Мечеть в Исламе не определяется по внешнему антуражу

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:
Согласитесь, что сегодня именно по этим критериям определяют «Мечеть». Хотя первая мечеть в Исламе была всего лишь комната, без ковров и украшений, а крыша была из листьев, да так что когда шел дождь, мусульмане совершали намаз в лужах воды.
Да эта была настоящая Мечеть, в которой были воспитаны великие ученые этой Уммы, эта была та мечеть, которой Аллах дал баракят. По этим же стопам прошли все 4 праведных Халифа и их последователи. И уже потом в Даруль - Исламе мечетей было очень много, и каждая из которых выполняла свою основную функцию, были также и лидирующее мечети которые выделялись своей активностью. Были такие мечети, в которых 24 часа в сутки шли уроки, там же обсуждались проблемы мусульман, и там же они и решались. Там же обсуждалась политика страны, и двери были открыты на любые темы. Там собирались настоящие мужчины, и обсуждали мужские дела. Мечеть это «аль-Мадраса аль-Исламийа». Мечеть в первую очередь должна вести призыв к Основам Таухида. Основа Таухида это фундамент Ислама.
Всевышний Аллах сказал:
«Не полагается многобожникам оживлять мечети Аллаха, свидетельствуя о собственном неверии. Тщетны их деяния, и они вечно пребудут в Огне.» (9/17).
«Только тот оживляет мечети Аллаха, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, кто совершает намаз, выплачивает закят и не боится никого, кроме Аллаха. Возможно, они окажутся на верном пути». (9/18).
«Те, которые построили мечеть для нанесения вреда, поддержания неверия, внесения раскола в ряды мусульман и создания заставы для тех, кто издавна сражается против Аллаха и Его Посланника, непременно будут клясться: «Мы не хотели ничего, кроме добра». Аллах свидетельствует, что они являются лжецами». (9/107).
«Никогда не совершай в ней намаз. Мечеть, которая с первого дня была основана на богобоязненности, больше заслуживает того, чтобы ты выстаивал в ней. В ней есть мужи, которые любят очищаться. Воистину, Аллах любит очищающихся».(9/108).
«Тот ли, кто заложил основание своего строения на страхе перед Аллахом и стремлении к Его довольству, лучше или же тот, кто заложил его на самом краю обрыва, готового обвалиться, так что он обвалился вместе с ним в огонь Геенны? Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей». (9/109).
Сказал имам аль-Куртуби: «Сказали наши ученые (маликиты): «Любая мечеть, построенная для причинения вреда или показухи и для славы, то эта мечеть будет на положении мечети дирар (фитны), в которой нельзя совершать молитву». (См. Тафсир аль-Куртуби 254/8.)
Две коранические истории, о тех, кто хотел отвратить от поклонения в местах угодных Аллаху
История первая: Как Абраха хотел разрушить Каабу, какова причина
Кааба является первым домом, построенным ангелами на этой Земле. И до возникновения Ислама Кааба, построенная по повелению Всевышнего Аллаха, всегда находилась под Его защитой. Событие, известное в истории под названием «Год слона» – это один из поучительных примеров, свидетельствующих об этом факте.
После того как Абраха укрепился у власти в Йемене, он увидел, что люди в период сезона хаджа готовятся к совершению паломничества к запретному дому Аллаха ﷻ (Каабе). Абраха спросил: «Куда направляются эти люди?» «Совершают паломничество к дому Аллаха ﷻ, который находится в Мекке», – ответили ему. Он спросил: «Из чего он построен?» «Из камней», – ответили ему. «Во что она облачена?» – спросил он. «В то, что привозят отсюда», – ответили ему.
Тогда Абраха сказал: «Клянусь Иисусом, я непременно построю для вас лучшее, чем Кааба». И построил он для них огромную церковь в Сане с высокими стенами и декоративными углами. Арабы назвали ее Аль-Кулайса из-за её высоты, так как у того, кто пытался посмотреть на неё, чуть не падала шапка с головы. «Калансува» в переводе с арабского обозначает «тюбетейка», «шапка», отсюда и произошло название аль-Кулайса.
После завершения строительства Абраха написал к Наджаши: «Воистину, о мой царь, я построил для тебя церковь, подобную которой не строили никому из царей до тебя. И я не остановлюсь (успокоюсь), пока не заставлю арабов совершить паломничество к ней.
Эта история также описывается в Священном Коране. Всевышний Аллах говорит:
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
(1) Разве ты не видел, что сделал твой Господь с владельцами слона?
(2) Разве Он не запутал их козни
(3) и не наслал на них птиц стаями?
(4) Они бросали в них каменья из обожженной глины
(5) и превратили их в подобие изъеденных иссохших злаковых листьев.
