Можно ли делать и проклинать кого-либо в ду'а коллективно?

Можно ли делать и проклинать кого-либо в ду'а коллективно?

Можно ли, делая ду'а за наших братьев и сестер в Палестине - Газе просить Аллаха, чтобы Он уничтожил сионистов и неверующих, проклял их, погубил, приблизил их наказание? Согласуется ли это с Сунной Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)?

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:

Когда идет речь о массовой несправедливости, как угнетение мусульман со стороны правителя или целого народа, то в таком случае разрешено наводить на несправедливых проклятие. Так сделал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и в случае предательского убийства членами племени 70 знатоков Корана, которых он отправил для обучения их Корану. После этого случая Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) на протяжении месяца в каждом намазе в кунуте просил Аллаха погубить предателей из племени. Всевышний Аллах знает лучше.

Каково положение коллективного ду'а? Является ли сунной коллективное дуа после фард намаза джамаатом?

Это не является Сунной, более того, ученые называют это нововведением бид'а, поскольку нет относительно недозволенности этого разногласия, как говорили ученые Постоянного комитета, порицая (запрещённый в РФ) джама'ат таблигъ. 

Ни после намаза, ни в другое время нет указания в Сунне на правомочность совершения группового ду'а, если только речь идет не о мольбе во время намаза, как например ду'а за умершего мусульманина в джама'ат намазе - в джаназа, или во время ду'а къунут в молитве Уитр или в конце обязательных намазов (науазиль) и т.п. 

Или когда кто-то не целенаправленно, не избирая специально место и время начал делать дуа, а присутствующие стали говорить "Амин", в этом также нет ин ша-Аллах проблем.

А тот, кто утверждает, что коллективная мольба - ду'а после фард намаза или в иное конкретное время является Сунной, тот и обязан предоставить довод, так как изначально это относится к обрядовому поклонению. Если на это есть довод в Сунне или же хотя бы в поступках сподвижников, то мы обязательно ин ша-Аллах это примем.

Шейхул-Ислам Ибн Теймия сказал: «А что касается дуа имама и присутствующих вместе после намаза, то никто не передал от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) ничего». Маджмуа фатауа 22/515.

Мубаракфури сказал: «Знай, что ханифиты на сегодняшний день постоянно поднимают руки для дуа после каждого обязательного намаза, как будто это является уаджибом. Поэтому порицают того, кто дал салям после обязательного намаза и сказал: «Аллахумма антас-салям уа минкас-салям табаракта я зал-джаляли уал-икрам», а потом встал и ушел не сделав ду'а и не подняв руки. Этот их поступок противоречит словам их имама Абу Ханифы. Также противоречит тому, что в их книгах». Тухватул-ахуиза, глава «ма йакулу иза саллама минас-салат».

Абу ‘Усман ан-Нахди рассказывал: “Однажды один наместник написал ‘Умару ибн аль-Хаттабу письмо, в котором говорилось, что там есть люди, которые собираются вместе и обращаются к Аллаху с мольбами за мусульман и амира. ‘Умар написал ему: «Приезжай ко мне вместе с ними». Когда они приехали, ‘Умар сказал слуге: «Приготовь кнут». Когда же они вошли к нему, ‘Умар стал бить их кнутом”. Ибн Абу Шейба 8/558, Ибн Уаддах в «аль-Бида’» 19.

А если сторонники того мнения что можно делать групповое дуа, приведут вот этот вот аят в довод: "О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе,- быть может, вы преуспеете." (Сура ан-Нур 31). Что им ответить? Как правильно понимается и совмещается со всем выше сказанным этот аят?

В этом аяте указывается на то, чтобы верующие каялись перед Аллахом, т.е. обращение ко всем верующим без исключение, а не в том, чтобы они собирались вместе все и совместно приносили покаяние). Спроси у тех, кто приводит этот аят в довод на коллективное дуа: А кто понял так помимо вас этот аят из ученых и сделал из него такой вывод?! Не встречалось никогда, чтобы сахабы все вместе собирались и делали тауба джама'атом.

Хабиб ибн Масляма аль-Фихри (да будет доволен им Аллах) – считалось, что его ду'а принималось Аллахом – говорил: «Я слышал, как Пророк (мир ему и благословение) сказал: "Когда соберутся мусульмане, и кто-то из них будет делать ду'а, а другие говорить: «Амин!», то Аллах примет их мольбу"» (Табарани. «аль-Муджма аль-Кабир», № 3536; Хайсам писал: «Цепочка передатчиков достоверная»; имам аш-Шавкани в книге «Тухфату аз-Закирин»; имам Хаким также признал: «Хадис с достоверным иснадом»). 

Немного не понятно, это же является нововведением, коллективное ду'а? Но тут написано иснад достоверный. Поясните?

Относительно достоверности этого хадиса есть разногласие. И если быть точнее, то имам аль-Хайсами не сказал, что цепочка хадиса достоверная, а сказал, что передатчики хадиса являются надежными. Это не всегда указывает на достоверность хадиса. Ведь при надежных передатчиках хадис может быть слабым по причине того, что его иснад будет прерванным. И кстати как раз по этой причине шейх аль-Альбани в "ад-Да'ифа" назвал этот хадис слабым, потому что в его иснаде есть разрыв между передатчиком Абдуллахом Абу Хубайрой и сподвижником Хабибом ибн Маслямой аль-Фихри. Абу Хубайра надежный передатчик, однако он родился в 41 г.х., и через год умер Хабиб, а следовательно этот хадис никак не может быть достоверным, потому что его иснад прерванный.

