Мнения по прошедшей конференции в Грозном

Мнения по прошедшей конференции в Грозном

Альбир Крганов: В Грозном исламские богословы реализовали тезисы Путина

Всемирная конференция исламских ученых в Грозном стала в истории современной России первым мероприятием столь высокого уровня представительства мусульманских ученых мира, заявил ИА IslamNews муфтий Москвы, Центрального региона и Чувашии Альбир Крганов.

По словам священнослужителя, важность заявленной организаторами темы «Кто они – последователи сунны?» признали иностранные гости.

«За последние несколько лет в мире впервые проходит подобная богословская конференция. Сегодня мы наблюдаем, как религиозные символы и смыслы используются околорелигиозными или псевдоисламскими группами влияния, которые ссылаются на аяты Корана, хадисы Пророка, но фактически искажают суть религии», — сказал Крганов.

В этой связи в ходе конференции была принята фетва, в которой дано определение традиционному исламу.

«Конечно, в исламе не принято говорить «традиционный ислам». Тем не менее, такое словосочетание в России и в ряде других стран используется для обозначения ислама, который сложился сотни лет назад на определенной территории, где сохранились традиции народа, не противоречащие исламским нормам и ставшие неким национальным колоритом. Наш президент и известные религиозные деятели так же используют данный термин», — напомнил он.

По словам муфтия, Ахлю Сунна валь Джама’а — основное направление в исламе, о его последователях подробно говорится в принятой фетве.

«Практически весь цвет исламского богословия, ученые придерживались одного из четырех мазхабов (школы шариатского права — ред.). В фетве и декларации говорится о том, насколько важно придерживаться мазхаба и исламского пути, который был предложен имамами Абу Мансур аль-Матуриди и Абул Хасана аль-Ашари. Это главный критерий того, что есть традиционный ислам», — пояснил собеседник агентства.

Он добавил, что в ходе конференции также обсуждалась роль суфизма в исламском мире.

«Вся наша культура и литература пропитана суфийскими произведениями. У нас было много суфийских ученых. В стране существуют известные тарикаты, в том числе Накшбандия и Кадырия. Это наша традиция, по которой мы жили. Однако за последнее время появились проповедники, которые предлагают некий набор, как якобы надо жить по исламу. Они полностью отвергают наш путь — мазхабы, учения наших двух ученых и путь тасаввуфа. Они называют это альтернативой, которая на деле чужда кораническому исламу, не соответствует букве религии, с которой пришел Пророк и его сахабы. Поэтому людям нужно было разъяснить и объяснить людям по какому пути мы должны жить», — сказал Крганов.

Он считает, что принятые в Грозном документы также будут интересны государственным органам.

«Нужно определиться, кто же у нас в стране придерживается традиционного для России толка ислама», — отметил муфтий.

По его мнению, государство должно поддерживать популяризирующие традиционный ислам религиозные организации.

«Тем самым будет осуществляться поддержка стабильности и спокойствия, которые важны не только для государства, но и для самих верующих» — пояснил он.

Кроме того, муфтий сообщил о начале подготовки брошюры с выступлениями ученых на богословской конференции в Грозном и ответами на актуальные вопросы. В дальнейшем издание планируется распространять в регионах, а также организовывать обсуждения.

«Это будет действенным вкладом. Об этом нам говорит и наш президент. На 70-й Генассамблее он обратился к исламским религиозным лидерам мира с призывом более активно разъяснять исламскую традиционную точку зрения. Говорилось также о необходимости создания в России площадок, где бы давались четкие определения на эту тему. Собственно там (в Грозном — ред.) мы эту работу совместно и выполняли», — подытожил муфтий Москвы.

Муфтий Шафиев — о спасительной силе грозненской фетвы

Сформулированное на Всемирной конференции исламских ученых в Грозном определение Ахлю Сунна валь Джама’а («люди Сунны и согласия») позволит уберечь тысячи российских мусульман от влияния псевдоисламских террористических организаций. Такое мнение ИА IslamNews высказал муфтий Центрального духовно управления мусульман Мордовии, директор Исламского культурного центра Фагим Шафиев.