Эта кораническая история является ярким свидетельством могущества Аллаха. Он вершит величественные деяния, проявляет сострадание к Своим рабам и приводит неопровержимые доказательства истинности единобожия и правдивости Своего посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Задумайся над тем, что произошло с воинством слона, которое вознамерилось разрушить Каабу! Злоумышленники хорошо подготовились к этому походу. Для того чтобы разрушить святилище, они снарядили огромную слониху и собрали многочисленную армию йеменцев и эфиопов. Это войско было настолько могущественным, что арабы оказались не в силах противостоять ему. Когда они приблизились к святому городу, мекканцы не стали оказывать им сопротивления. Из страха перед наступающим игом они покинули Мекку. Тогда Аллах послал на них стаи птиц, несущих раскаленные каменья из обожженной глины. Они забросали войско каменьями, поразив всех их без исключения. Внезапно все стихло, а побитые воины превратились в подобие изъеденных злаков. Так Аллах избавил мир от их зла и обратил их козни против них самих.
Эта история хорошо известна. Воинство слона было разбито в тот год, когда родился посланник Аллаха. Это событие предвозвещало появления ислама и свидетельствовало об истинности пророческой миссии Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.
Рассказывают, что это событие произошло в год рождения Посланника Аллаха ﷺ, и поэтому этот год назвали годом слона.
Имам Исмаил Хакий пишет: «Это событие произошло в середине месяца Мухаррам, а Пророк ﷺ же родился в месяце Раби аль-аввал, и между этим событием и рождением Пророка ﷺ было пятьдесят пять дней».
Когда Наджаши передали о намерении Абрахи разрушить Каабу, он послал к нему слона. После этого, Абраха, приготовив шестидесятитысячное войско и взяв с собой слона, выступил в поход в направлении Мекки.
Когда же арабы услышали об этом походе, они восприняли это очень серьёзно, это вселило в них ужас. Они понимали, что обязаны противостоять войскам Абрахи, ведь согласно тому, что они услышали, он хотел разрушить священную Каабу.
Абраха, остановившись со своим войском в аль-Мугамасе (что находится между Таифом и Меккой), отправил эфиопа по имени аль-Асвад ибн Максуд с всадниками, чтобы он дошёл до Мекки и привёз оттуда богатство Тухамы, принадлежащее Курайшитам и представителям других племён. Среди захваченной добычи были 200 верблюдов Абд аль-Мутталиба ибн Хашима, который в то время был главой Курайшитов и их господином. После этого арабы из племён Курайш, Кинанат, Хузайл и ряда других племён, которые находились тогда на земле аль-Харама, изъявили желание выступить против войск Абрахи, но поняв, что нет у них такой мощи, чтобы противостоять огромному войску Абрахи, отказались от своей затеи.
После этого Абраха послал Ханата аль-Химьяра в Мекку, сказав ему: «Передай главе Мекки, если арабы не станут противостоять воле царя, защищая Каабу, то нет мне нужды в пролитии вашей крови. И если их глава не хочет воевать со мной, пусть явится ко мне вместе с тобой». Когда же Ханата пришел к Абд Аль-Мутталибу и передал ему всё то, что повелел ему Абраха, глава Мекки ответил ему: «Клянусь Аллахом ﷻ, мы не хотим воевать с ним и нет у нас достаточных сил для этого. Это заповедный (запретный) дом Аллаха ﷻ и его любимца Ибрахима. Поэтому Всевышний Аллах воспрепятствует разрушению Каабы, ведь это Его дом и его заповедная земля. А если Аллах ﷻ освободит ему путь и позволит ему разрушить Каабу, то, клянусь Аллахом ﷻ, нет у нас сил, чтобы защитить её».
Ханата сказал ему: «Пойдём к нему вместе со мной, воистину, он повелел мне привести тебя». Абд Аль-Мутталиб отправился с ним в сопровождении одного своих сыновей. Когда они пришли к месту, где было расположено войско, Абрахе сообщили, что прибыл Абд Аль-Мутталиб – господин Курайшитов и хозяин (владелец) источника (имеется в виду источник зам-зам) в Мекке, который кормит людей на равнине, диких животных и птиц на вершинах гор. Царь захватил двести его верблюдов, и он просит впустить его к нему.
После чего Абраха сказал своему переводчику: «Спроси у него, что он хочет». Переводчик спросил. Он ответил: «Я хочу, чтобы царь вернул мне двести верблюдов, которые были у меня захвачены». После того как он произнёс эти слова, Абраха сказал переводчику: «Скажи ему: "Как только я увидел тебя, ты понравился мне, но после того как ты сказал мне о своих двухстах верблюдах, я отвернулся от тебя (я перестал уважать тебя). Как ты можешь говорит мне об этом и не упоминать о доме, с которым связана твоя религия и религия твоих предков? Я пришёл сюда, чтобы разрушить Каабу, а ты даже не говоришь мне об этом ничего!?"» Тогда Абд Аль-Мутталиб сказал: «Я владелец (хозяин) этих верблюдов, а у этого дома есть Господь ﷻ, который защитит его». «Ничто не остановит меня», – воскликнул Абраха. «Поступай как знаешь», – ответил ему Абд Аль-Мутталиб.
