Люди будут искать блага и наслаждения этого мира за счёт мира будущего...

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:
У Ибн Масуда спросили о времени смуты (фитны), и он ответил: «Это время, когда среди вас увеличится количество чтецов и уменьшится количество понимающих (религию), когда увеличится количество ваших правителей и уменьшиться количество надежных людей, когда будут искать блага и наслаждения этого мира за счёт мира будущего и будут становиться учеными не ради религии». Эти события касаются признаков смутного времени, которое характеризуется упадком в религиозной и общественной жизни.
"Увеличится количество чтецов и уменьшится количество понимающих (религию)":
Чтецы (قُرَّاء): Это те, кто много читает Коран и другие религиозные тексты, возможно, даже красиво, нараспев, декламирует их. В смутное время люди могут сосредоточиться на внешней стороне религии – красивом чтении, заучивании наизусть – не вникая в суть и глубину послания Ислама. Это приводит к поверхностному пониманию, не способному преобразовывать сердце, душу и поведение (в наше время, так называемые кори из средней азии).
Понимающие (فُقَهَاء): Это люди, обладающие глубоким пониманием религии, способные правильно интерпретировать тексты, извлекать из них уроки и применять их в жизни. Утрата истинного знания и увеличение количества чтецов без истинного понимания приводит к тому, что религия может стать просто традицией или набором ритуалов, лишенных своего духовного и практического значения (в настоящее время это очень актуально).
Показное благочестие без искренней веры стало распространенным явлением. Люди используют религиозные знания, заучивание корана и тому подобное, для личной выгоды или показухи.
"Увеличится количество ваших правителей и уменьшиться количество надежных людей":
Правители (أُمَرَاء): Люди, наделенные властью, будь то на политическом, общественном или даже семейном уровне. Некомпетентность и коррупция в смутное время может привести к тому, что на руководящие посты приходят люди, не обладающие необходимыми знаниями, опытом или моральными принципами. Это может привести к неэффективному управлению, несправедливости и коррупции.
Надежные люди (أُمَنَاء): Это честные, искренние, верные и заслуживающие доверия люди, обладающие высокими моральными качествами. Недостаток честности когда уменьшается количество надежных людей, растет обман, предательство и злоупотребление доверием. Это разрушает социальные связи и подрывает основы общества. Зачастую, вместо назначения на должности по компетентности и честности, преобладают связи и личные интересы.
"Будут искать блага и наслаждения этого мира за счёт мира будущего":
Блага и наслаждения этого мира (متاع الدنيا): Мирские богатства, удовольствия, слава, власть и другие временные блага. Смутное время может характеризоваться чрезмерным увлечением мирскими благами, когда люди начинают ставить их выше духовных ценностей и стремления к вечной жизни. Люди могут прибегать к нечестным методам ради достижения своих целей, забывая о моральных принципах и религиозных заповедях.
Мир будущего (الآخرة): Вечная жизнь после смерти, награда и наказание за земные дела. Забытье о вечности и зацикливание на земных наслаждениях приводит к забвению о Всевышнем, о Судном дне и о том, что все дела будут оценены на весах Мизан.
"Будут становиться учеными не ради религии":
Люди, обладающие религиозными знаниями, или стремящиеся их получить. Когда стремление к знанию о религии мотивировано не искренним желанием служить Творцу, а стремлением к мирской выгоде – славе, богатству, влиянию – это искажает истинное значение учености. Ученые, мотивированные корыстными целями, могут искажать религиозные учения, подгоняя их под свои интересы или политические нужды. Это может ввести в заблуждение других людей и привести к разделению в обществе.
Это наставление описывает признаки смуты, которые являются следствием ослабления веры, приверженности моральным принципам и истинному пониманию религии. Это время, когда общество теряет свои нравственные ориентиры и погрязает в материализме, корыстолюбии и лицемерии. Смута начинается внутри каждого человека и очень важно постоянно работать над укреплением своей веры, очищением сердца от пороков и стремлением к истинному знанию.
Необходимо критически оценивать себя, свое общество и свои мотивы, чтобы распознавать признаки смуты и бороться с ними. Важно стремиться к глубокому пониманию религии, а не к формальному её соблюдению. Знание должно вести к благочестию и улучшению характера. Необходимо стремиться к тому, чтобы на руководящие посты приходили честные, компетентные и благочестивые люди.
Важно стремиться к балансу между мирской жизнью и вечной, используя мирские блага как средство для достижения духовных целей. Это наставление является предупреждением и призывом к действию для каждого верующего, чтобы он не поддался соблазнам смутного времени и продолжал стремиться к истине и праведности. Оно актуально не только в религиозном контексте, но и в более широком смысле, поскольку описывает общие признаки упадка и деградации в любом обществе.