Кто такой бедняк, которому следует давать искупление /фидья/ за пост? Сколько и что нужно давать?

Кто такой бедняк, которому следует давать искупление /фидья/ за пост? Сколько и что нужно давать?

Аллах говорит, что нужно накормить бедняка. Важно ли, чтобы этот бедный человек был половозрелым и тем, кто уже обязан соблюдать /мукалляф/? Если человек хочет накормить тридцать бедняков, то включаются ли в их число дети и иждивенцы бедняка? Можно ли давать деньги вместо еды? Сколько еды нужно дать?

Хвала Аллаху Господу миров.

Во-первых: Человеку, который может поститься в рамадан, нельзя не поститься, так как у него нет шариатского оправдания оставлять пост. Также следует отметить, что не каждый, кто не постился из-за наличия извиняющей его причины, обязан за каждый день кормить бедняка. Кормят бедных только пожилые люди и люди, которые не состоянии поститься из-за от хронических заболеваний, от которых они не могут исцелиться.

Аллах сказал:

وَعَلَىالَّذِينَيُطِيقُونَهُفِدْيَةٌطَعَامُمِسْكِينٍ 

«А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка»[1].

Ибн ‘Аббас сказал: «Это относится к пожилому старику и старухе, которые не могут поститься. Вместо этого они кормят каждый день одного бедного человека»[2].

Человек, страдающий хроническим заболеванием, от которого нет надежды на излечение, в том же положении, что и старик.

Ибн Кудама, да помилует его Аллах, сказал: «Больной человек, у которого нет надежды на выздоровление, может не соблюдать пост, а кормить за каждый день бедняка. Потому что он в этом (вопросе) подобном старику»[3].

Во-вторых: Бедняк не обязательно должен быть половозрелым. Согласно единодушному мнению ученых, накормить можно и ребенка, который уже ест (обычную) пищу. Разногласия есть в вопросе дозволенности накормить младенца, который вскармливается молоком. Большинство ученых (среди которых Абу Ханифа, аш-Шафи’и и Ахмад) считает, что и младенец, если он беден, включается в общий смысл аята. Очевидный смысл слов имама Малика, да помилует его Аллах, гласит, что накормить младенца не будет достаточно, однако можно отдать фидья ребенку, которого уже отняли от груди. Этому мнению отдавал предпочтение и Муваффаку-д-дин Ибн Кудама, да помилует его Аллах. См.: «Аль-Мугни» (Т. 13. С. 508), «Аль-Инсаф» (Т. 23. С. 342), «Аль-Маусу’ату-ль-фикхийа» (Т. 35. С. 101-103).

В-третьих: В числе бедняков могут быть дети, жена бедняка и его семья, которую он должен обеспечивать, если у них нет достаточно обеспечения, и нет никого, кто мог бы их обеспечивать, кроме этого бедняка.

Поэтому, давая бедняку закят с имущества, дается столько, сколько достаточно ему и его семье.

В «Ар-Рауду-ль-мурби‘» говорится: «(Фидья) дается обеим группам — т.е. и беднякам /фукара/, и нуждающимся /масакин/ — в размере, достаточном для них и их семьей»[4].

В-четвертых: Что касается размера, то одному бедному человеку дается половина са‘а (примерно полтора килограмма) основной пищи местности: риса, фиников или иного. Если к этому будет добавлено что-то, что можно поесть с ним, или будет добавлено мясо, то это будет еще лучше.

Аль-Бухари передал от Анаса, да будет доволен им Аллах, что когда тот состарился и не мог поститься, то кормил каждый день одного бедняка хлебом и мясом.

Всевышний Аллах сказал:

وَعَلَىالَّذِينَيُطِيقُونَهُفِدْيَةٌطَعَامُمِسْكِينٍ 

„А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка" (сура „Корова", 2:184), в аяте упоминается именно кормление пищей»[5].

А Аллаху ведом лучше.

_____________________________________________

[1] Коран. Сура «Корова» 2:184.