Ибн Ас-Саиб и Мукатиль (да смилуется над ними Аллах) сказали: «После этого Абд Аль-Мутталиб предложил Абрахе богатство Тухамы в обмен на то, чтобы он вернулся обратно и не разрушал Каабу. Абраха не согласился, но вернул Абд Аль-Мутталибу его верблюды. Абд Аль-Мутталиб же определил этих верблюдов как жертвенных животных для паломников Священной Каабы и отпустил их свободно пастись по земле Аль-Харама».
Далее Абд Аль-Мутталиб вернулся к Курайшитам и рассказал им обо всём, после чего повелел им покинуть Мекку и укрыться на вершинах гор и в ущельях вокруг Мекки, опасаясь, что их постигнет наказание, которое падёт на войско Абрахи.
Потом Абд Аль-Мутталиб направился к Каабе и, ухватившись за кольцо на её двери вместе с несколькими курайшитами, воззвал к Всевышнему Аллаху, прося Его о помощи против Абрахи и его войска. Держась за кольцо двери Каабы, Абд Аль-Мутталиб произнёс такие стихи:
«О Аллах, воистину, человек защищает имущество своё. Защити и Ты народ свой ».
Аль-Макатиль далее пишет, что Абд аль-Мутталиб остался в Мекке и заявил: «Я никуда не пойду, пока Аллах ﷻ не вынесет своё решение».
Когда же наступило утро следующего дня, Абраха, приготовив своего слона и всё войско, начал наступление на Мекку.
Ибн Джарир (да смилуется над ним Аллах) пишет, что с Абрахой было тринадцать слонов, и они все погибли. Аль-Маъварди же приводит, что большинство учёных-алимов согласны с мнением, что с Абрахой был всего лишь один слон, которого звали Махмуд. Когда же слона повернули в сторону Каабы, он опустился на колени и больше не встал. В книге «Ар-Рахик Аль-Махтум» пишется: «Слон опустился на колени в долине (ущелье) Мухассир, что находится между Муздалифой и Мина.
Погонщики стали бить слона, чтобы тот поднялся, но он не слушался их. Они кололи его палками с изогнутыми концами в чувствительные места (в тонкие ткани на его теле) и пытались поднять, но он отказывался слушаться их. В тафсире «Рух аль-Баян» пишется, что Абраха приказал напоить слона вином, чтобы он, лишившись разума, перестал соображать. Его напоили, но он всё равно стоял на своём.
Когда наступил рассвет, Аллах послал на них со стороны моря стаи птиц, похожих на морских ласточек. У каждой птицы было по три камушка: один в клюве, и два камня в лапках. Камушки были размером в горох или чечевицу. Птицы пролетели, выстроившись в ряды над их головами.
Когда воины Абрахи увидели птиц, они очень испугались (их охватили страх) и упали ничком. Птицы издавая крики, бросали камушки. Каждый камень, который падал на человека, пронзал его насквозь, то есть, попав в голову человека, камушек выходил из его ягодицы, пронзив его насквозь. Люди, на которых попадали камушки, разбивались вдребезги или у них отпадали те части тела, на которые попали камушки.
Абраха и его войско бросились бежать в сторону своей родины, но никому, в том числе и Абрахе, не удалось спастись. Только одному из визирей Абрахи удалось сбежать и добраться до Наджаши, но его птица всё время летела над ним и ждала, пока он не расскажет Наджаши обо всём, что постигло Абраху. А когда он завершил свой рассказ, птица бросила в него камень, и он умер прямо перед царем.
Абу Нуайм передаёт, что Навфала ибн Муавия Ад-Дайлами сказал: «Я видел камушки, которые были брошены на обладателей слона, они были подобны египетскому гороху, чуть больше чечевицы.
Когда наступило утро, Абд Аль-Мутталиб начал осматривать округу, вместе с ним был Абу Масуд, который вёл его за собой. Абу Масуд указал ему в сторону моря. «Я вижу белых птиц», – сказал Абд Аль-Мутталиб. «Смотри, где они остановятся», – сказал Ибн Масуд. «Они кружатся над нами», – сказал Абд Аль-Мутталиб. «Ты знаешь, что это за птицы?» – спросил Абу Масуд. «Нет, – ответил Абд Аль-Мутталиб, – они не недждийские, не тухаматские, не йеменские и не из Шама, воистину, эти птицы не из наших земель». Абу Масуд спросил: «А сколько их?» Абд Аль-Мутталиб ответил: «Их очень много, подобно пчёлам, в клюве каждой из них камушки, подобные обожжённой глине. Они летают стаями одни за другими, впереди каждой стаи птица, которая ведёт их, как вождь. Они с красными клювами, чёрными головами и с длинными шеями, они долетели до войска Абрахи и кружатся над их головами». После чего Абд Аль-Мутталиб послал своего сына на быстрой лошади, чтобы посмотреть, что случилось с войском. Тот сразу же отправился в сторону, где было расположено войско Абрахи, и увидел, что войско полностью разбито.