Есть ли основания тому, что после фард намаза ду'а лучше принимается? Например, если я читаю его отдельно, потому, как я понял из выше сказанного, джамаатом бид'а? Или это тоже бид'а? Бид'а считается только коллективное ду'а после намаза или вообще? И еще, если оно дозволено, то нужно ли поднимать руки всем или только тому кто делает дуа?

Любое коллективное ду'а, будь то после намаза или в иной обстановке

Шейх Ибн Баз подходил очень строго к этому вопросу и называл нововведением (бид'а) любое коллективное ду'а. И он делал это опираясь на общие правила и основы, чтобы перекрыть двери к заблуждениям. Имам аш-Шатыби говорил: "Любое деяние, если его основа установлена, однако его открытое совершение и постоянство в нем могут посчитать Сунной, то оставление этого требуемо исходя из раздела "закрытие дверей, ведущих к плохому"!" См. "аль-И'тисам" 1/475.

Имам аль-Къарафи сказал: “Имам Малик и группа ученых порицала для имамов мечетей и джама’атов обращение с мольбами после обязательных молитв вслух для присутствующих, который собирались вокруг этого имама, выдвигая его из-за почета. Они порицали это по той причине, что имам устанавливал себя посредником между Аллахом и Его рабами, желая достичь посредством своей мольбы блага. Ведь есть опасение, что он станет возвеличивать себя и испортит свое сердце, и станет ослушаться своего Господа в этом случае сильнее, чем будет повиноваться Ему”. См. “Шарх ар-Рисаля” 1/201.

Имам Ибн Муфлих сказал: “Когда имама Ахмада спросили: «Является ли порицаемым то, что люди собираются вместе и взывают к Аллаху, поднимая при этом руки?» Ахмад ответил: “Я не порицаю это для братьев, если они не будут собираться для этого целенаправленно, если только не будут поступать так часто!” 

Абу-ль-‘Аббас аль-Фадль ибн Михран рассказывал: «Я спросил Яхью ибн Ма’ина и Ахмада ибн Ханбаля: «У нас есть люди, которые собираются вместе, взывают к Аллаху, читают Коран и поминают Аллаха. Что вы скажите на это?» 

Что касается Яхьи ибн Ма’ина, то он сказал: “Пусть читает Коран, взывает после молитвы и поминает Аллаха сам”. Я сказал: “Мой брат делает так”. Он сказал: “Запрети ему”. Я сказал: “Не принимает”. Он сказал: “Увещевай его”. Я сказал: “Не принимает, и что мне бойкотировать его?” Он сказал: “Да”. 

А когда я пришел к Ахмаду и спросил его о том же, он тоже сказал: “Пусть читает Коран, взывает после молитвы, поминает Аллаха сам и изучает хадисы посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”. Я сказал: “Запрещать это?” Он сказал: “Да”. Я сказал: “Не принимает”. Он сказал: “Напротив, ин ша-Аллах примет, ибо этот новшество, то собрание, о котором ты сказал”. Я спросил: “А если не примет наставление, то бойкотировать его?” Ахмад улыбнулся и замолчал”. См. “аль-Адаб аш-шар’ия” 2/102.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Совместное чтение Корана, поминание Аллаха и мольба – это вещь хорошая, если только из этого не делать постоянство, в виде узаконенных собраний, ибо в таком случае это станет порицаемым нововведением!” См. “Маджму’уль-фатауа” 22/523.

Шейха Ибн ‘Усаймина спросили: “Некоторые люди собираются для знания, а по завершению они делают коллективное ду’а: один из них взывает, а остальные говорят: «Амин». Является ли это правильным?”

Шейх ответил: “Это нормально, если не избирать из этого обычай. Ведь если делать так всегда, то это станет Сунной, а такое не является Сунной! Если эти люди совершают так все время, каждый раз как соберутся вместе, завершая это таким ду’а, то это нововведение, и мы не знает такого от пророка (мир ему и благословение Аллаха). Но если иногда, например они прошли что-то об устрашении или о награде, и стали просить Всевышнего Аллаха об этом, то нет в этом проблем. Ведь есть разница между постоянной вещью и редкой. Человек может сделать что-то иногда, за что не получает порицание, как скажем посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) иногда совершал ночные добровольные молитвы с некоторыми сподвижниками. Но вместе с тем, не является Сунной чтобы человек совершал ночные молитвы в джама’ате, кроме как изредка”. См. “Ликъаат Баб аль-мафтух” 21/117.

Итак, на основании упомянутых слов ученых нам стало ясно, что совершать совместное ду'а иногда, если не делать из этого обычай, не выбирать определенное место и время, нет в этом ничего плохого. Но если это делать в постоянном порядке, пологая что так и надо или что это Сунна, тогда это уже будет порицаемым нововведением.

Уа-Ллаху а'лям