Мусульманин мусульманину брат!

Мусульманин мусульманину брат!

Хвала Аллаху Господу миров!

Передается от ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мусульманин мусульманину брат, и он (не должен) ни притеснять, ни предавать его. Тому, кто (поможет) своему брату в нужде его, Аллах (поможет) в его собственной нужде, того, кто избавит мусульманина от печали, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения, а того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет в День воскресения». аль-Бухари, 2442; Муслим, 2580.

Шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: "«Мусульманин мусульманину брат…» ― имеется в виду братство в религии. Аллах Всевышний сказал: «И по Его милости вы стали братьями» (Сура али ’Имран, аят 103). А также: «Если же вы не знаете их отцов, то они являются вашими братьями по вере и вашими близкими» (Сура аль-Ахзаб, аят 5). И это братство является самым крепким из всех видов братств. Оно крепче, чем кровное братство. Ведь, бывает так, что твой кровный брат является твоим врагом, и ты ненавидишь его.

Что же касается религиозного братства, то оно сохраняется как в мирской жизни, так и в вечной. Это братство помогает человеку при его жизни и после смерти.

«…и он (не должен) ни притеснять…» ― он не должен притеснять своего брата ни в имущественных вопросах, ни в физическом плане, не должен затрагивать его честь и честь его семьи. Суть в том, что запрещены все виды притеснения.

«…ни предавать его…» ― то есть: не предавать его в тот момент, когда кто-то хочет причинить ему несправедливость. Мусульманин должен защищать своего брата ото всякого зла.

Следовательно, нужно объединить в себе две вещи:

Во-первых, нельзя притеснять своего брата;

Во-вторых, нельзя предавать его в тот момент, когда его притесняют. Напротив, необходимо его защищать.

Поэтому ученые, да помилует их Аллах, говорят, что человек обязан защищать честь своего брата, жизнь своего брата и имущество своего брата.

Например, если ты услышишь, как кто-то ругает твоего брата, злословит о нём, то ты обязан защищать его. Если ты увидишь, как кто-то нападает на твоего брата и ты в состоянии его защитить, то ты обязан это сделать. Если ты видишь, как кто-то хочет отобрать у него имущество, то ты также обязан защитить его.

«Тому, кто (поможет) своему брату в нужде его, Аллах (поможет) в его собственной нужде…» ― из этого следует, что если человек притесняет своего брата, то братство между ними неполноценное. Если он предает его в тот момент, когда кто-то притесняет его, то братство между ними также неполноценное. Если человек решает проблемы своего брата, то этим самым он обретает огромное благо, так как Аллах начинает помогать ему самому.

«…того, кто избавит мусульманина от печали, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения…» ― существует много способов избавления мусульманина от печали.

Например, если твой брат печалится из-за денежных трудностей, а ты дашь ему денег, то этим самым ты избавишь его от печали. Если, например, у твоего брата тяжелое душевное состояние, и ты помог ему, подняв настроение, то этим самым ты также избавил его от печали.

«…а того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет в День воскресения» ― то есть: если ты скроешь какой-нибудь недостаток своего брата, то Аллах скроет твои недостатки в мирской жизни и в Вечной.

Но из этих слов есть исключения, так как покрытие мусульманина иногда может быть похвальным деянием, а иногда запретным. Например, ты видишь человека, совершающего грех. Этот человек – злодей, упорствует в своих грехах. В такой ситуации сокрытие его грехов не добавит ему ничего, кроме еще большей несправедливости. В данном случае нельзя скрывать его грехи, а наоборот рассказать о них для его же блага. Если же ты видишь человека, который обычно не совершает ничего дурного, но вдруг допустил оплошность, то его оплошность желательно скрыть, не рассказывая о ней никому. Если ты скроешь эту оплошность, Аллах скроет твои недостатки в мирской жизни и в Последней.

Также нужно покрывать физические недостатки мусульманина. Например, если у мусульманина на теле какие-нибудь шрамы, кожные заболевания, и так далее, то обязательно нужно скрывать эти его недостатки. Если ты скроешь их, Аллах скроет твои недостатки в мирской жизни и в Последней".

"Шарх Рийад ас-салихин", хадис № 233