Потом Всевышний Аллах послал сильные селевые потоки, которые унесли тела убитых эфиопцев в море.
В тафсире «Аль-Куртуби приводится: «Передают от матери правоверных Айши (да будет доволен ею Аллах), что она сказала: "Я видела в Мекке погонщика того слона и его всадника, они оба были слепыми, просили еду у людей. И не было в Мекке никого, кто бы не видел погонщика того слона и его всадника. Они оба были слепыми и просили помощи у людей"».
Подтверждением подлинности этого случая является то, что сказал Посланник Аллаха ﷺ в день Худайбии, когда его верблюдица Кассва опустилась на колени неподалёку от Мекки в местности Ас-Сания. Увидев это, люди стали поднимать её, когда же она не встала, они сказали: «Кассва заупрямилась». Но Посланник Аллаха ﷺ сказал им: «Кассва не заупрямилась, ибо это не в её характере, однако её задержал тот, кто задержал слона» (имам аль-Бухари).
История вторая: Предательство мунафиков. Мечеть Дирар
Во время обратного пути группа мунафиков замыслила осуществить покушение на жизнь Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в ущелье, которое войско собиралось преодолеть ночью. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) узнал об этом и отправил туда Хузайфа Аль-Йамани, который, прибыв туда, разогнал всех мунафиков, сказав им: «О враги Аллаха! Убирайтесь прочь!» (Ахмад, V, 453)
Однако Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ждала вторая западня, устроенная мунафиками. Некий христианин из племени Хазрадж по имени Абу Амир Фасык уехал из Медины и Мекки в то время, когда Ислам победил в этих городах. Он, найдя себе пристанище в Византии, стал непрерывно заниматься подстрекательством мунафиков. Логовом заговора стала мечеть, построенная чуть ниже мечети Куба. Это была мечеть Дирар. Для осуществления задуманного ими покушения они пригласили туда Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) до похода в Табук. Однако Он сказал им: «Иншааллах, я загляну туда при возвращении с похода!»
И тогда мунафики стали ожидать возвращения исламского войска. Когда Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) находился на расстоянии одного перехода до Медины, явился Джабраиль (алейхиссалям) и сообщил Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) о логове заговора под видом мечети. Так не сработала западня, подготовленная мунафиками для Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), а, следовательно, и для всех мусульман.
На сей раз дело не ограничилось лишь сеяньем раздора среди муминов, оно имело характер заговора, было явной западней. Поэтому необходимо было сорвать маску с лиц мунафиков и разрушить логово заговора, которое они построили под видом мечети. Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), действуя согласно повелению Аллаха, прибыв в Медину, дал приказ поджечь мечеть Дирар. (Ибн Хишам, IV, 185).
Можно ли основываясь на аятах 107-110 в суре Покаяние (Тауба) заключить, что намаз можно совершать не в каждой мечети? Нужно ли обращать внимание на то, в каких целях была возведена мечеть, на намерения от ее воздвижения?
Упоминаемая в Коране мечеть (Масджид-и Дирар) была непосредственно указана Всевышним Аллахом как мечеть, построенная с целью введения смуты, и достопочтенный Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) открыто сообщил об этом людям. Исходя из того, что на сегодняшний день не может быть речи о получении откровения (вахий) от Аллаха, будет неправильным давать оценку мечетям по своему субъективному мнению. Ведь такое действие послужит возникновению расколов и смут в обществе.
Достопочтенный Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) хотя и знал лицемерных мунафиков в лицо, он только не раскрыл их людям и не препятствовал посещению ими мечети, но и обращался к ним так же, как он обращался с остальными искренними мусульманами.
Одним из важных принципов Ислама является следующий: «Мы рассуждаем людей по внешним критериям – их словам и поступкам, а их внутренний мир предоставляем Аллаху».
Несомненно, между разными мечетями будут различия не только в степени искренности и богобоязненности джамаата, который в основном представляет ее, но и в искренности и богобоязненности спонсоров, возведших мечеть. Однако афишировать, и распространятся об этих различиях, не только не входит в наши задачи, но и не является нашим правом.
Человек лично для себя может делать предпочтения касательно того, какую мечеть ему больше нравится посещать. Однако он не может приравнивать какую-либо мечеть к Масджиди-Дирар, и распространять свое мнение об этом. Последствием таких действий будет не саваб, а грех и ответственность за введение разногласий в мусульманскую общину, которая и без того нуждается в сплоченности.