Он отметил, что конференция была блестяще организована командой властей Чеченской Республики и мусульманских деятелей. Особого внимания заслуживает внушительный состав участников конференции, указал муфтий.

«В конференции приняли участие представители исламских религиозных организаций со всей России, мусульмане Юго-Восточной Азии, Африки, арабского мира в лице верховных муфтиев этих стран, знаменитых богословов. Понятно, что такой формат нужен не просто для встречи, пожатия рук. На подобных площадках действительно обсуждаются важные вопросы. По инициативе мусульман Чечни данная конференция подняла для нас актуальный вопрос, кто такие Ахлю Сунна валь Джама’а, на чем основывается их путь, убеждения, ценности», — пояснил Шафиев.

По его словам, молодым людям, которые ценят знания и авторитет ученых, необходимо было дать четкое определение «Ахлю Сунна валь Джама’а», чтобы «представители разных деструктвиных течений не могли похитить души наших молодых людей, ввести их в заблуждение».

Муфтий подчеркнул, что конференция в Грозном имеет историческое значение для мусульман России. В этой связи он напомнил об обращении президента Владимира Путина.

«Достаточно сказать о словах президента, в которых искренне говорится о том, что мусульмане сегодня сами инициируют внутриконфессиональный порядок, определенные позитивные изменения в структурах религиозных организаций, а также противодействуют экстремистским и террористическим организациям, которые не просто пропагандируют свои идеи, а убивают нашу молодежь», — пояснил собеседник агентства.

Он отметил, что тысячи молодых мусульман оказались в беде — будучи заблудшими уехали в горячие точки. Виной тому неправильное обучение и ошибочные ориентиры.

По словам муфтия, сегодня есть просветительский и административный потенциал для реализации всех пунктов, обозначенных на конференции.

«У нас для этого есть все необходимое: и инфраструктура, и политическая воля самих мусульман. Абсолютное большинство мусульман России шли к этим инициативам. Однако необходимо было реализовать их на представительском богословом уровне, что и было сделано в Грозном. Остальное зависит от нас. Каждый из нас должен был человеком и слова и дела. Я не сомневаюсь, что все намеченное мы, по воле Всевышнего, воплотим в жизнь, и все наши инициативы найдут понимание и поддержку со стороны властей», — отметил директор Исламского культурного центра.

Он также отметил, что на сегодняшний день мусульманские деятели России провели колоссальную работу по разоблачению террористических идей.

«Основная часть мусульман, слава Аллаху, прислушивается к своим духовным лидерам. Важную роль в противодействии терроризму сыграли и информационные ресурсы, которую дали объективную информацию о том, что представляет собой эта кучка заблудших людей (боевиков — ред.). Практика показывает, что поток уезжающих в горячие точки идет на спад», — добавил муфтий ЦДУМ Мордовии.

Шафиг Пшихачев: Грозненская фетва — ориентир для молодежи и имамов

Принятая в ходе Всемирной конференции исламских ученых в Грозном фетва станет ориентиром не только для представителей мусульманской молодежи, но и для священнослужителей, заявил ИА IslamNews председатель Международной исламской миссии Шафиг Пшихачев.

Он отметил, что конференция была организована на высочайшем уровне с участием представительных делегаций из разных стран, авторитетных ученых, имена которых широко известны в исламском мире.

Самым значимым событием конференции Пшихачев считает принятие фетвы.

«Она имеет огромное значение, поскольку станет ориентиром для тех, кто не особо представляет, какие организации относятся к террористическим, выдают себя за защитников ислама, а в действительности преследуют свои узкокорпоративные цели. Все эти организации четко обозначены в фетве», — пояснил собеседник агенства.

