Каждому, кого постигли неприятности, или тем, кто не доволен своей судьбой

Каждому, кого постигли неприятности, или тем, кто не доволен своей судьбой

Хвала Аллаhу Господу Миров. Мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними. А затем:

Очень важно прочесть ВСЕМ, ведь каждого, непременно, постигнет что-то неприятное в будущем и нужно к этому готовиться заранее, чтобы не лишить себя награды Аллаха!

Как можно стать довольным любым предопределением Аллаха, как приятным для человека, так и неприятным?

Перед этим хотелось бы напомнить важное правило:

Довольство не означает, что человек не должен чувствовать боли и огорчения. На самом деле, никакого противоречия между довольством и этими чувствами нет. Боль или, например, отвращение совместимы с довольством.

Это подобно тому случаю, когда больной с довольством принимает лекарство, вызывающее у него отвращение.

И это можно сравнить с довольством постящегося в жаркий день, который страдает от голода и жажды.

Имам Ибн аль-Каййим сказал: Благо и беда равны для довольного Им раба Аллаха по следующим причинам:

1. Он вручил себя Аллаху и всецело положился на Него. А тот, кто вручает себя кому-либо, доволен всем, что бы ни выбрал для него тот, кому он вверил свою судьбу. Что же говорить о данном случае, когда известно совершенство Его мудрости и милости, как известна и Его доброта и то, что Он выбирает для Своего раба самое лучшее?..

2. Он твёрдо верит, что слова Аллаха не подлежат изменению, и ничто не способно отменить Его решение, и что Аллах пожелает, то будет, а чего Он не пожелает, того не будет. При этом он знает, что милости и беды приходят к нему в соответствии с изначальным предопределением Аллаха.

3. Он — раб Всевышнего, а у истинного раба не вызывают недовольства решения и веления его господина — сострадательного, доброго, желающего ему блага, благодетеля. Он принимает все эти веления с довольством.

4. Он любит [Аллаха], а любящий по-настоящему — тот, кто доволен тем, как поступает с ним объект его любви.

5. Он не знает, что ждёт его в будущем и чем закончится для него испытание, а ЕГО ГОСПОДЬ ЛУЧШЕ ЗНАЕТ О ТОМ, В ЧЁМ БЛАГО ДЛЯ НЕГО и что приносит ему пользу.

6. Человек не способен позаботиться о собственных интересах должным образом, даже если имеет представление о том, в чём благо для него. Он невежественен и поступает несправедливо по отношению к самому себе, и его Всевышний Господь желает ему блага и открывает ему дороги к этому благу, и к величайшим из этих дорог относится то, что ненавистно человеку. ОНО [НЕПРИЯТНОЕ] ПРИНОСИТ ЕМУ ВО МНОГО РАЗ БОЛЬШЕ БЛАГА, ЧЕМ ТО, ЧТО ОН ЛЮБИТ.

Например, Всевышний Аллах сказал: «Вам было предписано сражаться, хотя это вам неприятно [как и всё то, что связано с трудностями и опасностью]. Вам может быть неприятно то, что является благом для вас. И вы можете любить то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете» (сура 2 «Корова», аят 216).

И Всевышний Аллах сказал: «Живите с ними [жёнами] достойно, и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чём Аллах заложил много блага» (сура 4 «Женщины», аят 19).

7. Он знает своего Господа, думает о Нём лишь благое и не ропщет, когда речь идёт о Его предопределении. Поскольку он думает о Нём лишь благое, это предполагает, что он думает о Нём так в любых обстоятельствах и доволен тем, что избрал для него его Господь.

8. Он знает, что всё зависит от того, как он воспримет предопределённое ему — с довольством или с недовольством, и иначе и быть не может. И если он воспримет его с довольством, то сможет снискать довольство Аллаха, а если он будет воспринимать Его предопределение с недовольством, то и Аллах будет недоволен им.

9. Он знает, что, если проявит довольство, беда и испытание обернутся для него благом и милостью, и ему будет легче перенести их, и ему будет оказана в этом помощь. Если же он проявит недовольство, то бремя этого испытания станет для него в несколько раз тяжелее, и его недовольство не добавит ему ничего, кроме страдания и изнеможения.