С целью внесения большей ясности в рассматриваемый вопрос будет уместным привести толкования и пояснения к упомянутым выше аятам:
Те, которые построили мечеть для нанесения вреда, поддержания неверия, внесения раскола в ряды мусульман и создания заставы для тех, кто издавна сражается против Аллаха и Его посланника, непременно будут клясться: «Мы не хотели ничего, кроме добра». Аллах свидетельствует, что они являются лжецами.
Среди жителей местечка Куба были лицемеры, которые построили рядом с мечетью Куба еще одну мечеть. Они намеревались причинить вред правоверным мусульманам и внести раскол в их ряды. Они также обещали некоторым из неверующих, которые воспротивились Аллаху и Его посланнику, что эта мечеть при необходимости может послужить для них бастионом. Однако Всевышний Аллах опозорил этих нечестивцев и раскрыл их заговор. Аллах сообщил, что лицемеры построили эту мечеть для того, чтобы нанести вред верующим и мечети, в которой они собираются. Они намеревались прийти на помощь неверию, в то время как другие стремились поддержать правую веру. Они хотели посеять смуту и разногласия между мусульманами и помочь неверующим, воюющим против Аллаха и Его посланника, мир ему и благословение Аллаха, и питающим к мусульманам лютую ненависть. Одним из таких неверующих был монах Абу Амир. Он был жителем Медины, и когда Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, переселился в этот город, он отказался уверовать в него. Во времена невежества он был одним из тех, кто поклонялся Аллаху, но впоследствии он примкнул к многобожникам в надежде, что они окажут ему поддержку в борьбе с посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Убедившись, что они не способны оказать ему такой поддержки, он отправился к императору Византии, полагая, что у того хватит сил одолеть Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. В дороге этот проклятый неверующий скончался, а лицемеры, поддержкой которых он заручился, построили для него «мечеть вреда». Когда Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, получил откровение по этому поводу, он велел нескольким мусульманам разрушить и спалить эту мечеть. Они выполнили его приказ, и впоследствии она превратилась в свалку для мусора. Сообщив о дурных намерениях лицемеров, Всевышний Аллах сказал, что они станут клясться, что не хотели никому причинять зла и собирались оказывать помощь слабым, беспомощным и нуждающимся людям. Однако Аллах засвидетельствовал, что они — лжецы, и Его свидетельство, конечно же, правдивее их лживых клятв.
Никогда не совершай в ней намаз. Мечеть, которая с первого дня была основана на богобоязненности, больше заслуживает того, чтобы ты выстаивал в ней. В ней есть мужи, которые любят очищаться. Воистину, Аллах любит очищающихся.
О Мухаммад! Никогда не совершай намаз в мечети, которая построена для нанесения вреда мусульманам. По милости Аллаха ты не нуждаешься в ней. Мечеть, которая с первого дня основана на богобоязненности и благочестии, больше заслуживает того, чтобы ты совершал в ней намаз. Речь идет о мечети Куба, которая была построена для искреннего служения одному Аллаху, поминания Его и выполнения обрядов Его религии. Эта славная мечеть действительно заслуживала того, чтобы Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, поклонялся в ней и поминал в ней Всевышнего. Она была достойным храмом, и ее прихожане были достойными людьми. Они любили очищаться от грехов и нечистот, от грязи и осквернения. Хорошо известно, что если человек любит что-либо, то он стремится к этому и делает для этого все возможное. А это значит, что прихожане мечети Куба стремились очиститься от грехов, нечистот и осквернения. Они были одними из первых мусульман, исправно совершали намаз, принимали участие в священной войне вместе с посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, утверждали на земле законы мусульманской религии и избегали ослушания Аллаха и Его посланника, мир ему и благословение Аллаха. Когда был ниспослан этот аят, в котором Аллах похвалил прихожан мечети Куба за их любовь к очищению, Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, спросил их о том, как они очищаются. Они сообщили ему, что после отправления естественной нужды они вначале очищаются камнями, а затем подмываются водой. И тогда он похвалил их за такой поступок. Воистину, Аллах любит тех, кто духовно очищается от многобожия и порочных нравов, а также очищается от нечистот и осквернения.
Тот ли, кто заложил основание своего строения на страхе перед Аллахом и стремлении к Его довольству, лучше или же тот, кто заложил его на самом краю обрыва, готового обвалиться, так что он обвалился вместе с ним в огонь Геенны? Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей.
Различия между мечетями заключаются в различии между намерениями их прихожан и соответствии этих намерений тому, что угодно Аллаху. Если мечеть построена с добрыми намерениями и в строгом соответствии с Его предписаниями, если ее устроители поступали искренне ради Аллаха и руководствовались дорогой Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, то она будет превосходить мечеть, которая построена на самом краю обрыва, готовом обрушиться вместе с этим строением прямо в огненную Преисподнюю. Воистину, Аллах не помогает беззаконникам узнать, что может принести им пользу в мирских и религиозных вопросах.