По его словам, такие организации, как ИГИЛ (ДАИШ, запрещена в России), прикрываясь исламскими лозунгами, либо стремятся к власти, либо реализуют политические заказы, стремясь привлечь на свою сторону как можно больше людей.

«Они (террористические группировки — ред.) не ставят перед собой цели призвать мусульман следовать истинным ценностям ислама. Вместо этого они обвиняют огромное число людей в неверии, самопровозглашая себя выдающимися мусульманскими деятелями. Чем больше негатива в отношении ислама и мусульман такие деструктивные организации совершают, тем больше, как им кажется, они приближаются к своей цели», — сказал Пшихачев.

Он отметил, что проблема плохой осведомленности о террористических организациях касается сегодня не только представителей молодежи, но и мусульманских священнослужителей в отдельных населенных пунктах.

«Сейчас молодое поколение уже не испытывает той эйфории, которую испытывало еще пару лет назад в отношении псевдоисламских организаций. При этом до сих пор не было дано четких ориентиров, какие организации сегодня действительно преследуют развитие ислама ценности, а какие лишь выдают себя за радетелей ислама. В фетве этому дается подробное разъяснение. Причем в дальних населенных пунктах у нас остаются имамы, не имеющие академического образования. Допустим, к ним приходит молодой человек, который 2-3 года провел в арабской стране. Даже если он не окончил мусульманского учебного заведения, он уже владеет арабским языком и сразу становится авторитетом. Имам трудно ориентируется в том, чем руководствуется этот молодой человек. Эти моменты также обозначены в фетве», — добавил председатель Международной исламской миссии.

Али Полосин: Грозненская фетва отделила зерна от плевел

Принятая на всемирной конференции мусульманских ученых в Грозном фетва четко обозначила, кто из мусульман стоит на пути Ахлю Сунна валь Джама’а (люди Сунны и согласия), а кто принадлежит к радикальным и деструктивным течениям, заявил ИА IslamNews замдиректора Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования д-р Али Вячеслав Полосин. «Конференция была очень актуальной. Ученые из арабских стран признались, что сами не смогли так четко сформулировать тему: кто такие Ахлю Сунна валь Джама’а? Ведь к Ахлю Сунна валь Джама’а сегодня относят себя не только те, кто действительно находится на истинном пути, но и заблудшие, последователи радикальных течений, которые тем самым дискредитируют данное понятие. В связи с этим возникла необходимость определиться с терминологией, поставить богословские точки над i», — рассказал собеседник агенства.

По его словам, обсуждаемая тема вызвала большой интерес. Конференция была одновременно международной и всероссийской. В общей сложности на ней присутствовало около 150 участников из зарубежных стран и СНГ, участвовали муфтии из всех регионов России, которые по итогам конференции подписали фетву специально для России.

«Главное достижение этой уникальной конференции — подписание российскими муфтиями фетвы о неотъемлемых признаках отличия Ахлю Сунна валь Джама’а. Данный правовой документ был составлен на основе богословской декларации, разработанной всемирно известными мусульманскими религиозными лидерами», — отметил Полосин.

«Цель фетвы — показать богословские границы, рамки того, что у нас принято называть традиционным, то есть, истинным исламом, каким он был во времена Пророка (мир с ним и благословение Аллаха). Речь идет о признаках, которые прошли испытание веками. По этому пути (Ахлю Сунна валь Джама’а — ред.) шла подавляющая часть уммы, а она не может ошибаться. Эти верующие шли по созидательному, конструктивному и правильному пути без отклонений в крайности», — пояснил религиозный деятель.

Согласно фетве, последователей Ахлю Сунна валь Джама’а отличает три главных признака: принадлежность одному из мазхабов, ашаритской или матуридитской школе, а также признание суфийской школы как высшей ступени нравственного самосовершенствования мусульманина, достижения им полной искренности (ихсан) в делах ибадата (служения, поклонения).

