Москве не хватает мечетей

Москве не хватает мечетей

Столичные мусульмане вместе со всем мусульманским миром 12 сентября отметят Курбан-байрам — празднование, которым завершается паломничество в Мекку. Десятки тысяч верующих снова заполнят московские мечети и прилегающие к ним пространства, вызывая вокруг сплошные заторы. Телеканалы покажут с одной стороны — толпы молящихся, а с другой — недовольных москвичей, которые с трудом протискиваются сквозь ряды мигрантов. Подобную картину мы наблюдаем последние пятнадцать-двадцать лет, и ничто не меняется в сюжете. Мусульман много, а мечетей на всех не хватает!

Не так давно автор этих строк присутствовал на пятничной проповеди в Соборной мечети на проспекте Мира. Было пасмурн, и каждый норовил попасть внутрь, где тепло, уютно и легче внимать проповеди имама, устроившись на мягких персидских коврах.

Однако повезло не всем. Тысячи бедолаг остались стоять под моросящим дождем во дворе величественного здания нового собора, расстелив молитвенные коврики на мокрых бетонных плитах. Часть людей расположилась на примыкающей территории: на газонах, пешеходных дорожках, внутри ограждений и возле проходов.

Наверное, многие задавались вопросом: почему в нашей богоизбранной стране верующие вынуждены в любую погоду простаивать часами на холодных камнях, мокрой траве, на тротуарах, на асфальте, в жиже или в снегу! Причем не один раз, не в течение недели, месяца или даже года, а на протяжении десятилетий!

Чиновники уверены, что культовых сооружений в Москве достаточно и новые не требуются. Напомним, что в столице сегодня действует четыре мечети — на проспекте Мира, Большой Татарской, в Строгине и на Поклонной горе. Последняя, Мемориальная мечеть, возведена лет двадцать назад, и с тех пор всякое вольнодумство о необходимости новых святилищ власть жестко пресекает. Если кто и выступит с неожиданной инициативой, то в нужном месте собирается дежурная «группа недовольных граждан», и проект благополучно сворачивается. На ближайшие двадцать лет.

Для многих покажется странным и даже диковинным, что Россия не только православная, но и исламская страна, как справедливо однажды заметил президент Путин. К его словам можно добавить, что и столица у нас в какой-то степени мусульманская. По крайней мере, московские татары (коих немало) — коренные жители Москвы, стоявшие у истоков ее основания, о чем свидетельствует городская топонимика — название улиц, площадей, бульваров и набережных.

По разным оценкам, численность московских мусульман (имеющих жилье и регистрацию) приближается к двум миллионам. То есть на одну мечеть, вмещающую обычно несколько тысяч человек, приходится до полумиллиона верующих. Пусть не все из них практикующие, но статистика впечатляет.

Любопытно, что во многих столицах мира и крупных мегаполисах, исторически никак не связанных с исламом, в разы больше мечетей. По мнению профессора Ихсана Багби из Университета Кентукки, в Нью-Йорке на сегодня действует 257 мечетей, в Калифорнии — 246, в Берлине — 80, во Франции 2200 (на 6 миллионов мусульман), в Лондоне и вокруг него — около 300, в Пекине — 77.

В Москве вопрос строительства новых молельных залов и помещений давно закрыт. Власти уверены, что он искусственно кем-то раздувается и рассосется, как только мигранты вернутся в свои кишлаки и аулы. Тем более что свободных пространств в городе нет.

Такое впечатление, что наверху сознательно оттягивают проблему, которую таки решать придется. Как показывает опыт, территория вокруг любого святилища (церкви, мечети, синагоги или буддийского храма) мистическим образом облагораживается, приобретая аккуратный и современный вид. Появляются газоны и зеленые насаждения, радуя глаз своей новизной и порядком.

Давняя и твердая позиция власти против сооружения хотя бы одной новой мечети — это в какой-то степени индекс отношения к самой религии. Дело не только в нехватке мест для их возведения. Все гораздо серьезнее и глубже.

По данным директора московского Института демографических исследований Игоря Белобородова, в настоящий момент почти четверть населения России составляют граждане, исповедующие ислам. То есть около 30 миллионов человек. Они не чужие и не пришлые, как в Европе или США, а исторически живут на этих землях, которые в разные эпохи вошли в состав Российской империи — Волжская Булгария, Приуралье, Сибирь, Крым, Туркестан, Кавказ, Астраханское ханство.