Строение, которое они построили, всегда будет порождать сомнения в их сердцах, пока их сердца не разорвутся. Аллах — Знающий, Мудрый.
Среди Его прекрасных имен — Знающий и Мудрый. Он ведает обо всем явном и сокровенном, о том, что рабы утаивают или обнародуют. Он совершает, создает, повелевает и запрещает только то, что соответствует Его божественной мудрости. И хвала за это надлежит Ему одному.
Из этих коранических откровений можно сделать следующие полезные выводы:
• Запрещается возводить мечеть рядом с другой мечетью с намерением причинить ей вред. И если мусульманам становится известно о подлинных намерениях устроителей «мечети вреда», то она должна быть разрушена.
• Намерение отражается на любом деянии, и поэтому даже самое достойное деяние может оказаться запрещенным. Именно дурное намерение привело к тому, что для устроителей «мечети вреда» все закончилось так плохо.
• Любой поступок, который может внести раскол в ряды мусульман, является грехом, и правоверные обязаны избегать таких грехов и искоренять их. А любой поступок, способствующий единению мусульман, является обязательным, и правоверные должны призывать к таким поступкам и вдохновлять людей на них. Аллах сообщил, что устроители «мечети вреда» преследовали именно намерение посеять раздор между мусульманами, и поэтому их поступок был грехом. Также греховными являются любые поступки с намерением поддержать неверие или воспротивиться Аллаху и Его посланнику, мир ему и благословение Аллаха.
• Запрещается совершать намаз в местах, где люди ослушаются Аллаха. Мусульмане должны сторониться таких мест и не приближаться к ним.
• Грехи оказывают влияние на место, в котором они совершаются. Греховный поступок лицемеров также повлиял на построенную ими мечеть, и мусульманам было запрещено молиться в ней. Праведные деяния также оказывают влияние на места, в которых они совершаются. И поэтому Аллах сказал о мечети Куба: «Мечеть, которая с первого дня была основана на богобоязненности, больше заслуживает того, чтобы ты выстаивал в ней» (9:108). Мечеть Куба была отмечена особенностями, которыми не обладали многие другие мечети. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, посещал эту мечеть каждую субботу, совершал в ней намаз и призвал мусульман молиться в ней.
• Из причин, упомянутых Всевышним Аллахом, вытекают четыре важных религиозных принципа: любой поступок, наносящий вред мусульманам, являющийся ослушанием Аллаха и порождением неверия, вносящий раскол в ряды правоверных или помогающий грешникам, которые враждуют с Аллахом и Его посланником, является запрещенным, и наоборот.
• Если мечеть Куба является мечетью, которая была основана на богобоязненности и благочестии, то мечеть Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, основание которой он заложил своей благородной рукой и в которой он трудился, в еще большей степени заслуживает такого эпитета.
• Любой праведный поступок зиждется на искренности перед Аллахом и строгом соответствии дороге Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Основанием таких поступков являются богобоязненность и благочестие, и они приводят человека в Райские сады блаженства. Если же человек имеет дурные намерения и совершает ересь и заблуждение, то он закладывает фундамент своих поступков на самом краю обрыва, который непременно обвалится вместе с ним в огненную Преисподнюю, ведь Аллах не наставляет на прямой путь несправедливых людей.
Христианин по имени Абу Амир, являвшийся одним из предводителей племени Хазрадж в Ясрибе (Медине), по разным поводам пытался нанести вред Пророку (Да благословит его Аллах и приветствует) и мусульманам, но никак не мог достичь успеха. В итоге он разместился в Таифе, а после поражения племени Хавазин в битве при Хунейне он сбежал в Дамаск. При побеге в Дамаск он сказал мунафикам «Готовьтесь изо всех сил. Я приведу войска из Византийской империи, и мы выдворим Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников из Медины».
Кроме того, в рамках своего пособничества с мунафиками из Медины Абу Амир воздвиг под прикрытием создания мечети место для собраний. При воздвижении этой мечети мунафики использовали предлог, что пожилые люди, проживающие вдали от мечети Куба и Мечети Набави, не успевают до молитв с джамаатом, и что остальные люди в холодные и дождливые вечера также испытывают трудности в пути в упомянутые две мечети. Под такими предлогами, мунафики воздвигли мечеть, на месте проживания племени Салима бин Авфа.
Чтобы придать легитимность этой мечети они попросили Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) открыть ее первым для поклонения и сделать дуа. Достопочтенный Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что он занят приготовлениями для похода Табук и сообщил «Иншаллах (т.е. если на то будет воля Аллаха) мы придем на молитву по возвращении».
По возвращении Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) из похода Табук мунафики еще раз обратились с той же просьбой. И когда Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) собрался в путь, чтобы посетить мечеть, ставшее логовым смуты и раздора, были ниспосланы вышеприведенные аяты.