«Третьим признаком, прописанном в фетве является учение об ихсане (искренности — ред.). Суфизм — это следующий за шариатом этап совершенствования мусульманина, который хочет исполнять не только внешние предписания, но и побороть грех в душе еще на стадии его возникновения, а само поклонение сделать искренним и радостным», — отметил Полосин. В фетве подчеркивается, что суфизм не должен выходить за рамки шариата и сунны.

По его словам, это отнюдь не означает, что «каждый мусульманин сегодня обязан быть суфием». «Это дело добровольное, как высшее образование, но не признавать вклада суфийских алимов в эту науку – значит отвергать истину», — заметил эксперт.

Кроме того, в ходе конференции было принято обращение к Президенту страны, Правительству и депутатам Федерального Собрания России, в котором содержится ряд конкретных предложений.

В частности, богословы предложили руководству страны ввести представителей традиционных мусульманских центров в экспертный совет при Минюсте РФ.

Также в документе содержится просьба урегулировать проблему с экспертизой мусульманской религиозной литературы.

«Решения в отношении мусульманских книг не должны приниматься на уровне районных судов с привлечением в качестве экспертов всевозможных психиатров, школьных учителей или этнографов. Проводимые ими экспертизы богословских текстов получаются чудовищными и не выдерживают никакой критики. Данный процесс необходимо возвести на федеральный уровень, чтобы Верховный суд обязал суды всех уровней обращаться за экспертизой в экспертный совет при Минюсте, куда бы входили, помимо крупнейших экспертов-исламоведов, как проф. В. Наумкин, и мусульманские богословы», — пояснил инициативу Полосин.

Кроме того, в документе содержится просьба разрешить хранение литературы из запрещенного списка для индивидуального пользования с целью ее публичной критики.

Полосин предполагает, что положения фетвы на практике будут реализовываться путем доведения ее содержания до прихожан мечетей, студентов и преподавателей вузов. Это вопрос духовных управлений мусульман.

Автор: Арина Абуаркуб

Камиль Самигуллин рассказывает об итогах поездки на Международную исламскую конференцию «Кто они - последователи сунны?»

— Камиль хазрат, хотелось бы задать несколько вопросов о Вашем недавнем участии в Международной исламской конференции «Кто они — последователи сунны?» в Грозном. Скажите, пожалуйста, с чем связанно именно такое название конференции?

Само словосочетание, выбранное для названия конференции, не является новым. Оно достаточно древнее, восходит к хадисам самого Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) и устоялось еще в ранние века исламского богословия. «Ахлю Сунна валь-Джама`а» дословно переводится как люди Сунны, т.е. пророческой традиции, и согласия. Отсюда и один из переводов этого словосочетания – традиционный ислам.

— И что это значит?

Под путем Ахлю Сунна валь-Джама`а подразумеваются убеждения Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует) и его сподвижников. Эти убеждения разделяло подавляющее большинство мусульман во все времена. То есть это Ислам, который испокон веков устоялся в исламской умме и который заключен в трех главных науках Ислама: акыды, фикха и тасаввуфа, т.е. вероучения, мусульманского права и школы нравственного воспитания.

Изучение акыды заключается в следовании пути великих имамов этой науки: имама Абу аль-Хасана аль-Ашари и имама Абу Мансура аль-Матуриди, которые систематизировали наследие Пророка в области вероучения. Верный путь следования в вопросах исламского права неразрывно связан с четырьмя признанными мазхабами, т.е. богословско-правовыми школами, ханафитским, маликитским, шафиитским и ханбалитским. Что же касается нравственного пути, то это работа над покорением своих низменных и слабых качеств и возвышение сильных сторон человека — доброты, мягкости, терпения. Собственно ради нравственного совершенствования людей Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и да приветствует) и пришел в этот мир. «Поистине я был ниспослан для того, чтобы довести нравственность человека до высот» – говорил он. Таким образом, истинная цель ниспослания Пророка – это нравственное воспитание, которое сегодня нам известно под названием «тасаввуф». Тасаввуф — это путь нравственного самосовершенствования, на который указали великие учителя, имамы суфизма: Абу аль-Касим Аль-Джунайди, Абдуль-Кадир аль-Джиляни, Бахауддин ан-Накшбанди и другие подобные им праведники.