Но давайте посмотрим, сколько выходцев из мусульманской среды представлено сейчас в структурах государственной власти, в правительстве страны? Ответ очевиден — почти ни одного. Даже министрами или вице-премьерами по Северному Кавказу назначаются люди, никогда не жившие здесь и не знакомые с местными особенностями! Надо полагать, что среди 30 миллионов магометан не находится ни одного достойного на столь высокие государственные посты!

А сколько их среди глав столичных округов, районных управ или префектур? Среди руководителей московских вузов, общеобразовательных школ, медицинских учреждений, государственных компаний, муниципальных учреждений или столичных судов? Думаю, если и затесался какой-нибудь коренной москвич — татарин, то вряд ли признается в этом даже самому себе!

Речь не о специальных вакансиях или квотах для отдельных этносов или конфессий (ни боже мой!). Но так получилось, что последние два десятилетия усилиями таинственных бен-ладенов, игилов и прочих радикалов произошла массовая демонизация самого ислама. И эта атмосфера страха, недоверия, боязни выдавливает мусульман из социума на обочину жизни. У многих ребят нет шансов банально трудоустроиться, не говоря уже о социальных лифтах, карьерном росте или директивной должности. Будь хоть с красным дипломом столичного вуза или даже корочкой кандидата наук.

Столичная молодежь «нетитульного происхождения» часто уезжает в Европу, США, Китай, Южную Корею или в африканские страны в поисках лучшей доли! Ведь даже в столичной полиции, испытывающей огромный дефицит непьющих кадров, со времен Рушайло действует негласный указ — «одиозных» кавказцев (особливо чеченцев) не брать! Знакомый офицер МВД рассказывал, как однажды в столичном главке ему швырнули обратно анкету молодого кавказца — претендента на рядовую должность, добавив при этом: «Хто такой? Не русский — не бери»!

Примерно такая же ситуация в органах прокуратуры РФ, в аппарате СК, в налоговой службе, в системе судебных приставов, не говоря уже о судах или нотариате. Раньше это объяснялось желанием сохранить чистоту кадров в системе правоохранительных структур, не допустить в ее ряды мздоимцев и коррупционеров. Признаемся честно, вряд ли принципиальнее, чище или целомудреннее стали с того времени все вышеназванные органы!

В жизни российских мусульман случались и благословенные времена, когда они требовались для защиты Отечества. К примеру, на фронтах Первой мировой горцам Дикой дивизии дозволялось открыто молиться и соблюдать религиозные посты. Для них строились компактные передвижные мечети, которые колесили вслед за наступающими частями (лишь бы они хорошо наступали! — Авт.). В войсках даже вводились должности полковых имамов, кадиев и муэдзинов, а для особо отличившихся туземцев — специальные воинские награды империи с соответствующей символикой! Чеченский, ингушский, дагестанский, кабардинский, татарский, черкесский полки доказывали свою лояльность и преданность в боях даже против единоверцев Османской империи. Правда, затем часто наступали времена исламофобии, отчуждения и реакции.

Справедливости ради отметим — так же относилась власть и к представителям других конфессий, особенно к православным, которые тоже требовались в дни опасности — «За веру, царя и отечество». Не случайно же Сталин назвал Великую Отечественную войну Священной!

Сегодня отношение к вопросам веры и верующих существенно изменилось. Мы можем лицезреть часами богослужения перед Рождеством или Пасхой, крестные ходы и другие религиозные праздники на главных телеканалах страны и т.д.

Мусульман такой чести пока не удостоили. Никаких богослужений и проповедей на ТВ. В лучшем случае покажут репортаж с ордами гастарбайтеров, устроивших коллапс в метро, на столичных улицах и проспектах в очередной Курбан-байрам. Или старую запись обряда жертвоприношения с блеющим барашком, чей испуганный и печальный взгляд напомнит всем о «цивилизационных особенностях» мусульман и их веры. Посыл прост и ясен — зачем для них строить новую мечеть?!

Саид Бицоев, журналист

Источник