Мусульмане призвали построить в Москве больше мечетей из-за нехватки мест для прихожан
Это позволит избежать транспортного коллапса в городе по пятницам и в праздничные дни. Об этом в интервью радиостанции «Говорит Москва» рассказал сопредседатель Совета муфтиев России, председатель Духовного управления мусульман Азиатской части России Нафигулла Аширов. Также он прокомментировал проект строительства в столице храмов по программе РПЦ.
«Нам необязательно копировать всё с РПЦ, но каждую пятницу, когда не было пандемии, все улицы при четырёх московских мечетях были переполнены людьми, что мешало транспортному движению и пешеходам. Количество мусульман в Москве значительно возросло, соответственно, четыре мечети не удовлетворяют потребность религиозных людей, и они вынуждены молиться то под дождём, то под снегом, то на тротуарах. Речь не идёт о том, чтобы была какая-то программа, подобная программе в РПЦ, а строительство одной, может быть двух мечетей, позволило бы разгрузить улицы. Не обязательно в центре — в ближнем Подмосковье можно было бы построить большую соборную мечеть». Аширов отметил, что основная проблема заключается в выделении места под строительство.
«Уже более 15 лет ни одного места под мечеть не выделено до сих пор. В чём заключается причина, мы не знаем. Мечети в России строятся силами самих верующих — мусульманских меценатов. Никто не рассчитывает, что из бюджета будут тратить деньги на мечеть, я считаю, что у бюджета есть свои основные задачи. Учитывая, что религия отделена от государства и является частным делом граждан, финансирование мечетей происходит за счёт пожертвований самих верующих».
По словам сопредседателя СМР, в других регионах России вопрос о постройке новых мечетей не стоит так остро.
Ранее Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил об увеличении количества храмов и монастырей Русской православной церкви в стране.
Для чего первый заместитель муфтия ДУМ Чечни посетил Нафигуллу Аширова
11 сентября 2021 года в Москве состоялась встреча муфтия ДУМ Азиатской части России Нафигуллы Аширова (постоянно живущего в Москве) и первого заместителя муфтия Чечни, руководителя аппарата ДУМ Чечни Супьяна Курбанова. На первый взгляд - визит вежливости, очередная встреча между религиозными деятелями разных муфтиятов, коих проходит в течение года масса по всей стране, и разговоры "о всем хорошем против всего плохого".
Но даже в сухом отчете (https://islamnews.ru/news-rossiyskie-islamskie-deyateli-obsudili-printsipialnye-voprosy) об этой встрече есть кое-какие намёки, которые читаются между строк: "В ходе беседы, с учётом актуализировавшихся в последнее время на Северном Кавказе и в других регионах России со значительным мусульманским населением проблем с соблюдением принципов взаимного уважения, недопущения постороннего недружественного вмешательства во внутренние дела других организаций, был сделан особый акцент на том, что духовные управления, сотрудничая между собой в вопросах общей важности, должны придерживаться братских доверительных и взаимоуважительных отношений".
Теперь если перевести этот канцелярит на понятный русский язык, то это означает два момента:
Во-первых, на Северном Кавказе не хотят, чтобы "татарские" муфтияты лезли на каноническую территорию муфтиятов Северного Кавказа. Это явно посыл в первую очередь для ДУМ РФ, а не против Аширова: мы уже писали (https://t.me/thesecretsoflakekaban/1099) о том, что Координационный центр мусульман Северного Кавказа выпустил против ДУМ РФ специальное заявление. ДУМ Чечни входит в состав КЦМСК. Т.е. тут как бы передают намёк ДУМ РФ: ребята из команды Гайнутдина, видите себя прилично, на наши канонические территории не залезайте, свои паралельные мухтасибаты не создавайте, раскол в исламской умме не плодите.
Во-вторых, недавно в Саратовской области появилась официально зарегистрированная община ДУМ Азиатской части России, которая достраивает свою мечеть в г. Энгельсе. Это вызвало лютую ярость у муфтия Саратовской области Мукаддаса Бибарсова. Сам расколов 31 августа 1992 года единый муфтият на территории России ДУМЕС (именно в этот день Бибарсов провозгласил создание независимого ДУМ Саратовской, Пензенской и Волгоградской областей), теперь оказался в том же положении, что и Талгат Таджутдин осенью 1992 года: в Саратовской области, которую Бибарсов считал как муфтий своей канонической территорией, территорией своей духовной власти, вдруг появляется и создается община в г. Энгельсе, которая ему не подконтрольна, его за своего муфтия не считает, а муфтием считает Нафигуллу Аширова, в юрисдикции которого официально община находится.
Между ДУМ Саратовской области и ДУМ Чечни весьма теплые отношения: Бибарсов неоднократно посещал Грозный, его там гостеприимно встречали, у себя в Саратовской области он опирается на чеченское землячество. Видимо, Бибарсов по своим каналам попросил ДУМ Чечни как-то поговорить с Нафигуллой Ашировым: у Бибарсова есть опасение, что и другие общины Саратовской области, недовольные его политикой, могут перебежать к Аширову в ДУМАЧР. Ведь если такое получилось у одной общины, такое же могут повторить и другие. Т.е. раскол будет шириться. Вероятно, что именно это тоже попытался донести первый зам. муфтия Чечни до Аширова.
Кстати, муфтий ДУМ Азиатской части России Нафигулла Аширов по-видимому потихонечку натаскивает своего сына Юнуса Аширова на то, чтобы плавненько ему передать руководство ДУМ АЧР в перспективе. Его часто можно увидеть на разного рода встречах отца с важными гостями и посетителями. Заметим, что в ДУМАЧР нет должности "заместитель председателя", и Аширову-старшему стоило бы подумать на эту тему: должность ведь вакантная, можно и под сына ее сознать. Пока мы так понимаем, что Юнус Аширов руководит центральным офисом ДУМАЧР.