— А почему конференцию провели именно в Грозном?

Этот выбор не был случайным. На российском пространстве путь «Ахлю Сунна валь-Джама`а» выражен не только Северным Кавказом, он развивается во всех регионах РФ Поволжья, Северного Кавказа, Центральной России. Что же касается самого города Грозный, то наверное, он сегодня является ярчайшим примером победы «Ахлю Сунна валь-Джама`а» над сектантами, отщепенцами и террористами. Мы помним, трагические события, которые пережил чеченский народ. И только благодаря воле Аллаха и героическому решению, подвигу отца чеченского народа Ахмат-Хаджи Кадырова этот народ спасся. Ахмат-Хаджи в нужный момент сумел увидеть в пришлых арабских миссионерах ту опасность, к которой неизбежно приводит отход от истинного пути «Ахлю Сунна валь-Джама’а» и повернул свой народ против этой черни и нечисти. Он сумел спасти свой народ от продолжительной войны и кровопролития. Именно поэтому город Грозный можно назвать победителем над крайними сектами, распространителями террора, которые всячески пытаются прикрыться именем Ислама. И, наверное, не зря эта конференция была приуроченна к 65-летию Ахмата-Хаджи Кадырова. Его сын Рамзан Кадыров — достойный продолжатель дела своего отца и защитник «Ахлю Сунна валь-Джама`а», принимал гостей конференции на высоком уровне.

— А кто принимал участие в конференции?

Состав гостей определялся оргкомитетом, который был сформирован еще задолго до начала конференции. В оргкомитет конференции вошли также представители Республики Татарстан. На конференцию были приглашены все крупнейшие богословы исламского мира, которые следуют «Ахлю Сунна валь-Джама`а» и которых знают практически все мусульмане. С уверенностью могу сказать, что все самые яркие, самые видные богословы традиционного ислама были приглашены. С большинством из них я уже лично был знаком: мы встречались на других международных конференциях. Многие из них, стоит отметить, также посещали Республику Татарстан, участвовали в татарстанских исламских богословских мероприятиях. Самыми видными участниками грозненской конференции были: Шейх университета аль-Азхар Ахмад Таййб, муфтий Египта Шауки Аллям, известный богослов Египта Усама аль-Азхари, великий суфий и проповедник Хабиб Омар, Али Джифри, большой знаток исламского вероучения Саид Фуда, глава богословов Ближнего Востока, сын шахида Саида Рамазана аль-Буты — Тауфик Рамадан аль-Буты, и бывший муфтий Египта Али Джума.

— Насколько актуальны вопросы, поднимаемые на данной конференции для российских мусульман?

Конференция закрепила понимание того, что наши предки много веков назад избрали путь Ахлю Сунна ва аль-джама`а, который выражен в следованию его признанным школам. Для татар это означает следования имаму Абу Мансуру аль-Матруди, имаму Абу Ханифе и пути следования духовному пути тариката Накшбанди. На этой конференции ученые в очередной раз подтвердили, что быть матурудитом, ханафитом, и если это угодно последователем пути суфиев тариката Накшбанди является истиной, а не нововведением.

Важно понимать, что сегодня терроризм вышел за все мыслимые рамки. Благодаря СМИ и интернету идеология экстремизма в наши дни способна проникнуть во все части мира без исключения. Это угрожает и Татарстану. Поэтому мы просто обязаны ставить на обсуждение те вопросы исламского богословия, которые будут работать на предупреждение каких бы то ни было либо заблуждений, противоречащих истинному пути традиционного Ислама.

