирает, он расстается с этим. Поэтому я счел для себя нужным любить добрые поступки, чтобы они остались со мной в могиле.
Во-вторых, я задумался над словами Аллаха “Тому же, кто страшился предстать перед Господом своим и удерживал душу от страстей…” Я старался воздерживаться от страстей, пока в моей душе не укоренилось полное подчинение Аллаху.
В-третьих, я увидел, что каждый человек оберегает то, чем владеет. Потом я задумался над словами Аллаха “То, что у вас есть, истощится, а то, что у Аллаха, останется навсегда”. Теперь, когда у меня появляется что-то ценное, я отдаю это Ему, чтобы это сохранилось у Него.
В-четвертых, я увидел, что люди полагаются на свое богатство, родословие и честь, которые на самом деле ничего не стоят. Потом я задумался над словами Аллаха “Самый уважаемый Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный”. Теперь я стараюсь быть богобоязненным, чтобы считаться уважаемым перед Аллахом.
В-пятых, я увидел, что люди завидуют друг другу. Потом я задумался над словами Аллаха “Разве они распределяют милости твоего Господа? Это Мы распределили между ними блага этой жизни и возвысили одних людей над другими…” После этого я избавился от зависти.
В-шестых, я увидел, что люди враждуют между собой. Потом я задумался над словами Аллаха “Воистину, сатана – ваш враг, и относитесь к нему как к врагу”. После этого я перестал враждовать с людьми и стал враждовать с сатаной.
В-седьмых, я увидел, что люди унижаются для того, чтобы заработать на жизнь. Потом я задумался над словами Аллаха “Нет ни одного животного на земле, пропитание которого не было бы у Аллаха”. Так я начал выполнять возложенные на меня обязательства и перестал думать о том, что есть у Него для меня.
В-восьмых, я увидел, что люди полагаются на торговлю, ремесло и телесное здоровье. Потом я задумался над словами Аллаха “Для того, кто уповает на Аллаха, достаточно Его [покровительства]”. После этого я стал уповать только на Аллаха”.
Полезными знаниями считаются те, которые облегчают нашу судьбу в будущей жизни, потому что именно будущая жизнь является нашей вечной обителью, тогда как мирская жизнь – всего лишь недолговечное пристанище. Конечно, это не означает того, что не следует изучать мирские науки. Нет! Однако шариатские знания превосходят по важности любую другую науку. Это относится ко всем областям шариатских знаний, начиная от изучения, понимания и чтения Корана и кончая наукой о хадисах и мусульманском праве.
Мы просим Высокого и Могущественного Аллаха посредством прекрасных имен и бесподобных качеств сделать эти наставления полезными для нас и наших братьев по вере. Мы также просим Его не делать нас теми, кто говорит то, чего не делает. Мир и благословение Аллаха Его рабу и посланнику, нашему господину Мухаммаду!
И в заключении воздадим хвалу Аллаху, Господу миров!