Важна вера человека в то, что предопределённое ему Всевышним Господом — наилучшее для него. Как сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, что бы ни предопределил Аллах верующему, это непременно становится для него благом. Если с ним случается что-то хорошее, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом. А если его постигает беда, он проявляет терпение, и это также становится для него благом. И не дано это никому, кроме верующего» [Муслим, 7500; Ахмад, 18934].

10. Он знает, что истинная его подчинённость Аллаху предполагает, что с ним обязательно должно случаться что-то неприятное и ненавистное ему, и если бы с ним случалось лишь то, что ему нравится, то он был бы невероятно далёк от истинной подчинённости Аллаху.

Подчинённость, которая выражается в терпении, уповании, довольстве, смирении, потребности в Господе, самопринижении, покорности и так далее, не может достичь полноты без неприятных, трудных событий в жизни человека. И речь идёт не о довольстве тем предопределением, которое соответствует человеческой природе, а о довольстве предопределением, которое причиняет человеку боль и внушает ему отвращение.

11. Он знает, что его довольство Всевышним Господом в любых ситуациях помогает ему снискать довольство Господа. Если человек довольствуется скромным, небольшим уделом, Господь удовольствуется от него небольшим количеством дел. И если человек доволен Господом всегда, в любых обстоятельствах и сохраняет это довольство постоянно, ему нетрудно будет снискать довольство Господа. 

12. Он знает, что величайшее отдохновение, радость и удовольствие для него заключаются в довольстве Всевышним Господом в любых обстоятельствах. Поистине, довольство — величайшие врата Аллаха, прибежище знающих и рай на земле. И тому, кто желает блага самому себе, следует всегда стремиться к этому довольству и ни на что не променивать его.

13. Недовольство — путь к тревогам, печалям и скорби, снедающей сердце, удручённости и скверному положению, а также к тому, что человек начинает думать об Аллахе противоположное тому, что надлежит думать о Нём. А довольство избавляет человека от всего перечисленного и раскрывает перед ним врата земного рая прежде врат Рая мира вечного.

14. Довольство приносит человеку покой, умиротворение и хладнокровие, тогда как недовольство, напротив, приносит беспокойство, сомнения, тревоги, из-за которых человек не может найти себе места.

15. Довольство дарует человеку успокоение, ничего полезнее которого не может быть для него, и когда это успокоение приходит к нему, он следует прямым путём, все его дела и мысли становятся благими и упорядочиваются.

А недовольство отдаляет человека от этого успокоения: чем больше недовольство, тем больше он отдаляется. И когда успокоение покидает его, вместе с ним уходят и радость, безопасность, покой, отдохновение и благополучие.

К величайшим милостям Аллаха, которыми Он одаривает Своего раба, относится это успокоение, которое ниспосылается ему. А к главным причинам ниспослания этого успокоения относится довольство Аллахом в любых обстоятельствах.

16. Довольство открывает перед человеком врата благополучия и делает его сердце здравым, очищая его от склонности к обману, коварству и злобы. А от наказания Аллаха не спасётся никто, кроме того, кто придёт к Аллаху со здравым, непорочным сердцем. Ведь Всевышний Аллах сказал :

يَوْمَ لَا يَنفَعُ مَالٌ وَلَا بَنُونَ إِلَّا مَنْ أَتَى الله بِقَلْبٍ سَلِيمٍ

"В тот день (в Судный день), когда ни богатство, ни сыновья не принесут пользы никому, кроме тех, которые предстанут перед Аллахом С НЕПОРОЧНЫМ СЕРДЦЕМ". (Священный Кур'ан 26:88-89).

А сердце не может быть здравым [непорочным], когда есть ропот и нет довольства. Чем больше довольство человека, тем более здравым становится его сердце. А скверная натура, злоба и склонность к разного рода обманам — непременные спутники недовольства, тогда как здравое сердце, благочестие и чистосердечие — непременные спутники довольства. Так же и зависть: она является одним из плодов недовольства, тогда как отсутствие зависти в сердце — один из плодов довольства.

