На востоке Саудовской Аравии вспыхнул вооружённый мятеж шиитов спровоцированный спецслужбами Ирана
На востоке Саудовской Аравии шиитские бунтовщики устроили вооруженное восстание. События происходят в городе Авамия провинции Катиф.
Иран давно ведет подрывную пропаганду среди шиитского населения Саудовской Аравии и других арабских стран, рассматривая его как свою пятую колонну. При этом в большинстве мест своего нынешнего компактного проживания шииты являются не коренными жителями, а трудовыми мигрантами и их потомками.
Что касается Авамии, то в ней власти, начиная с мая этого года, пытаются перестроить кварталы старого города так, чтобы проиранское подполье не могло использовать узкие улочки и коммуникации для своей подрывной деятельности. Теперь в ответ на это, шиитские боевики устроили открытое вооруженное выступление.
На данный момент власти страны оказывают содействие в эвакуации сотен мирных жителей данной местности, не желающих становится заложниками провокаций проиранских террористов и ответной реакции правительства на них.
Саудовская Аравия движется к гражданской войне?
Сейчас для того, чтобы началась гражданская война, нужна только искра. Я не зарабатываю на том, чтобы содействовать ее развязыванию. Наоборот, я пишу это как призыв очнуться ото сна.
«Какая разница?», — спросите вы. Экономические трудности необязательно являются определяющим фактором для того, чтобы народ восстал против власти. В десятках, даже в большинстве стран по всему миру экономическая ситуация куда хуже. Возьмите хоть Африку, Латинскую Америку и многие другие места, где власть существует за счет силы и вопреки неблагоприятной экономической реальности.
Да, но в Саудовской Аравии все немного иначе. Представьте, что у вас есть дом, который вы смогли купить после многих лет тяжелого труда. Вы живете в нем с семьей и вдруг неожиданно выясняется, что вы вот-вот его потеряете. Как бы вы себя чувствовали (да и любой другой на вашем месте)?
Представьте себе разочарование: ваша семья скатывается в нищету, скоро ей будет негде жить, хотя десятки лет ей, казалось бы, ничего не грозило. Если говорить о конкретных людях, то это может свести с ума, кого-то — даже довести до самоубийства, другим придется начинать с нуля.
Если брать общество в целом, то это может означать только одно — революцию. Когда люди теряют всё, что имеют, их единственным ответом может быть возмутиться и выйти на улицы.
Помимо внезапной потери благосостояния, другая отличительная особенность Саудовской Аравии заключается в том, что беднейшие люди, да и большинство населения, сосредоточено в городах. То есть между ними нет организационных преград для эффективной политической активности, которые есть между бедными слоями населения в странах третьего мира.
Как малоимущие тунисцы и египтяне, совершившие революции в своих странах, малоимущие саудовцы имеют надежную систему коммуникаций и хорошие географические связи, поэтому им довольно легко организоваться и собраться.
Еще один важный фактор в саудовской политике это деньги, которые всегда были инструментом широкого влияния и способствовали стабильности через внутренние ассигнования на создание рабочих мест или инфраструктурные проекты. Поэтому иссякание средств будет еще одним побудителем дестабилизации королевства в скором будущем.
Налицо социально-экономические факторы. Экономическая активность снижается. Несправедливое отношение государства к населению в том, что касается ограничения права на самоидентификацию и других свобод, еще больше ускоряет движение в тупик. Совокупность всех этих факторов вместе взятых рано или поздно может привести только к революции.
Достаточно нескольких тысяч людей на улицах и агрессивной реакции сил безопасности, чтобы началось то, что называют первой фазой гражданской войны.
Вспомним Ливию и Сирию. Выступления с требованиями смены диктаторского режима во время «арабской весны» в обеих были встречены чрезмерным применением силы. Обычно это ведет к неповиновению в рядах силовиков, а со временем — к массовому дезертирству. Так и возникла «Свободная сирийская армия».
Когда такое случается, страна становится открытой для внешнего вмешательства. Вывод: со стороны саудовской власти будет разумным принять меры сейчас, чтобы сдержать народный гнев до того, как произойдет вспышка.