Канаат – это значит довольствоваться своим положением и своими средствами...

Канаат – это значит довольствоваться своим положением и своими средствами...

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:

Данное слово выражает духовное состояние индивида, при котором он удовлетворен своим положением и материальными возможностями. Это качество проявляется в следующих случаях: довольствоваться малым, при расходах учитывать свои реальные возможности и не тратить попусту материальные средства, не зариться на чужое состояние, избегать чрезмерного желания разбогатеть.

Всемогущий Аллах, сотворив человека, изначально распределил жизненную долю каждого. В Коране Он повелел следующее:

وَمَا مِن دَآبَّةٍ فِي الأَرْضِ إِلاَّ عَلَى اللَّهِ رِزْقُهَا وَيَعْلَمُ مُسْتَقَرَّهَا

وَمُسْتَوْدَعَهَا كُلٌّ فِي كِتَابٍ مُبِينٍ

«Нет на земле ни единого живого существа, которого Аллах не обеспечил бы пропитанием».

Тем самым, Творец Вселенной желает, чтобы никто из Его рабов не беспокоился и не тревожился за свое будущее. Хотелось бы отметить, что в силу множества причин, истинная суть которых нам неведома, Аллах по-разному распределил земные блага: кого-то щедро наделил всем, а кого-то сделал нищим. Духовное состояние канаат возникает именно здесь. Те, кому в этой жизни не дано материального богатства, должны быть удовлетворены своим положением и, желая большего, не должны переступать границы дозволенного.

Что касается людей, живущих в достатке, то они не должны скупиться, а обязаны как положено выплачивать закят, налог в пользу неимущих и малообеспеченных слоев населения.

Канаат должен быть свойственен не только бедным. Напротив, состоятельные и богатые люди еще больше нуждаются в этом, ибо с увеличением достатка и прибавлением материальных средств у некоторых людей усиливается чрезмерная любовь к накоплению. По своей природе, если некто собрал значительные средства, которых хватает на содержание всех родственников, он старается заработать еще больше и еще больше накопить денег. Эта страсть порой приобретает болезненные формы, и все собранное кажется незначительным, и это мешает человеку сполна воспользоваться своими средствами в этой жизни и сделать «запасы» для жизни потусторонней.

Любой человек, беден он или богат, если у него нет чувства канаата, постепенно поддается обманчивым иллюзиям и увлекается блеском презренного металла. Потом он забывает о бренности сего мира и перестает готовиться к вечной жизни. Таким несчастным следующее наставление: "Если океан материальных благ влить в кувшин, сколько он сможет вместить в себя? Ровно столько воды, сколько хватит на однодневные нужды. Но никогда не насытятся глаза тех, кто попал в силки страстей к богатству и накоплению. Если ракушки не довольствовались бы малым, то в них ни в коем случае не зародилась бы жемчужина!"

Тот, кто, забыв о своем кувшине на плече, охвачен страстью собирания еще большего количества воды, вскоре забудет о смысле своего прихода в этот мир или же впадет в заблуждение и сойдет с пути истины. Тем самым, он по своей воле лишит себя будущего. Указывая на то, что подобные действия являются огромной ошибкой, Аллах в Коране повелел следующее:

وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالإِنسَ إِلا لِيَعْبُدُونِ مَا أُرِيدُ مِنْهُم مِن رِزْقٍ

وَمَا أُرِيدُ أَن يُطْعِمُونِ إِنَّ اللَّهَ هُوَ الرَّزَّاقُ ذُو الْقُوَّةِ الْمَتِينُ

«Я создал джиннов и людей только ради того, чтобы они поклонялись Мне. Мне не надобно от них никакого удела и не надобно, чтобы они кормили Меня. Воистину, Аллах – тот, кто дарует пропитание. Он – Могущественный, Сильный».743

По этой причине канаат является одним из важных постулатов Ислама, о которых особенно восторженно отзывался сам Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям). Он отмечал, что, каким бы количеством материальных средств не обладал человек, на самом деле самым огромным богатством является канаат. Кто обладает хорошим здоровьем, не имеет дурных привычек и пристрастий, на данный момент имеет возможность прокормить свою семью, тот самый богатый человек, ибо ему даны все мирские блага. 

