Когда Аллах помогает, войско как будто увеличивается...
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:
Один из арабов-христиан сказал Халиду ибн Валиду (да будет доволен им Аллах), когда тот направлялся с войском из Ирака в Шам: Византийцев так много, а мусульман так мало!
Халид, да будет доволен им Аллах, сказал в ответ: Горе тебе! Ты пугаешь меня византийцами? Когда Аллах помогает, войско как будто увеличивается, а когда Аллах не помогает, войско, будто уменьшается, и я молю Аллаха исцелить моего "аль-Ашкъара" (имя коня Халида), и пусть хоть в два раза увеличится численность их воинов! Ат-Табари “Тарих аль-умам уаль-мулюк“.
Восточные ворота (Баб Шарки) в Дамаске
Именно через эти восточные ворота в 636 году вошёл в город сподвижник пророка Мухаммада ﷺ и выдающийся полководец Халид ибн Валид. Это произошло после победы мусульман в битве при Ярмуке.
Эти ворота являются древнейшим из сохранившихся архитектур в Дамаске и единственными римскими воротами города, сохранившими свой изначальный внешний вид.
В результате военных действий на территории Сирии и Палестины были завоёваны мусульманами и включены в состав Арабского халифата в VII веке.
Кладбище в Хомсе (Сирия), на котором похоронены сподвижники Пророка Мухаммада, да будет доволен ими Аллах
Абу́ Сулейма́н Хали́д ибн аль-Вали́д ибн аль-Муги́ра аль-Махзуми́ аль-Кураши́ (араб. أبو سليمان خالد بن الوليد بن المغيرة المخزومي القرشي; 592, Мекка, Хиджаз — 1 января 642, Медина или Хомс) — исламский полководец и один из сподвижников пророка Мухаммада, получивший прозвище Сайф Алла́х (араб. سيف الله — меч Аллаха).
Родился 592 году в Мекке. Относится к племени Курейш. Вначале был противником пророка Мухаммеда и в 625 г. по григорианскому календарю сражался против мусульман битве при Ухуде. Но войско мекканских многобожников не смогло нанести поражение мусульманам, хоть и были потери с обоих сторон, чего мусульман не постигало никогда до этого. До заключения Худайбийского мира, был одним из командиров военных отрядов мекканцев. В 7 году хиджры он принял ислам и стал важным полководцем пророка Мухаммеда, получив прозвище «Сайфуллах (Меч Аллаха)»[1].
В 8 году хиджры впервые в составе мусульманской армии он участвовал в битве при Муте с византийцами. В этой битве погибли 3 мусульманских командира и он взял командование на себя. Первое же сражение им было проиграно с чуть превосходящими силами противника, однако в его славу сыграло грамотное отступление с поля боя с наименьшими потерями. Добился этого полководец сменой арьергарда с авангардом, что являлось военной хитростью.
Халид ибн Валид провёл множество побед, после своего поражения при Муте. Известен победой в решающей битве при Ямаме и тактикой, использованной в сражениях при ал-Валадже и Ярмуке. Он никогда не любил отсиживаться в обороне, предпочитал наносить удар первым, заставая врага врасплох. Его армии всегда отличались мобильностью, резкостью и неустрашимостью.
В 632—633 годах завершил разгром мятежных племён, начатую халифом Абу Бакром, уничтожив лжепророка Мусайлиму и всех его союзников. Затем воевал с Персией и Византией.
Умер в 642 году. Похоронен полководец был в сирийском городе Хомс. Над местом его захоронения была построена большая величественная мечеть, носящая его имя. Во время военных действий на территории Старого города Хомс, в течение порядка двух лет удерживавшегося сирийскими вооруженными силами оппозиции, мечеть получила ряд серьёзных, но не катастрофических повреждений.
Спустя месяц после вывода вооруженных сил оппозиции из удерживаемых ими кварталов Старого города, министр по делам принадлежащего мусульманской общине Сирии имущества сообщил о полученном им указании от президента Сирии Башара Асада о восстановлении исторической мечети Халида ибн аль-Валида в городе Хомс в как можно более быстрые сроки.
Битва при Ярмуке (араб. معركة اليرموك, греч. Ιερομυκησ, Иеромукос[1]) — шестидневное сражение между Византией и Праведным Халифатом за контроль над Сирией в ходе мусульманского завоевания Сирии и Палестины, завершившееся 20 августа 636 года.