[2] Аль-Бухари. Ас-Сахих, № 4505.

[3] Ибн Кудама. Аль-Мугни. Т. 4. С. 396.

[4] Аль-Бухути. Ар-рауду-ль-мурби‘. Т. 3. С. 311.

[5] Аль-Фаузан. Аль-Мунтака мин фатауа-ш-шейх Салихи-ль-Фаузан. Т. 3. С. 140.

Беременным и кормящим грудью женщинам дозволено оставить пост, но необходимо возместить пропущенные дни, и недостаточно для них кормления бедняков

Ученые разногласили о хукме (религиозно-правовом решении) оставления поста для беременной и кормящей грудью женщины. И в этом вопросе есть несколько мнений:

1. Они обязаны лишь возместить пропущенные дни, и это мазхаб имама Абу Ханифы (да помилует его Аллах). Из числа сподвижников это мнение высказал `Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах).

2. Если они (оставили пост), побоявшись за своё здоровье, им нужно только возместить пост, а если они побоялись за своего ребёнка, то им нужно возместить пост и накормить бедняка за каждый (пропущенный) день. Это мазхаб двух имамов: Аш-Шафи` и Ахмада, а аль-Джассас передал это от Ибн `Умара (да будет доволен Аллах ими обоими).

3. Им нужно лишь накормить бедняков, и не нужно возмещать пропущенные дни. Из сподвижников это мнение высказал `Абдуллах ибн `Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими). Также, это мнение передал Абу Кудама в аль-Мугни [3/37], от ибн `Умара (да будет доволен Аллах ими обоими).

Привёл Абу Дауд [2318] от Ибн `Аббаса (относительно аята): А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка [аль-Бакара 2:184]. Он сказал: Это было позволение старому мужчине и старой женщине, они оба могут поститься с трудом, и им разрешено оставить пост и накормить бедняка за каждый пропущенный день. А также (в таком же состоянии находится) беременная и кормящая грудью, если они боятся. Абу Дауд сказал: «То есть, за своего ребёнка (если они боятся за его жизнь и здоровье — прим. пер.), они оставляют пост и кормят бедняков. Ан-Навави сказал, что его иснад (цепочка передатчиков) — хасан (хорошая).

Это также приводит аль-Баззар, добавив в конце: «Ибн `Аббас говорил матери своего сына, которая была беременна: Ты находишься в положении того, кто не способен поститься, и поэтому тебе необходимо раздать фидья, и на тебе нет возмещения. Ад-Даракутни классифицировал его иснад как сахих (достоверный). Об этом сказал аль-Хафиз в ат-Талхис.

Аль-Джассас передал в Ахкям аль-Куран о разногласии сподвижников в этом вопросе, он сказал: «Саляфы (предшественники) разошлись в этом вопросе на три мнения: `Али сказал: «Если они оставили пост, на них возмещение, и нет на них фидья. Ибн `Аббас сказал: «На них фидья без возмещения. Сказал Ибн `Умар: На них фидья и возмещение.

Те, кто сказали, что на них только возмещение, приводят несколько доказательств:

1. То, что передал ан-Насаи [2274]. От Анаса, от пророка (мир ему и благословение Аллаха), что он сказал: Воистину, Аллах снял с мусафира (путника) половину намаза и пост, (а пост Он также снял) с беременной и кормящей грудью. Аль-Альбани классифицировал этот хадис как сахих в Сахих ан-Насаи. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сделал хукм беременной и кормящей грудью, подобно путнику (мусафиру). Мусафир оставляет пост и возмещает, так же и беременная, и кормящая грудью. Смотри в Ахкам аль-Куран Аль-Джассаса.

2. Делая аналогию с больным, подобно тому, что больной оставляет пост и возмещает его, так же могут поступить беременная и кормящая. Смотри: аль-Мугни [3/37], аль-Маджму` [6/273].

Это мнение выбрала некоторая группа учёных.