В другом хадисе Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Довольный своей участью мусульманин, которого Аллах наделил достаточными средствами для проживания и самыми необходимыми земными благами, воистину обрел вечное спасение». Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) считал канаат самым лучшим средством выражения шукура (благодарности) и поэтому указывал, что тот, кто доволен своей жизненной долей, является самым благодарным рабом Аллаха.

В другом хадисе даются следующие признаки терпеливых и благодарных людей: «Кто следует за тем, кто лучше его с точки зрения богобоязненности, а, видя тех, у кого положение хуже его, благодарит Аллаха за данные ему блага, будет записан в небесных скрижалях как терпеливый и благодарный раб. Но кто, посмотрев на тех, кто гораздо ниже с религиозной стороны, и заметив тех, кто гораздо состоятельнее его, сильно расстроится, то его не запишут в число благодарных и терпеливых рабов».

С другой стороны, каждый правоверный не должен забывать о том, что в Судный день придется давать отчет за все дарованные ему блага, ибо в этот день Всемогущий Аллах спросит у Своих рабов обо всем, куда были потрачены средства, какой образ жизни вели. Следовательно, огромное материальное состояние влечет за собой ответственность и необходимость давать отчет за все средства. 

Следующий хадис прекрасно показывает нам критерии, которыми обязан руководствоваться мусульманин: «О, сын человеческий! Подача милостыни является прежде всего добром для тебя. Если будешь держать у себя и никому не давать, то это зло для тебя самого. Но запомни: Аллах не станет тебя спрашивать за то, что ты обладал достаточными средствами для нормальной жизни!»

Возможно, некоторые люди считают, что получать помощь или милостыню из рук других является благим делом, тогда как на самом деле оказание посильной помощи гораздо благороднее. В принципе, благотворительностью занимаются обычно такие люди, которые довольны своей земной долей. Однако тот, кто лишен чувства канаата, даже если он будет обладать всеми земными богатствами, не даст кому-либо соринки из дома. Даже мысленно не представит себе благое деяние, ибо для этого требуется духовно-нравственное совершенство. В канаате вовсе не таится зло, так как у Владыки миров столько разных благ, что каждому земному созданию хватит за глаза, милость и щедрость Аллаха постоянно окружает Его рабов.

До сей поры никто не умер от канаата. Страстное желание еще никого не сделало султаном. Аллах оказывает свою милость даже собакам и свиньям. Облако, что наверху, и этот дождь, который орошает посевы, не являются результатом деятельности человека. Так же, как ты стремишься к земным благам, сгорая от страсти, так и земное влюблено в тебя и идет за тобой. Даже если ты не будешь стремиться за пропитанием, оно само придет в твои двери, но если ты станешь бежать за ним, то оно принесет тебе проблемы и невзгоды.

Всемогущий Аллах, наряду с тем, что желает видеть Своих рабов довольными своей долей, не любит тех, кто, не довольствуясь своим положением, протягивает руки, прося оказать им помощь. Кто просит у людей, а не у Аллаха, тем самым становится еще беднее. Кто, сохраняя чувство собственного достоинства, просит и ждет помощи только от Аллаха, тем самым действительно находит источник утешения и удовлетворения, ибо Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил следующее: «Тех, кто не просит у людей, Аллах делает добродетельными. Того, кто показывает себя состоятельным человеком, чтобы не упасть в глазах людей, Господь спасает от нужды».

Хаким бин Низам (радыйаллаху анху) рассказал следующую историю: «Однажды я попросил у Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) в качестве помощи выделить мне немного средств из военных трофеев. На мою просьбу он дал мне немного денег. Попросил в другой раз, и снова он меня щедро одарил. Но, когда я попросил в третий раз, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) промолвил: «О, Хаким! Воистину, эти деньги имеют притягательную силу и очень заманчивы. Если кто-то возьмет без всякого проявления алчности, то Аллах ниспошлет в его дом благоденствие, но если некто жадно возьмет эти деньги, то Аллах лишит его счастья и покоя. И впоследствии этот человек уподобится голодному, который, сколько бы ни ел, никак не может насытиться. Дающая рука благороднее берущей!»

