Лицемерие и мусульманские правители

Лицемерие и мусульманские правители

Среди современных мусульман принято считать, что «рыба гниет с головы», и что во всех проблемах Уммы виноваты именно правители мусульман.

Этот пост не является их защитой в целом или, тем более, кого-то лично. В этой публикации я лишь хочу дать пищу к размышлению в дополнение к теме о лицемерии.

Аллах сказал:

بَشِّرِ ٱلْمُنَٰفِقِينَ بِأَنَّ لَهُمْ عَذَابًا أَلِيمًا

ٱلَّذِينَ يَتَّخِذُونَ ٱلْكَٰفِرِينَ أَوْلِيَآءَ مِن دُونِ ٱلْمُؤْمِنِينَ ​ۚ أَيَبْتَغُونَ عِندَهُمُ ٱلْعِزَّةَ فَإِنَّ ٱلْعِزَّةَ لِلَّهِ جَمِيعًا

«Обрадуй вестью о мучительных страданиях лицемеров, которые делают своими близкими (аулия) неверующих (врагов Аллаха) вместо верующих. Неужели они хотят обрести могущество рядом с ними? Поистине, могущество целиком принадлежит Аллаху» (4:138-139).

Посредством СМИ, из различных репортажей и фото, мы узнаем о том, что правители мусульманских стран регулярно встречаются с правителями немусульманских стран. Мы видим, как они жмут друг другу руки, дарят подарки, заключают различные договора, занимаются торговлей и так далее.

Складывается впечатление, что правители мусульманских стран с головой окунулись в дунья и им нет дела до мусульман и их религии.

Возможно, так оно и есть, однако обратите внимание: Аллах называет в этом аяте кафиров словом «аулия», которое указывает не просто на приятельские отношения или наличие общих интересов, но на нечто большее - на любовь и довольство друг другом.

Можем ли мы быть уверены, что в сердцах правителей мусульманских стран только лишь довольство куфром, меркантильные намерения и безразличие к Исламу?

Здесь уместно вспомнить аят:

لَّا يَتَّخِذِ ٱلْمُؤْمِنُونَ ٱلْكَٰفِرِينَ أَوْلِيَآءَ مِن دُونِ ٱلْمُؤْمِنِينَ ​ۖ وَمَن يَفْعَلْ ذَٰلِكَ فَلَيْسَ مِنَ ٱللَّهِ فِى شَىْءٍ إِلَّآ أَن تَتَّقُواْ مِنْهُمْ تُقَىٰةً ​ۗ وَيُحَذِّرُكُمُ ٱللَّهُ نَفْسَهُۥ ​ۗ وَإِلَى ٱللَّهِ ٱلْمَصِيرُ

«Верующие не делают неверующих своими близкими (аулия) вместо верующих. А кто поступает так, тот не имеет никакого отношения к Аллаху, если только вы не опасаетесь их сильно. Аллах предостерегает вас от Самого Себя, и к Аллаху предстоит прибытие» (3:28).

Комментируя этот аят, Ибн Касир приводит слова имама Бухари, который передает, что Абу ад-Дарда сказал: «Мы благодарим некоторых людей в лицо, хотя сердца наши проклинают их».

Там же Ибн Касир приводит слова Хасана: «Тукйя (внешняя дружелюбность) дозволена до Судного дня».

В этом аяте сам Аллах даёт разрешение как отдельно взятому мусульманину, так и амиру, выявлять дружеское расположение к кафирам, если он опасается их вреда для мусульман или их религии. Это справедливо как в масштабе семьи, так и на уровне международной политики.

Нужно понимать, что с учётом экономической, военной и технологической слабости мусульманских стран, их правители, возможно, считают целесообразным и более безопасным находиться на данном этапе в состоянии мира со странами Запада.

Правильно это или нет - это другой вопрос, однако намерения мы их знать не можем, поэтому не следует спешить обвинить их в лицемерии.

Было бы неразумно полагать, что правители мусульман могут вести политику мирного сосуществования с правителями немусульманских стран, а затем открытым текстом говорить в своей стране мусульманам, что это - лишь игра. Подобное является невозможным.

Важен в этом вопросе и следующий аят:

وَإِذَا لَقُواْ ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ قَالُوٓاْ ءَامَنَّا وَإِذَا خَلَوْاْ إِلَىٰ شَيَٰطِينِهِمْ قَالُوٓاْ إِنَّا مَعَكُمْ إِنَّمَا نَحْنُ مُسْتَهْزِءُونَ

«Когда они встречают верующих, то говорят: «Мы уверовали». Когда же они остаются наедине со своими шайтанами, они говорят: «Поистине, мы с вами. Мы всего лишь насмехаемся» (2:14).

Обратите внимание: Аллах говорит, что лицемеры признаются шайтанам о дружеском расположении к ним, лишь оставаясь с ними наедине, без присутствия рядом мусульман. Правители же исламских стран ведут политику открыто - так, что каждый мусульманин может при желании наблюдать за ходом их встреч и высказываниях. В этом - большая разница.