Сказал шейх Ибн Баз в Маджму` фатава [15/225]: «Хукм беременной и кормящей тот же, что и больного. И если для них соблюдение поста становится затруднительным, то им дозволено не поститься, но когда появится возможность, они должны возместить эти дни, подобно больному человеку. Некоторые учёные сказали, что для них достаточно кормления: за каждый день по одному бедняку. И это более слабое и непредпочтительное мнение. А правильное мнение — что они должны возместить дни поста, подобно путнику и больному, из-за слов Аллаха, Велик Он и Славен:

فَمَنْ كَانَ مِنْكُمْ مَرِيضاً أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ

…А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время… [аль-Бакара 2:185].

Он также сказал в Маджму` фатава [15/227]: «Правильное в этом вопросе то, что на беременной и кормящей — возмещение, а то, что приводится от Ибн `Аббаса и Ибн `Умара, что беременная и кормящая должны накормить бедняков — это более слабое мнение, противоречащее шариатским доказательствам. Аллах, Пречист Он, говорит:

فَمَنْ كَانَ مِنْكُمْ مَرِيضاً أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ

…А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время… [аль-Бакара 2:185]. Беременная и кормящая подобны больным, и не похожи по своему положению на пожилого немощного человека. Они схожи по положению с больным человеком, и поэтому они должны возместить, когда они смогут сделать это, даже если возмещение запоздает…».

Также приводится в фетвах постоянного комитета [10/220]: «Если беременная женщина опасается, что пост в Рамадан повредит ей или ее ребенку, то она разговляется и должна возместить пропущенные дни поста. В этом вопросе она подобна больному, который не в состоянии поститься или боится, что это навредит ему. Сказал Всевышний Аллах:

فَمَنْ كَانَ مِنْكُمْ مَرِيضاً أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ

…А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время… [аль-Бакара 2:185]. Также и кормящая грудью, если она боится нанести себе вред кормлением ребёнка в Рамадан, или боится навредить своему ребенку, если она будет держать пост и оставит кормление ребёнка; в этом случае она не постится и только возмещает пропущенные дни поста».

Также в фетвах постоянного комитета пришло [10/226]: Что касается беременной, то пост для неё является обязательным во время беременности, кроме тех случаев, когда она опасается за себя или своего ребенка. В этом случае ей разрешается не поститься, а после рождения ребенка и очищения от послеродового кровотечения, она должна возместить те дни… Для неё недостаточно накормить бедняков за эти дни. Напротив, она обязана поститься пропущенные дни, и этого будет достаточно.

Шейх Ибн `Усаймин в аш-Шарх аль-Мумти` [6/220], после того, как упомянул разногласия учёных о мнении Шариата по этому вопросу, и выбрал мнение, что они должны лишь возместить пост, он сказал: Это более сильное и предпочтительное мнение для меня. Потому что лучшее, что можно сказать о них, это то, что они подобны больному и путнику, и они обязаны лишь возместить пост.

А Аллаху ведомо лучше.

Решил искупить пост своей супруги, которая была не в состоянии поститься в прошлый рамадан. Поэтому я дал некоторую сумму денег, и ее достаточно, чтобы хорошо накормить 30 человек. Деньги я передал мужчине, которые организовывает ифтары для людей, находящихся в мечети для поклонения, в нашем городе. Однако, учитывая, что съестных припасов достаточно, он решил использовать имущество для того, чтобы приготовить суп из перцев (очень легкий и острый суп с варенным мясом для постящихся). Можно ли это считать кормлением, (потому что один суп не является достаточной едой, по мнению брата, который задает вопрос — прим. сайта)? Что делать, если это не считается искуплением?

Первое: Если ваша жена не могла поститься из-за болезни, но она может излечиться и в будущем возместить пропущенные дни поста, то ей не нужно кормить бедняков. Кормления для нее достаточно не будет, она обязана возместить пропущенные дни поста.