В ответ я воскликнул:«О, Посланник Аллаха! Клянусь Аллахом, который послал тебя с истинной религией, что до конца своих дней я ни у одного из смертных ничего не возьму!»

Прошло некоторое время. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) скончался, и Халифат возглавил Абу Бакр (радыйаллаху анху). Как-то он вызвал к себе Хакима, чтобы выдать ему немного средств для помощи, однако Хаким (радыйаллаху анху) твердо отказался. Затем его вызвал халиф Умар (радыйаллаху анху), чтобы также выделить ему его долю из военных трофеев, но он опять отказался. Тогда Умар (радыйаллаху анху) громко закричал: «О, мусульмане! Я призываю вас быть свидетелями. Я решил выдать Хакиму выделенный ему пай из трофеев, но он почему-то не берет!» Как стало известно, он до последних своих дней ничего не брал у людей.

Кто доволен своим положением, чувство канаата делает его уважаемым. Канаат настолько возвышает человека, что в его душу не закрадывается даже небольшая толика влечения к мирским богатствам. Некоторые жадные и алчные люди готовы ради небольшой выгоды сложить свою голову, если же человек, довольный своей жизнью, найдет огромные сокровища, он, ради сохранения чувства собственного достоинства, даже не повернет головы. Тех, кто, снедаемый жадностью, идет на все, тех, кто, невзирая на материальный достаток, стремится еще больше накопить денег, называют нищими. Чтобы довольствоваться своим положением и состоянием, чтобы обезопасить себя от попрошайничества, нужно всегда следовать совету Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), поучавшему своих сподвижников: «Как только вы заметите кого-либо, кто обладает большими, чем у вас, состоянием и возможностями от природы, сразу посмотрите на тех, кто значительно беднее вас».

Подобные действия обладают существенным эффектом для предотвращения разочарования и проявлений недовольства своим жизненным уровнем и материальным состоянием. Как известно, одной из главной причин печали и горестей является недовольство жизненной долей.

Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), как и в других случаях, в отношении канаата является для нас самым прекрасным образцом для подражания. Все огромные средства, которые поступали в его распоряжение, он сразу раздавал нуждающимся. Он никогда не делал запасы и не откладывал средства на черный день. Поэтому на устах Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда была следующая молитва: «О Аллах! Дай семье Пророка Мухаммада столько средств, сколько хватило бы лишь на удовлетворение самых острых нужд».

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сам всегда довольствовался малым и порой требовал у своих сподвижников, чтобы они дали слово, что никогда и ни у кого ничего не попросят. Савбан (радыйаллаху анху) передал следующую историю: «В один прекрасный день Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил у нас: – Кто сейчас даст слово, что никогда не будет просить что-либо у людей, тому я дам твердую гарантию, что он после смерти обязательно попадет в рай!

Я сразу воскликнул: – О Посланник Аллаха! Я готов дать такое слово!»

Очевидцы этого случая впоследствии рассказывали, что в течение всей своей жизни Савбан ни у кого ничего не попросил. В жизни нет ничего прекраснее такого состояния, при котором совершенно не зависишь от чужой воли или прихоти.

Канаат является состоянием души. При всем вышесказанном, хотелось бы заметить, что для обретения этого состояния вовсе не надо голодать или вести нищенский образ жизни. Нужно всегда требовать удовлетворения своих законных прав. Об этом свидетельствует следующий случай. Согласно рассказу Умара (радыйаллаху анху), Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) после боев время от времени выделял ему некоторую сумму денег из казны. Умар (радыйаллаху анху) отнекивался, говоря: «О Посланник Аллаха! Дайте кому-нибудь из бедных сподвижников!» 

Но Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) дал ему такой совет: «Ты возьми это! Ты всегда бери себе те средства, которые, хотя ты не зарился и не пялился на них, выделили тебе! Можешь пользоваться ими так, как пожелаешь, а если желаешь, то можешь все это раздать нуждающимся людям. Но при всем этом никогда не стремись к средствам, которые предназначены для других!»

Очень интересна история, в которой повествуется о жизни Пророков (мир им)

Как-то Пророк Ибрахим (алейхиссалям) направился из Египта в Мекку, чтобы навестить своего сына Исмаила (алейхиссалям). Но, как он не торопился, он не застал Исмаила дома. Тогда он спросил у своей невестки, которая не была знакома с ним: – Где Исмаил?