17. Недовольство делает раба Аллаха изменчивым и лишает его преданность Аллаху постоянства. Такой человек доволен лишь тем, что соответствует его натуре и его душе, однако в предопределении всегда присутствует и то, что соответствует человеческой природе, и то, что противно ей. И каждый раз, когда такого человека постигает то, что противно его душе, он демонстрирует недовольство и его подчинённость Аллаху ('убудиййа) становится непрочной, неустойчивой.

Если же человек доволен Господом в любых обстоятельствах и ситуациях, то и его покорность Господу будет постоянной. Ничто не гонит от раба Аллаха изменчивость и колебания так, как делает это довольство.

18. Недовольство открывает перед человеком дорогу к сомнениям в отношении Аллаха и Его предопределения, мудрости и знания. Редко случается, чтобы в сердце недовольного не закрались сомнения, даже если порой он и сам не ощущает этого. Если он внимательно прислушается к душе своей, то поймёт, что его убеждённость пострадала и потеряла свою полноту.

Довольство и убеждённость — неразлучные братья. Сомнения и недовольство также неразлучны. Это и есть смысл хадиса: «Если сможешь проявлять довольство вместе с твёрдой убеждённостью, то так и делай, а если не сможешь, то в терпении, проявляемом в отношении того, что ненавистно душе, заключено очень много блага» [Ахмад, 2803].

19. Довольство предопределением — одна из составляющих счастья потомка Адама, тогда как недовольство — одна из составляющих его несчастья.

20. Довольство удерживает человека от сожаления о том, что он упустил, и от чрезмерной радости по поводу того, что ему удалось обрести, а это — одно из наилучших проявлений веры.

Что касается отсутствия сожаления об упущенном, то здесь всё понятно и без объяснений. Что же касается отсутствия радости по поводу обретённого, то дело в том, что это приобретение [радостное событие] — часть предопределения, которое непременно содержит в себе и тяготы, так как же человек может радоваться тому, о чём он знает наверняка, что рано или поздно оно принесёт ему неизбежную беду или горе?

21. Если человек наполнил своё сердце довольством предопределением, то Аллах наполнит его грудь самодостаточностью, спокойствием и удовлетворённостью, освободит сердце его для любви к Нему, а также внушит ему возвращение к покорности Ему и упование на Него. А тот, кто упустил свою долю довольства, обнаружит, что его сердце наполнено противоположным упомянутому и отвлеклось от того, в чём заключены его счастье и преуспеяние.

Довольство освобождает сердце для Аллаха, тогда как недовольство освобождает сердце от Аллаха.

22. Плодом довольства становится благодарность, которая является высшей степенью веры и даже более того — истинной сущностью веры. А плодом недовольства становится, напротив, неблагодарность в отношении обретённых благ и милостей и, возможно, даже в отношении Того, Кто одарил человека этими благами.

Если же человек доволен Господом в любых обстоятельствах, то непременным следствием этого довольства становится благодарность Ему, и этот человек становится одним из благодарных и довольных. А если человек проявляет недовольство, то он входит в число недовольных и следует путём неблагодарных.

23. Шайтан обычно берёт верх над человеком как раз тогда, когда он недоволен или охвачен страстью к мирскому. Именно тогда он и ловит его в свои сети. Особенно если это недовольство прочно засело в человеке и он говорит неугодное Господу, делает неугодное Ему и у него появляются намерения, неугодные Ему.

Поэтому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал, когда умер его сын Ибрахим: «Сердце печалится и глаза плачут... Но мы не говорим ничего, кроме угодного Господу».

Ведь смерть детей относится к тем событиям, которые часто вызывают у человека недовольство предопределением.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил, что в подобных обстоятельствах, которые вызывают недовольство у большинства людей и побуждают их говорить и делать неугодное Всемогущему и Великому Аллаху, он не говорит ничего, кроме угодного Всевышнему Господу.

24. Довольство — это выбор того, что Господь выбрал для Своего раба. А недовольство — это отвращение к тому, что Аллах выбрал для него. Это одна из форм противоречия Аллаху, и избежать этого можно только с помощью довольства Аллахом в любых обстоятельствах.

25. Довольство изгоняет из сердца страсти: страсти довольного Аллахом следуют за тем, что угодно Господу, то есть за тем, что Он любит и чем Он доволен. Довольство и следование страстям никогда не соединяются в одном сердце. Если же в сердце появляется что-то из этого и что-то из того, то оно следует тому, чего в нём больше.