Повинуясь наставлению в аяте, Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) распорядился о сносе этой мечети. Основываясь на характеристике, приведенной в аяте этой мечети, как мечеть, возведенная для причинения вреда [муслимам], в исламской литературе снесенная данная мечеть упоминается как «Масджид-и Дирар» (т.е. мечеть вреда). (Табари, толкования аятов; ТДВ. Исламская Энциклопедия, Масджид-и Дирар).
Исламские ученые, интерпретируя упоминаемые в аяте 108. слова о мечети, которая с первого дня зиждилась на набожности, расходятся во мнении. Согласно одной группе алимов этот аят указывает на Масджид-и Набави, а по мнению другой, на Масджид-и Куба. (смтр. Ибн Маджа, Икамет, 197; Тирмизи, Мевакит, 125; Муснад, 5/396).
По мнению Табари предания о том, что это Масджид-и Набави, являются более достоверными. (смтр. Табари, толкование вышеупомянутого аята).
Толкователи Корана, разъясняя смысл аята 110. сообщают следующее:
Мунафики при построении мечети испытывали сомнения и распри, которые навсегда останутся в их сердцах; поставленная перед строительством мечети цель всегда останется для них неосуществимой; они всегда будут испытывать сожаление от такого поступка; их злоба из-за сноса мечети будет всегда продолжаться, и их всегда будут сопровождать чувства тревоги.
Под выражением в аяте «пока сердца эти не разорвутся» имеется в виду то, что их душевные муки будут всегда продолжаться до тех пор, пока они перейдут в иной мир. Также сообщается о такой возможной интерпретации смысла аята: «их сомнения будут продолжаться до тех пор, пока они не испытают настолько сильного сожаления по поводу содеянной крайности, что их сердца будут готовы разорваться от сожаления и раскаяния» (смтр. Рази, Шавкани, толкование вышеупомянутого аята).
Хотя эти аяты были ниспосланы в связи с определенными событиями, в аяте 109 можно все же увидеть более обобщенную форму выражения правила. Соответственно, основываясь на данном конкретном примере можно сказать о присутствии следующего общего смысла в аяте:
Необходимо быть бдительными против лицемерных людей, которые стараются причинить вред верующим, внедрить раздор в их ряды и установить организованность в такие действия. Необходимо относится с осторожностью к их действиям, внешне кажущимся мотивированными добрым предлогом. Ведь довольства Аллаха можно удостоиться только через искренне выполняемые действия и богобоязненность. Аллаху угодны те рабы, которые искренне желают очищения от грехов. А те, кто взял к себе в привычку поступать лицемерно, будут постоянно испытывать в своих сердцах сомнения, и вплоть до конца жизни мучиться под этим бременем. Такая же тяжкая участь ожидает их и в вечном мире. То, что они рассматривают как успех, на самом деле подобно зданию, возведенному на краю пропасти, которому через некоторое время суждено опрокинуться в бездну ада.
Мы не можем знать внутренний мир тех, кто совершают добрые дела. В этом вопросе каждый мусульманин обязан интерпретировать увиденное в положительную сторону, и верить в искренность намерений и побуждений под каждым действием. Те, кто совершают добрые дела, должны обратить внимание на следующие аспекты:
- действие должно совершатся с целью обретения довольства Аллаха
- действие не должно быть связано с показухой/хвастовством и человек должен ожидать награду только от Аллаха
- действие не должно быть вызвано стремлением превзойти кого-либо и по соображениям соперничества
- действие не должно привести к разделению между людьми
- если вблизи есть мечеть, то новая мечеть должна быть возведена в местах, где есть наибольшая потребность для нее.
Намерения основателей мечетей
Мечеть является местом выражения поклонения, смирения и покорности рабов Аллаха перед своим Создателем.
Мечеть - это место для установления связи с Создателем и благоговейного преклонения рабов перед величием Творца Сущего. Присутствие в мечетях правоверных рабов, которые своими искренними и чистосердечными богослужениями восхваляют своего Создателя, является причиной святости этих высокочтимых мест.
В Коране мы наталкиваемся на аяты, в которых говорится о мечети или мечетях. Во многих из них подчеркивается соблюдение особых правил и законов, связанных с мечетями. Одно из этих правил касается намерений и побуждений основателей мечетей. Должен прозвучать 17-18 аяты суры "Тауба":
Не полагается многобожникам оживлять мечети Аллаха, свидетельствуя о собственном неверии. Тщетны их деяния, и они вечно пребудут в Огне.
Не подобает многобожникам поклоняться и совершать намаз и другие обряды поклонения в мечетях. Они открыто признают себя неверующими, и об этом свидетельствуют их деяния. Они осознают это в глубине души, а многие из них прекрасно осведомлены о своем неверии и заблуждении. И если они лишены веры, которая является обязательным условием для принятия любого праведного поступка, как они могут считать себя прихожанами мечетей Аллаха?! Они лишены основы основ, и поэтому все их поступки тщетны и бесполезны.
