Метод призыва сбившихся с пути Истины...

Метод призыва сбившихся с пути Истины...

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:

К этой теме относится ситуация, когда человек пришел к народу, чтобы призывать к Аллаху - и видит в них множество новшеств и заблуждений, то должен начать с того, что принимается людьми спокойно.

Например, он может начать рассказывать про намаз, Рай и Ад, и про вещи, которые принимаются единогласно до тех пор, пока их сердца не смягчатся для дальнейших наставлений.

И не должен он начинать свой призыв, говоря: "О нововведенцы, заблудшие, всякая ересь есть заблуждение", т.к. если он сразу начнет на них давить или спорить, то они не примут его слова. 

Посмотри на слова Всевышнего:

وَلَا تَسُبُّوا الَّذِينَ يَدْعُونَ مِن دُونِ اللَّهِ فَيَسُبُّوا اللَّهَ عَدْوًا بِغَيْرِ عِلْمٍ كَذَلِكَ 

"И не проклинай тех, которые взывают к кому-либо, помимо Аллаха, иначе они также станут проклинать Аллаха..." Сура "Аль-Ан'ам" - "Скот", 108 аят.

В первую очередь, призывающий должен начать с того, в чем нет разногласий, с тех вопросов, которые не вызовут споров и столкновений. И таким образом, он откроет им двери к знаниям, которыми его одарил Аллах, пока люди не поймут, что он знающий человек, и тогда они его примут и станут принимать и то, что он говорит".  Усуль ат-Тафсир, стр. 125

Проповедник, распространяющий учение, должен радовать, а не огорчать, и этого можно добиться через мудрое слово и хорошую проповедь, но не жёсткостью и суровостью. Всевышний Аллах сказал:

ادْعُ إِلَىٰ سَبِيلِ رَبِّكَ بِالْحِكْمَةِ وَالْمَوْعِظَةِ الْحَسَنَةِ

«Призывай на путь Господа твоего мудростью и хорошим увещеванием». Сура "Ан-Нахль" - "Пчела", 125 аят.

Когда проповедник призывает людей ко Всевышнему Аллаху, ему не следует публично рассказывать о грехе какого-либо человека перед людьми, он должен в целом наставлять и направлять людей, не переходя на личности. Можно персонально, но не публично честно и искренне наставлять оступившихся. Это и есть нрав Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и нет ни одного факта, подтверждающего, что он оскорбил кого-то по его имени или его недостаткам при разговоре или в ходе пятничной проповеди. Всё, что он говорил это слова: «مَا بَالُ أَقْوَأمٍ يَفْعَلُونَ كَذَا وَ كَذَا» - «О чём думают люди, совершая то-то и то-то».

Проповедник должен понимать, что те, кого он наставляет, не безгрешные пророки, а люди, которые могут поступить правильно, могут ошибиться, идти правильным путём, могут оступиться. Он должен всего лишь наставлять как умеет, и он не несёт ответственности за ответ или отказ человека его призыву. Об этом сказал Всевышний Аллах Своему Посланнику:

فَلَعَلَّكَ بَاخِعٌ نَّفْسَكَ عَلَىٰ آثَارِهِمْ إِن لَّمْ يُؤْمِنُوا بِهَٰذَا الْحَدِيثِ أَسَفً

«Может ты коришь себя, сожалея, что они отвернулись и не уверовали в этот Кур’ан». Сура «Аль-Кахф» - «Пещера», 6 аят.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) призывал своих сподвижников не допускать по отношению к ошибившимся мусульманам хулы и проклятий, потому что ошибка от Сатаны, и когда мы ругаем совершившего ошибку, то тем самым мы помогаем Сатане против него.

Отношение к грешнику и оступившемуся не должно зависеть от чувств, личного мнения, а должно быть подчинено канонам шариата, извлечённым из Писания и досточтимой пророческой сунны. Когда человек собирается порицать другого, прежде всего он должен представить себя на его месте. Он должен задуматься, что бы он хотел услышать от проповедника? Как бы он хотел, чтобы окружающие вели себя по отношению к нему? Поэтому то существует золотое правило: «ضع نفسك مكانه» - «Поставь себя на его место».