Второе: Если человек не может поститься из-за своего пожилого возраста или из-за болезни, от которой нет излечения, то именно такой человек за каждый день поста кормит одного бедняка. Сказал Всевышний Аллах:

وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ

«А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка»[1].

Сообщается от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Этот аят не отменен. Это аят о пожилом мужчине и пожилой женщине, которые не могут поститься. Они (возмещают пост каждого дня) кормлением одного нуждающегося»[2].

Аль-Бухари, да помилует его Аллах, в своем достоверном сборнике хадисов сказал: «Глава о словах Аллаха:

أَيَّامًا مَعْدُودَاتٍ فَمَنْ كَانَ مِنْكُمْ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ

„Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время"… Что же касается пожилого человека, если он не может поститься, то Анас кормил после того, как состарился, в течение года или двух, за каждый день он кормил одного бедняка хлебом и мясом и разговлялся».

В фетве Постоянного Комитета сказано: «Если доктора вынесут заключение о том, что болезнь, которая одолела вас, не даст возможность поститься, и от нее нет лечения, то в этом случае вы должны кормить за каждый день поста одного бедняка половиной са‘а обычной в вашей стране пищи. Это могут финики или иное. То же нужно сделать за прошлые месяцы, и в будущем - то же самое. Если вы накормите ужином или обедом столько бедняков, сколько вы должны поститься, то этого будет достаточно. Что касается денег, то просто отдать их не будет достаточно (не будет искуплением пропущенных дней поста — прим. пер.)»[3].

Третье: По поводу обязательного объема пищи при кормлении между учеными есть разногласия. Большинство ученых считают, что этот объем должен быть равен мудду, то есть четверти са‘а.

Ханбалиты считают, что нужно кормить муддом пшеницы или половиной са‘а иной, кроме пшеницы, пищей. Половина са‘а примерно равна полутора килограммам.

В «Энциклопедии по фикху» сказано: «Маликиты и шафииты считают, что объем фидьйи (искупления) — мудд за каждый день. Таково было мнение Тавуса, Са‘ида ибн Джубейра, ас-Саури и аль-Ауза‘и.

Ханафиты считают, что обязательный объем в фидья равен одному са‘а фиников или ячменя, или половине са‘а пшеницы. Или человек должен накормить одного бедняка вместо каждого дня, в который он разговлялся.

Ханбалиты считают, что объем равен мудду пшеницы или половине са‘а фиников или ячменя»[4].

Если вы накормите их обедом или ужином, то этого будет достаточно, как это говорилось об Анасе.

Поэтому, если этого супа недостаточно для обеда или ужина, то есть он является ли дополнительным блюдом к основному блюду или относится к закускам, то того, чем вы накормили их, не будет достаточно. Вам следует накормить бедняков заново.

Вам достаточно действовать в соответствии с мнением большинства ученых, а именно раздать каждому бедняку 750 граммов риса. Весь объем продуктов вы можете отдать одному бедняку, а можете группе бедняков.

Следует знать, что кормление тех, кто остается на и‘тикяф в мечети, то есть пребывает в мечети для поклонения, или просто постится, не достаточно для искупления /фидья/, если только эти люди не являются бедными и нуждающимися.

Если же у них достаточно пищи, то накормить их не будет достаточным для искупления, так как Всевышний Аллах сказал:

فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ

«…следует в искупление накормить бедняка»[5].

Фидья дается только бедным, а не другим.

А Аллаху ведомо лучше.

_________________________________________

[1] Коран. Сура «Корова» 2:184.

[2] Аль-Бухари. Ас-Сахих, № 4505.

[3] Фатауа-ль-ляджнати-д-даимати. Т. 10. С. 198.

[4] Аль-Маусу‘ату-ль-фикхийа. Т. 32. С. 67.

[5] Коран. Сура «Корова» 2:184.

islamqa.info

Кормление фидиёй распространяется на какой период?

Кормить фидиёй можно в течении всего года, до следующего Рамадана, а не только в этот месяц...