В 634 году мусульмане завоевали Дамаск и большинство городов южной Сирии. Византийский император Ираклий I собрал армию для отвоевания Сирии. Численность армий, и в целом описание сражения, сильно отличается в византийских и арабских источниках[2].
Численность византийской армии разными источниками называлась в 40 тысяч[2], 100 тысяч[3], и явно преувеличенные[2] 200 тысяч (100 тысяч византийцев и 100 тысяч армян)[источник не указан 87 дней] или даже 400 тысяч человек[2]. Мусульмане противопоставили им от 20 тысяч[источник не указан 87 дней] до 40 тысяч[3] воинов. Историк О. Г. Большаков оценивал численность мусульманской армии в 24-27 тысяч, а византийской — в полтора-два раза больше[4].
Византийские авторы упоминают двух командующих своей армией — сакеллария (казначея) евнуха Феодора Трифориуса[англ.] и армянского полководца Ваана (Вагана). Мусульманским войском командовал Халид ибн аль-Валид, один из сподвижников Мухаммада.
Битва при Ярмуке продолжалась три полных дня (не считая двух дней, когда боёв не было). Центром арабского войска командовал Абу Убайда ибн аль-Джаррах, правым флангом — Муаз ибн Джабаль, левым — Наффас ибн Усама аль-Кинани. Во главе пехоты стоял Хашим ибн Утба (племянник Саада ибн Абу Ваккаса). Внутри эти основные корпуса делились на мелкие племенные отряды, каждый из которых имел своё знамя. В центре стояли сводный отряд из тысячи сподвижников Пророка, сводный отряд пехоты и аздиты. На правом фланге стояли йеменские племена. На левом фланге — в основном североарабские племена и североаравийские и сирийские племена с южноарабской генеалогией. Важнейшей ударной силой армии, кавалерией, разделённой на четыре группы, командовал сам Халид ибн аль-Валид. Лагерь арабов, со всем имуществом и семьями, находился на высоком холме.
В первый день, после кавалерийских атак с обеих сторон, византийский левый фланг атаковал правый фланг арабской армии, две атаки были отбиты, но после третьей йеменцы побежали в сторону лагеря. Оставались лишь отдельные островки сопротивления вокруг племенных знаменосцев. Византийцы ворвались в лагерь, но беглецы, которых арабские женщины встречали руганью и кольями от палаток, опомнились и стали обороняться. Подоспевшая кавалерия отбросила византийцев на исходную позицию. Попытка византийцев опрокинуть левый фланг также потерпела неудачу. Византийским атакам препятствовал пыльный ветер из пустыни и солнце, светившее в глаза. Воины завязывали рот и нос, чтобы спастись от пыли. Во время контратаки Халида погиб командующий правым флангом византийцев, Ибн Канатир, арабы нашли его с закутанной в плащ головой, и это породило рассказ о том, что он закрыл лицо, чтобы не видеть позора поражения.
Византийским войскам, в отличие от сплочённой религиозным духом арабской армии, мешало внутреннее соперничество между командирами. Арабские источники отмечали, что будто бы Григорий[кто?] приказал Ибн Канатиру (или наоборот) атаковать мусульман, но тот ответил, что он такой же командир, и не подчинился приказу. В арабском историческом предании указано событие, изложенное и в «Истории» Феофана Исповедника, согласно которому после поражения, нанесённого арабами Феодору Сакелларию, войска Ваана восстали и объявили своего командующего императором. Раздором воспользовались мусульмане, напавшие и разгромившие Ваана.
Во второй половине дня византийские конные лучники подвергли наступающие арабские соединения интенсивным обстрелам с целью нарушить их замысел. Как рассказывает Аль-Вакиди, в результате этого многие наступающие были лишены зрения, и наступление в этом направлении захлебнулось[5]. Мусульмане отступили для того, чтобы реорганизоваться и вновь пойти в атаку. На этот раз она оказалась удачной: утраченные позиции были возвращены, а византийцы стали отступать.
К исходу третьего дня боёв арабская кавалерия совершила прорыв по правому флангу и вышла в тылу византийцев к переправе через вади Руккад. Утомлённая многодневным сражением, византийская армия бросилась в паническое бегство в густой пыли в предвечернее время (арабские историки говорят о густом тумане). Отступавшие, преследуемые конницей и не видевшие дороги, падая с обрывистых берегов вади Руккад и Ярмука, насмерть разбивались о камни.
Оба византийских предводителя, Ваган и Феодор, пали в битве при Ярмуке.
Знаменитые полководцы: Халид ибн аль-Валид (да будет доволен им Аллах)...