Основной задачей конференции было разъяснить истинность суннитского вероучения, закрепить исламское право за четырьмя мазхабами, донести суть и значение суфизма. Все это помогает углублять исламское просвещение на основе Корана и сунны пророка Мухаммада и работать над устранением религиозной безграмотности и чуждых нововведений и ереси, что безусловно является актуальным для Татарстана и всей России.

— Скажите, а подобные конференции проводятся в Татарстане?

Да, конечно, подобные конференции, как я уже говорил, не раз проводились в Татарстане и большинство богословов приглашенных на конференцию в Грозный уже посещали и нашу Республику. В частности, к нам неоднократно приезжали: глава ученых Ближнего Востока шейх Тауфик Рамадан аль-Бути, муфтий Дамаска Абдульфатах аль-Бизм, который является видным ханафитским богословом, нас посещал Усама аль-Азхари, шариатский судья государства Бахрейн шейх Ибрахим аль-Марихи, ученые Индии и Пакистана. Некоторые из них на постоянной основе задействованы в развитии проекта «Булгарская исламская академия» в качестве советников. Поэтому наша дружба с ними имеет определенную историю, и данная конференция в очередной раз нас сблизила, и естественно, мы будем использовать результаты данной конференции для развития традиционного ислама в Республике Татарстан.

— Некоторое источники в СМИ утверждают, что цель этой конференции — некая форма легализация суфизма и организация зачисток всех, кто встанет на пути суфизма. Так ли это?

Такая постановка вопроса изначально неправильная, так как нельзя говорить о легализации суфизма. Он всегда был составной частью ислама и всегда был путем праведных мусульман и великих богословов. В первые века формирования исламских школ великие ученые всегда шли по пути нравственного и духовного развития. По причине высокой нравственности ранних богословов многие народы мира открывали свои сердца для Ислама. Мы считаем, что именно нравственность несет истинное послание Ислама для человечества. Мы говорим не о легализации суфизма, а об утверждении и противодействии тем ошибочным суждениям, которым смогли проникнуть еще в 1990-ые годы на территорию нашей страны. И на сегодняшний день мы пожинаем плоды чересчур своевольного толкования основ Ислама, способствовавшего в последующем, к сожалению, к распространению различных околоисламских сект, порой даже экстремистского толка. А что касается зачисток, то конечно, здесь несколько переигрывают, так как ни один из участников конференции об этом не говорил. Видные религиозные деятели лишь разъясняли правила, которым должен придерживаться мусульманин. По сути, они говорили о том, что в столь сложный период для мусульманской уммы нужно укреплять понимание «Ахлю Сунна валь-Джама`а», которое заключается в следовании в вопросах вероубеждения имаму аль-Ашари и имаму аль-Матуруди, в вопросах исламского права четырем праведным мазхабам и в вопросах нравственного самосовершенствования великим имамам тасаввуфа.

— Благодарю Вас, Хазрат, за интересную беседу, да укрепит Вас Аллах и всю мусульманскую умму на истинном пути, пути мира, добра и созидания.

Пресс-служба ДУМ РТ

«Кто они последователи сунны?» — фетва Всемирной исламской конференции в Грозном

В Грозном завершила работу Всемирная исламская конференция «Кто они последователи сунны?», приуроченная к 65-летию первого президента Чечни Ахмата-хаджи Кадырова.

В ней приняли участие более 100 видных богословов и мусульманских деятелей из разных стран мира.

По итогам работы конференции приняты важные богословско-правовые документы, отражающие позицию участников по актуальным вопросам, связанным с развитием ислама в России, противодействием радикализму, сектантству, обеспечением общественной безопасности.

ИА IslamNews предлагает вашему вниманию итоговые материалы форума.

Обращение:

Фетва:

Постановление:

IslamNews

РАССЛЕДОВАНИЕ: Почему в Грозном не приняли фетву о признании суфизма единственной версией Ахлю с-Сунна?