Невестка: – Пошел на охоту, чтобы найти пропитание для своей семьи.

И когда Ибрахим (алейхиссалям) спросил у нее о положении дел в семье, она дала следующий ответ: – Мы находимся в состоянии острой нужды. Сейчас мы испытываем большой недостаток.

Ибрахим (алейхиссалям) сказал ей следующее: – Когда придет твой муж, передай ему мой Салям. Да! И напомни ему также, чтобы он заменил входную дверь (порог этого дома).

Исмаил (алейхиссалям), вернувшись домой, стал расспрашивать у своей жены: – Приходил ли домой кто-нибудь?

Супруга сказала ему следующее: – Да, приходил один пожилой человек. Он спросил о тебе, и я ответила, что ты ушел на охоту. Кроме того, он хотел узнать о нашей жизни, и я рассказала ему, что мы испытываем крайнюю нужду.

Исмаил (алейхиссалям) спросил у нее: – Хорошо! А что он сказал тебе на прощание?

Супруга: – Он просил передать тебе Салям и посоветовал заменить входную дверь (порог этого дома).

Выслушав ответ жены, Исмаил (алейхиссалям) сказал ей: – Это был мой отец. Он приказал мне развестись с тобой. Теперь ты можешь возвращаться к своим родителям.

Разведясь со своей супругой, Исмаил (алейхиссалям) женился на представительнице племени Джурхум. Прошло еще некоторое время. Пророк Ибрахим (алейхиссалям) вновь пришел к сыну. И опять, как и прошлый раз, он не смог застать сына дома. Тогда он спросил у супруги сына о том, куда он ушел. Она ответила: – Он ушел на поиски пропитания.

Ибрахим (алейхиссалям) задал ей следующий вопрос: – А как вы поживаете?

Новая супруга сына, воздав хвалу Аллаху, ответила: – Мы живем очень хорошо. У нас дома всего в изобилии.

Ибрахим (алейхиссалям) продолжил задавать вопросы: – Что вы в основном едите?

Жена сына: – В основном питаемся мясом.

Ибрахим (алейхиссалям) спросил: – А что вы пьете?

– Воду!

Ибрахим (алейхиссалям) выслушав ответы невестки, воздел руки в небеса и произнес молитву: – О Аллах! Ниспошли в этот дом благоденствие и изобилие.

Затем он, обращаясь к невестке, сказал ей: – Когда вернется твой муж, передай ему Салям от меня. И напомни ему, чтобы он хорошо оберегал входную дверь (порог этого дома).

Когда Исмаил (алейхиссалям) вернулся домой, он первым делом спросил у своей супруги: – Приходил ли кто-нибудь в мое отсутствие?

Она рассказала ему: – Да, приходил старик с прекрасной внешностью. Он спросил о тебе и попросил меня, чтобы я рассказала о нашей жизни. Я ответила, что живем прекрасно, что у нас всего в достатке.

Исмаил (алейхиссалям) спросил у нее: – А что он сказал на прощание?

Супруга ответила: – Он попросил передать тебе Салям. Кроме того, он посоветовал, чтобы ты хорошо оберегал входную дверь (порог этого дома).

Тогда Исмаил (алейхиссалям) сказал ей: – Это был мой отец! А входная дверь – это ты. Мой отец посоветовал, чтобы я хорошо относился к тебе и жил с тобой мирно и в согласии.

Из этой истории следует, что Пророк Ибрахим (алейхиссалям) во время первого прихода к сыну понял, что первая невестка ненасытна и недовольна своим положением. А для сохранения в семье дружелюбной атмосферы нужно, чтобы каждый член обладал добрым нравом и высокой нравственностью. Это поможет избежать всяческих конфликтов и ссор на бытовой почве.

Кто остался далек от скатерти канаата, к которой призывает Своих искренних рабов Аллах, тот подобен голодному нищему, даже если он падишах. Пока ты не будешь доволен тем, чем наделил тебя Аллах, ты никогда не обретешь покой. Куда бы ты ни убегал, чтобы избавиться от тревог и волнений, все равно тебя будут преследовать муки и беды.