Только тот оживляет мечети Аллаха, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, кто совершает намаз, выплачивает закят и не боится никого, кроме Аллаха. Возможно, они окажутся на верном пути.
Всевышний поведал, что истинными прихожанами мечетей могут быть только правоверные, которые уверовали в Аллаха и Судный день, душой и телом совершают обязательные и дополнительные намазы, выплачивают закят тем, кому полагается, и испытывают страх только перед Ним, воздерживаясь от всего запрещенного и не делая упущений при выполнении своих обязанностей перед Ним. Они обладают верой, которая может принести им пользу, совершают праведные деяния, важнейшими из которых являются намаз и закят, боятся Всевышнего Аллаха — все эти качества являются залогом великого успеха. Такие люди действительно способны оживить мечети Аллаха и достойны называться прихожанами мечетей. Возможно, они пройдут прямым путем. Следует отметить, что в Коране слово аса (‘возможно’) используется только при упоминании тех событий, которые непременно произойдут. Что же касается тех, кто не уверовал в Аллаха и Судный день, не испытывая страха перед Ним, то они не способны оживить мечети и не могут называться их прихожанами, даже если считают себя таковыми.
В исламе намерения и побуждения перед совершением любого дела определяют доброкачественность или злокачественность этих дел. Искаженные стимулы и намерения при строительстве мечетей могут уничтожить вознаграждение, уготованное Господом Миров за это дело. Примером тому может служить мечеть "Дирар", которая была сооружена на начальном этапе возникновения ислама мунафиками и была разрушена по приказу Господа из-за скверного намерения его основателей. Случай, связанный с мечетью "Дирар" произошел в 9-ом году хиджры.
Во времена Пророка ислама (Да благословит его Аллах и приветствует) жил некто по имени Абу-Амар. Он считался одним из набожных людей своего времени и оказывал большое влияние на жителей Медины. С приходом Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует)в Медину его популярность стала уменьшаться. Вслед за переселением Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует) из Мекки в Медину мусульмане собирались вокруг Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) и слушали его речи, принимая их всей душой и сердцем.
С распространением ислама Абу-Амар, лишившийся внимания людей, видя пустым свое окружение, встал на борьбу с исламом. Несмотря на то, что внешне он стал мусульманином, он объединился с мекканскими многобожниками против Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) и сотрудничал с врагами ислама при битве Ухуд. Он обратился за помощью к римскому императору Гераклию в войне с мусульманами. Абу-Амар написал письмо мунафикам и своим единомышленникам в Медине, в котором он пообещал, что придет на помощь им с армией из Рима. В письме он посоветовал мунафикам основать центр для их деятельности в Медине.
Следуя совету Абу-Амара, мединские мунафики решили построить этот центр в облике мечети под видом оказания помощи больным и слабым жителям города. Место, выбранное мунафиками для строительства мечети, находилось неподалеку от мечети Куба - первой мечети в истории ислама. Ради придания официального статуса своей мечети мунафики попросили Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) совершить в ней намаз.
Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует), готовившийся к сражению Табук, отложил совершение намаза в их мечети до времени своего возвращения. После возвращения Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) мунафики пришли к нему и вновь попросили его совершить намаз в их мечети. В это время Пророку (Да благословит его Аллах и приветствует) были ниспосланы 107 и 108 аяты суры "Тауба - Покаяние", которые приподняли завесу с тайного замысла мунафиков.
В этих аятах Создатель указал на намерение строителей этой мечети, которую сам Всевышний называет "Дирар", и изрек: "Те же (мунафики), которые построили мечеть во вред (муслимам), из духа соперничества, ради внесения раскола (в ряды муслимов) и в поддержку давно ведущим войну против Аллаха и Его Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует), непременно будут клясться: "Мы хотели только добра". Но Аллах свидетельствует, что они лгут".
Далее Господь Миров предписывает Мухаммаду (Да благословит его Аллах и приветствует) никогда не совершать намаз в мечети "Дирар". Всевышний Создатель называет мечеть Куба наиболее подходящей и изрекает: "Вне всякого сомнения, тебе более подобает совершать намаз в той мечети, которая с первого дня зиждилась на набожности. В этой мечети совершают намаз мужи, которые хотят очиститься от грехов. Воистину, Аллах любит очищающихся (от грехов)."
Вслед за ниспосланием этих аятов Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) приказал разрушить мечеть "Дирар". История с мечетью "Дирар" послужила большим уроком для всех мусульман на протяжении истории.
Слова Господа и действия Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) ясно показали, что мусульмане никогда не должны быть верхоглядами и судить явления и поступки лишь по внешним признакам. Мусульмане должны быть бдительными, сознательными, реалистичными и дальновидными и не забывать о том, что колонизаторы и деспотичные режимы, злоупотребляя религиозными убеждениями людей, пытаются ввести их в заблуждение и сбить с правильного пути.