В минувшие дни Грозный принимал сотню исламских ученых-богословов и религиозных деятелей из России и стран дальнего зарубежья. Большинство официальных сайтов мусульманских организаций опубликовало довольно суховатые сводки, как их представители поучаствовали в форуме. И все, наверное, должно было завершиться подписанием документов по окончании встреч, однако, как выяснила газета «Реальное время», именно итоговая фетва могла стать причиной разногласий.

Камиль Самигуллин в гостях у Кадырова

Сегодня в Грозном завершилась Всемирная исламская конференция «Кто они, последователи сунны?». Форум был посвящен 65-летию первого президента Чечни Ахмата Кадырова. Более 100 мусульманских деятелей России и зарубежья приехали на эту конференцию.

Среди обсуждаемых тем – вопросы акыды (вероубеждения), суфизма, исламского права (фикха) и др. Изначально было заявлено, что на конференции будут приняты различные документы: международная богословская декларация «Кто такие люди Сунны и согласия (Ахлю-Сунна), определяющая религиозные рамки канонического ислама; фетва российских муфтиев о критериях традиционного ислама и о признаках отхода от него в виде различных экстремистских течений и сект; обращение к президенту РФ о взаимодействии органов государственной власти и мусульманских организаций России.

Среди делегатов от Татарстана был председатель Духовного управления мусульман РТ муфтий Камиль Самигуллин. Также нашу республику представляли ректор Российского исламского института Рафик Мухаметшин и ученый секретарь Совета улемов ДУМ РТ Рустам Нургалеев.

Камиль хазрат пообщался с видными богословами и с главой ЧР Рамзаном Кадыровым.

Другие крупные мусульманские организации – Совет муфтиев России, ЦДУМ России и др. – тоже прислали своих представителей.

А была ли фетва?

Между тем, на интернет-портале «Голос ислама», известном своей скандальностью и оппозиционностью к официальным духовным структурам (сайт неоднократно блокировался) и работающем из турецкого мегаполиса Стамбул, на днях вышла статья с заголовком «В Грозном огласят «фетву», оправдывающую зачистку исламской уммы России». В публикации приводится текст фетвы, которая должна быть принята на форуме. Также сообщается, что делегация СМР покинула конференцию из-за несогласия с этим документом.

«Помимо своих оппонентов в части богословских вопросов, составляющих основу этой фетвы, организаторы конференции решили внести в черные списки просто всех, кто обладает собственными методологическими подходами или ведет политическую деятельность, неугодную им.

Данная фетва выглядит как претензия на зачистку всего мусульманского пространства России под новый центр, формирующийся в Грозном, номинальным главой которого, по всей видимости, собираются назначить Камиля Самигуллина», — делает неожиданный вывод издание.

Как рассказал «Реальному времени» заместитель председателя ДУМ РТ, ректор РИИ Рафик Мухаметшин, который участвовал в мероприятии, фетва все же была принята, и Духовное управление мусульман Татарстана с текстом фетвы согласно. «С начала 90-х годов религиозное возрождение мы воспринимали как демократию. В религии есть, конечно, определенная демократия.

Но за эти годы мы получили то, что появились разные религиозные течения, происходило смешение различных богословско-правовых школ. Богословско-правовая чехарда очень непродуктивна, вызывает фитну [смуту, – прим. ред.] среди мусульман… В этой фетве я каких-либо проблем не вижу. Мы признаем все четыре мазхаба, там описаны общеизвестные вещи. Против фетвы никто не выступал».

Что касается вывода «Голоса ислама» о формирующемся исламском центре в Грозном и о номинальном главе мусульман России в лице Самигуллина, ректор РИИ ответил довольно уклончиво. «У нас в России 80 муфтиев. Но сейчас появляется новая плеяда муфтиев. Среди них все отмечают муфтия Татарстана Камиля хазрата. Но не думаю, что кто-то на них ставку делает.