26. Довольство предопределением — самое трудное для человеческой души. В действительности для неё это подобно закланию, поскольку это довольство противно страстям человека, его натуре и воле. Но душа не обретёт спокойствия до тех пор, пока не удовольствуется предопределением. Лишь тогда она станет достойной того, чтобы ей было сказано: «О душа, обретшая покой [благодаря поминанию Аллаха и вере в Него]! Вернись к своему Господу довольной [оказанным тебе почётом] и снискавшей [Его] довольство! Войди вместе с [праведными] рабами Моими! Войди в Мой Рай!» (сура 89 «Заря», аяты 27-30).

27. Довольный воспринимает веления Аллаха и предопределённые Им испытания со спокойствием, покорностью, благодушием и смирением. Недовольный же воспринимает их противоположным образом, за исключением того, что согласуется с его натурой и соответствует его желаниям. А, как мы уже разъяснили, такое довольство не приносит ему пользы, и за него он не получает награды, поскольку этими событиями и велениями он доволен не потому, что они происходят по предопределению Аллаха и Его велению. Он доволен ими, потому что они согласуются с его страстями и его натурой. ОН ДОВОЛЕН РАДИ СЕБЯ И СОБОЙ, А НЕ ГОСПОДОМ.

28. Основой для всех противоречий Аллаху является отсутствие довольства, а все проявления покорности Аллаху имеют своей основой довольство. Это хорошо известно каждому, кто знает самого себя и исходящие от души проявления покорности Аллаху и ослушания.

29. Отсутствие довольства открывает врата нововведений, тогда как довольство, напротив, запирает эти врата. И если ты посмотришь внимательно на нововведения рафидитов, насыбитов и хариджитов [Исламские секты], ты увидишь, что основой этих нововведений является недовольство предопределением Аллаха, либо чем-то из Его велений, или же тем и другим вместе.

30. Довольство избавляет раба Аллаха от противоречия Господу в Его установлениях и Его предопределении, поскольку быть недовольным Аллахом — значит, противоречить Ему в том, чем недоволен Его раб. Основой противоречия Иблиса Господу стало как раз недовольство предопределением и установлениями Аллаха...

31. Всё, что происходит и существует во Вселенной, обусловлено волей Аллаха, Его мудростью и Его властью и является следствием Его имён и качеств, и кто недоволен угодным Господу, тот недоволен Его именами и качествами и, как следствие, недоволен Аллахом как Господом.

32. Всякое предопределение, ненавистное для раба Аллаха и не соответствующее его желаниям и склонностям, явится либо наказанием за совершённый грех и, соответственно, выполняет функцию лекарства от болезни - если Мудрый не применит лекарство, больной может погибнуть; либо оно является причиной для блага, которое нельзя обрести иначе, как через это ненавистное и неприятное, и само оно уходит, исчезает, растворяется, а благо, обретённое с его помощью, — вечное и бесконечное.

И если раб Аллаха поймёт эти две истины, то пред ним откроются врата довольства всем, что предопределил ему Аллах.

33. Причиной недовольства становится либо упущение человеком чего-то из того, что он любит и желает обрести, либо нечто неприятное и ненавистное, случившееся с ним.

Если же человек твёрдо знает, что обошедшее его стороной не могло постигнуть его, а постигшее его не могло обойти его стороной, то он понимает, что нет пользы в недовольстве — оно только лишает человека того, в чём польза для него, и навлекает на него то, что вредит ему.

34. Довольство относится к числу деяний сердца, и оно подобно усердию на пути Аллаха (джихад) для органов тела — и то, и другое — вершина веры.

Абу ад-Дарда сказал: «Вершина веры — терпение в отношении постановлений [Аллаха] и довольство предопределением».

35. Причиной первого ослушания Аллаха в этом мире стало недовольство. Иблис был недоволен постановлениями Аллаха в этом мире, то есть тем, что Он превознёс Адама над другими творениями и почтил его, а также Его религиозными предписаниями, в том числе велением пасть ниц перед Адамом.

