Каждый раб будет спрошен о своих подопечных: жене и детях

Каждый раб будет спрошен о своих подопечных: жене и детях

Хвала Аллаху Господу миров!

Воспитание детей, обучение детей, исправление детей, исправление их нравственности – это огромная ответственность на каждом человеке, у которого есть дети. Прежде всего это большая ответственность на отце, потому что он является попечителем и руководителем семьи.

Очень много есть религиозных текстов, которые указывают на эту ответственность человека за воспитание его детей и в которых содержится серьёзная угроза человеку, который пренебрегает этой обязанностью, потому что это – доверенное (амана) от Всевышнего Аллаха. Если человек пренебрегает этой обязанностью, значит, он нарушает доверие, которое оказал ему Аллах (пречист Он и возвышен).

В Судный День детей будут спрашивать об их родителях: будут спрашивать о том, как человек относился к своим родителям, был ли он почтителен к своему отцу и к своей матери, выполнял ли свои обязанности по отношению к родителям. Об этом все знают. Но мало кто задумывается о том, что и родителей тоже будут спрашивать про их детей. Каждый из нас в Судный День предстанет перед Аллахом (пречист Он и возвышен) и будет отвечать за своего ребёнка, если Всевышний даровал ему такового. И на это указывает предание (асар), слова выдающегося сподвижника Пророка (ﷺ) Абдуллаха ибн 'Амра (да будет доволен ими Аллах), который сказал: «Воспитывай своего ребёнка, потому что ты будешь спрошен о нём в Судный День: «Как ты его воспитал и чему ты его научил?»

Аллах (пречист Он и возвышен) спросит тебя про твоего ребенка: о том, какое воспитание ты ему привил, чему учил, как ты его исправлял, как ты его направлял. Всевышний Аллах обязательно спросит тебя в Судный День об этой вещи, которую доверил тебе, поэтому подготовь свой ответ Аллаху (пречист Он и возвышен) на этот вопрос. Аллах (пречист Он и возвышен) говорит в Коране: «Поистине, имущество ваше и дети ваши – испытание (фитна)». Сура «Трофеи», 8:28.

Испытание бывает не только через несчастья, испытание бывает и через дары: милости, которые даёт Аллах (пречист Он и возвышен), как мы распоряжаемся этими милостями; имущество даёт Аллах (пречист Он и возвышен) – как мы распорядимся им; Аллах (пречист Он и возвышен) дарует детей, как мы будем относиться к ним. Аллах (пречист Он и возвышен) даровал тебе сыновей или дочерей, или и тех, и других – это испытание и проверка от Аллаха (пречист Он и возвышен): как ты будешь к ним относиться, будешь ли ты заботиться о них, будешь ли ты воспитывать, будешь ли ты переживать за их нравственность, за их религию. Или ты погубишь доверенную тебе вещь (амана) и отнесёшься вероломно, то есть не будешь выполнять обязанностей.

Одним из важных качеств верующего с подлинной, крепкой верой является "хивзуль-амана", то есть соблюдение доверенного. Одним из отличительных качеств верующего человека от неверующего или лицемера является соблюдение доверенного (хивзуль-амана). Когда что-то ему доверяется, он не поступает вероломно. Аллах (пречист Он и возвышен) в начале суры «Верующие» описывает качества верующих. Он начинает суру словами: «Счастливы верующие!» Сура «Верующие», 23:1.

И потом Аллах (пречист Он и возвышен) перечисляет качества (сыфаты) верующих людей. И среди этих качеств Аллах (пречист Он и возвышен) говорит: «Те, которые соблюдают доверенное и соблюдают свои договоры и которые бережно относятся к своим намазам, они и есть наследники, которые унаследуют Фирдаус (высшие степени Рая), и они в нём пребудут вечно». Сура «Верующие», 23:8-11.

Тот момент, о котором сейчас идёт речь, — это слова Аллаха (пречист Он и возвышен): «...которые соблюдают доверенное и которые соблюдают договоры». Это значит, что если человек не соблюдает доверенное и относится к нему вероломно, с пренебрежением, то это очень опасно! Значит, он не обладает качеством подлинных верующих, обладателей настоящего имана.