Но в нашем религиозном пространстве он довольно заметная фигура. Муфтий РТ – Коран-хафиз недавно выпустил Коран, сам его прочитал. Это впервые среди муфтиев постсоветской России – такой уровень знаний. Его можно выделить, как и муфтия Чечни. Они заметные фигуры в нашей стране», — подчеркнул Мухаметшин.

"Провокация сил, "которые не заинтересованы в развитии позитивного взаимодействия"

Кроме того, портал намекает на некоторую конкуренцию между СМР и ДУМ Чечни.

На эту статью отреагировали в Совете муфтиев России и опубликовали на своем сайте опровержение. Выяснилось, что два их делегата там находились в командировке. И согласно срокам командировки, вернулись обратно, как и было оговорено, заранее. Билеты на самолет организаторы (ДУМ Чечни) приобретали заранее.

Материал, напечатанный в «Голосе Ислама», там назвали провокацией сил, «которые не заинтересованы в развитии позитивного взаимодействия президента В.В. Путина с мусульманскими религиозными объединениями России и странами-участницами Организации исламского сотрудничества (ОИС)». Кроме того, муфтият пообещал отправить в редакцию текст опровержения с требованием его публикации.

За разъяснением ситуации «Реальное время» связалось с пресс-секретарем Совета муфтиев России и ДУМ РФ Дилярой Ахметовой. Она подтвердила, что ректор Московского исламского университета Дамир Хайретдинов и муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов покинули конференцию согласно их командировке.

Однако до окончания работы форума остались два других «человека Гайнутдина» – председатель попечительского комитета СМР Фарит Фарисов и начальник отдела по взаимодействию с государственными, общественными организациями и религиозными объединениями ДУМ РФ Шамиль Кашаф.

«Во-первых, то, что на «Голосе Ислама» опубликовано, — это неофициальный источник. Мы не видели в Сети проект, опубликованный самими организаторами. Во-вторых, даже если это был достоверный вариант проекта, приняли ли его участники в неизмененном виде в этой редакции, мы тоже не знаем. Организаторы пока не опубликовали», — рассказала корреспонденту «Реального времени» Диляра Ахметова.

О фетве и конкуренции - no comments

Как нам пояснил главный редактор «Голоса ислама» Хамза Черноморченко, текст фетвы им передал один из участников конференции, когда этот документ был уже полностью составлен.

«В указанном опровержении нет ни слова про эту фетву. Опровержение касается только информации касательно причины отъезда делегации СМР до завершения мероприятия. Информация касательно произошедшего получена нами из источников, заслуживающих доверия. Резонанс, вызванный нашей публикацией, возможно, повлиял на то, что эта фетва так и не была официально выпущена и оглашена», — прокомментировал Черноморченко.

Также он добавил, что официальное опровержение Совета муфтиев России он обязательно опубликует, если того потребует муфтият (и отправит в редакцию), поскольку «СМР – это структура, представляющая значительную часть ислама в России, которой мы обязательно предоставим голос по любому вопросу».

Отметим, Ахметова не стала комментировать фетву и вопрос конкуренции между муфтиятами.

Без Тажуддина, но с тажуддиновыми людьми

Кроме того, на портале сказано, что конференцию проигнорировало Центральное духовное управление мусульман России, которое «опасается того, что ее организаторы перехватят у него руководящую роль в приближенном к Кремлю секторе Ислама».

Однако Уфа все же направила своих представителей в столицу Чечни. На сайте ЦДУМ России в минувшие выходные опубликовали заметку, в которой указывается, что мероприятие посетили руководитель администрации религиозной организации муфтий Мухаммад Таджуддинов и ректор Российского исламского университета Артур Сулейманов. Сам глава ЦДУМ Талгат Таджуддин не поехал на форум.

Тимур Рахматуллин

Источник: Реальное время