И Адам не удовольствовался тем, что ему было разрешено вкушать в Раю, и поел с запретного дерева. А после него его потомки стали ослушиваться Аллаха, и ПРИЧИНОЙ этих ОСЛУШАНИЙ СТАЛО ОТСУТСТВИЕ терпения и ДОВОЛЬСТВА.

36. Он знает, что если Всевышний Аллах удержал от Своего верующего и любящего раба даяние и послал ему испытание, то в действительности в этом благополучие для него.

Суфьян ас-Саури сказал: «Он [Аллах] удерживает даяние не из скупости и не из-за отсутствия, а потому что, зная, в чём благо для Его верующего раба, Он и удержал это даяние во благо ему».

Всё именно так. Что бы Всевышний Аллах ни предопределил Своему верующему рабу, это становится благом для него, вне зависимости от того, печаль приносит ему это предопределение или радость. И когда Всевышний Аллах предопределяет Своему рабу удержание даяния, в действительности это тоже даяние, хотя оно и имеет вид лишения. И это благо, хотя оно и имеет вид беды.

Испытание от Него — благополучие для верующего, хотя оно и имеет вид испытания. Однако по невежеству своему и несправедливости человек не считает даянием, благом и благополучием ничего, кроме того, что приятно для него в настоящий момент в этом мире и согласуется с его натурой. А если бы его понимание было глубже, он бы считал лишение даянием, а испытание — милостью, и он наслаждался бы испытанием больше, чем благополучием, и наслаждался бы бедностью больше, чем богатством, и, имея скромный достаток, благодарил бы Аллаха даже больше, чем имея обильный достаток. Таким было положение наших праведных предшественников.

Разумный и довольный — это тот, кто считает испытание благополучием, лишение — милостью, а бедность — богатством. И довольный — это тот, кто видит в том, что ему ненавистно, больше милостей Аллаха, чем в том, что он любит. Всевышний Аллах сказал: «Вам может быть неприятно то, что является благом для вас» (сура 2 «Корова», аят 216).

И один из обладающих знанием сказал: «Будь доволен Аллахом во всём, что Он делает с тобой, ибо, поистине, Он лишает тебя чего-то лишь для того, чтобы даровать [нечто лучшее], и посылает тебе испытание лишь затем, чтобы даровать тебе благополучие. И Он посылает тебе болезнь только для того, чтобы исцелить тебя, и Он умерщвляет тебя лишь для того, чтобы оживить тебя. Бойся же отдалиться от довольства Им хотя бы на мгновение и лишиться своего положения пред Ним!»

37. Довольство Аллаха важнее даже Рая и того, что в нём, потому что довольство — качество Аллаха, а Рай Его творение.

Всевышний Аллах сказал: «Аллах обещал верующим мужчинам и женщинам Райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно, а также прекрасные жилища в садах Эдема. НО ДОВОЛЬСТВО АЛЛАХА БУДЕТ ПРЕВЫШЕ ЭТОГО. Это и есть великое преуспеяние» (сура 9 «Покаяние», аят 72).

Это довольство — воздаяние им за то, что они были довольны Им в этом мире. А поскольку это воздаяние — наилучшее, то и причина его — наилучшее из дел.

38. Довольство открывает врата благонравия и благовоспитанности по отношению к Всевышнему Аллаху, а также по отношению к людям, тогда как недовольство открывает врата скверного отношения к Аллаху и к людям.

Поистине, благонравие — следствие довольства, тогда как скверный нрав, напротив, — следствие недовольства.

Благонравие возносит человека до степени постящегося днём и простаивающего ночи в молитве, а скверный нрав пожирает благие дела подобно тому, как огонь пожирает дрова.

39. Плодом довольства становится радость сердца в отношении предопределения, каким бы оно ни было, и спокойствие души и умиротворение в любых обстоятельствах.

Сердце довольного остаётся спокойным, что бы пугающее и неприятное ни постигло его в этом мире. Он всегда доволен своим положением и радуется тому, что предопределил ему Его Господь. Он радуется тому, что его Покровитель заботится о нём, и покорен Ему во всём и доволен всем, что Он посылает ему. Он со смирением воспринимает Его установления и Его веления, и твёрдо убеждён в том, что управление и распоряжение Аллаха совершенно и мудрость Его также совершенна.

Довольный не жалуется никому на своего Господа и не ропщет в отношении Его предопределения. Поэтому один из знающих назвал довольство благовоспитанностью по отношению к Аллаху, потому что довольство предполагает отказ от возражений Аллаху в том, что Он делает в Своих владениях, и воздержание от лишних слов, не согласующихся с благонравием и благовоспитанностью.

40. Довольство удерживает человека от порицания того, что не порицал Аллах. Поистине, когда раб Аллаха недоволен чем-то, он ругает и порицает предмет своего недовольства, а это свидетельствует о недостатке стыдливости перед Аллахом. Он порицает невинное, не сделавшее ничего дурного, порицает творения Аллаха. А это делает положение человека пред Аллахом ниже.

Если человек приготовил для тебя еду и подал её тебе, а ты станешь ругать и порицать её, ты вполне можешь навлечь на себя ненависть этого человека и услышать от него оскорбление. Своим действием ты побуждаешь его порвать отношения с тобой.

Один из знающих сказал: «Поистине, порицание сделанного кем-то, если сделавший сам не выразил порицание, — хула в его адрес и очернение его».

41. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) просил у Аллаха довольства предопределением, о чём упоминается в «Муснаде» и «Сунан»: «О Аллах!...и прошу у Тебя довольства после осуществления предопределения...» [Ахмад, 18325].

И я слышал, как шейх ислама Ибн Таймийя говорил: «Он просил довольства после предопределения, показывая истинную сущность довольства. Что же касается довольства до предопределения, то оно представляет собой решительное намерение человека проявить довольство, когда предопределённое постигнет его, а осуществляется довольство уже после того, как произойдёт предопределённое».

42. Если человек недоволен предопределением, это недовольство может подтолкнуть его к тому, чтобы сетовать на предопределение и жаловаться на судьбу либо в своём сердце, либо не только в сердце, но и посредством слов и действий. А жаловаться на судьбу, то есть предопределение, — значит жаловаться на Того, Чьё это предопределение. Также он станет порицать творения Аллаха, а Аллах и люди станут порицать его, и таким образом он окажется порицающим и порицаемым одновременно... Это противоречит подчинённости Ему.

Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывает: «Я служил Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) десять лет, и он ни разу не сказал мне: “Уф!" — и ни разу не сказал мне: "Почему ты сделал это?” — или: “Почему ты этого не сделал?” И он ни разу не говорил мне о чём-то из того, что было: “Ах, если бы этого не было!” И он никогда не говорил о том, чего не было: “Ах, если бы это было!” И когда кто-то из членов его семьи упрекал меня, он говорил: "Оставьте его... Чему быть, того не миновать"» [Бухари, 2768; Муслим, 6013].

Слова «Чему быть, того не миновать» касаются двух вещей:

Первая: отсутствие того, чего раб Аллаха желает.

Вторая: присутствие того, что ему ненавистно. То есть человек может упустить нечто желаемое и с ним может произойти нечто ненавистное и неприятное для него.

Если Аллах предопределил первое, оно неизбежно произойдёт. И если Он предопределил противоположное второму, это тоже непременно произойдёт. И если с точки зрения предопределения приятное и неприятное равно, то покорность раба Всевышнему Аллаху (‘убудиййа) предполагает, что он должен быть одинаково доволен и тем, и другим. Это непременное следствие упомянутой покорности.

43. Любовь, искренность и возвращение к покорности Аллаху зиждутся на довольстве. Любящий доволен тем, кого любит, в любых обстоятельствах...

Один из знающих сказал: «Однажды я совершил грех, о котором плачу вот уже тридцать лет». Его спросили: «Что же это за грех?» Он ответил: «Как-то я сказал о том, что было предопределено Аллахом: “Ах, если бы Аллах не предопределил это!” или “Ах, если бы этого не случилось!”»

Один из наших праведных предшественников сказал: «Если бы плоть мою изрезали остриями, это было бы желаннее для меня, чем сказать о чём-то из того, что предопределил Аллах: “Ах, если бы Он не предопределил это!”»

См. Мадаридж ас-саликин. С сокращением...