Канаат оберегает людей от тысячи всевозможных проблем и тревог. Укрепляет веру, ограждает от заблуждений и способствует облегчению жизни. Канаат способствует возникновению чувства солидарности и сострадания, вселяет в души любовь и дружбу, усиливает потребность спешить на помощь своим единоверцам. 

Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) сильно понравился один молодой юноша, который славился своим канатом, и он всегда ставил его в пример остальным сподвижникам. Эта история, произошедшая в «золотой век», примерно такова:

Когда представители племени Бани Туджиб решили вернуться домой, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) щедрее, чем обычно, наградил их. Затем он спросил у них: – Кто еще остался? Кто не брал у меня подарки?

Эти люди ответили следующее: – Да, есть один, кто еще не получал ничего. Так как он самый молодой из нас, мы оставили его присматривать за нашими верховыми животными.

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) приказал: – Передайте ему его долю!

Люди Бани Туджиба вернулись к своему стойбищу и сказали юноше: – Иди к Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) и возьми свой подарок! Мы все уже получили и попрощались с ним.

Юноша пришел к Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) и обратился со следующими словами: – О Посланник Аллаха! Я потомок Абза и являюсь членом племени Бани Туджиба, которые совсем недавно приходили к тебе и, попрощавшись с тобой, намереваются вернуться домой. Ты выслушал их и удовлетворил их просьбы. А теперь готов ли ты удовлетворить и мою просьбу?

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) удивленно спросил: – Что ты желаешь?

– О Посланник Аллаха! Моя просьба совершенно не похожа на просьбы моих соплеменников. Они пришли сюда, стремясь к новой вере, и принесли с собой закят, который обязаны выплачивать все мусульмане. Так вот, помолись Аллаху, чтобы Он простил мои прегрешения, чтобы Он оказал мне Свое милосердие. Кроме того, я хочу, чтобы Творец дал мне широкую душу. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), выслушав просьбу мальчика, произнес следующее дуа: – О Аллах! Окажи этому юноше Свою милость! Сделай его богатым в душе!

Затем Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) приказал сподвижникам выдать этому мальчику причитающиеся ему подарки. Представители Бани Туджиб вернулись домой. На следующий год группа этих людей повстречалась с Пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям) во время хаджа, возле горы Мина. 

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), особой чертой которого была верность своим обещаниям, спросил у них: – А что делает тот юноша, который в прошлом году был вместе с вами?

Они поведали следующую историю: – О Посланник Аллаха! Мы никогда не видели такого человека, как он, ибо он всегда доволен своим положением. Даже если все люди соберутся, чтобы поделить между собой весь земной шар, этот юноша даже не посмотрит в их сторону.

Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), услышав эти слова, сильно обрадовался, воздал хвалу Аллаху и произнес добрые пожелания в адрес этого юноши.

Этот молодой человек своими поступками заслужил уважение всего племени и стал образцом для подражания. Он вел скромный образ жизни, довольствовался той пищей, которую ниспосылал ему Аллах и не придавал особого значения мирским богатствам. Когда после смерти Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) многие арабские племена стали выходить из Ислама и вернулись к религии своих предков, этот юноша неустанно напоминал людям о могуществе Аллаха, рассказывал им о сущности новой веры. Благодаря его усилиям, ни один член этого племени не оставил Ислам. 

Во время своего правления благородный Абу Бакр (радыйаллаху анху) стал расспрашивать людей об этом юноше. Потом он написал письмо своему наместнику, в котором приказал хорошо относиться к молодому человеку. Да будет доволен им Аллах!

В канаате заключена искренняя и твердая вера, он представляет собой полное упование на волю Всевышнего Аллаха. Из-за этой особенности чувство канаата любимо Аллахом и особо восхваляется в Коране.

Канаат – это значит довольствоваться своим положением и своими средствами, не смотреть с вожделением на вещи других, ибо люди с горящими алчностью глазами порой не ведают, как забирают чужие средства и попирают чужие права. Поэтому в юридическом своде законов Османской империи имеется следующий пункт: «Кто преждевременно возьмет что-либо, тот будет лишен всего этого».

Да поможет нам Аллах пережить достойно это дунья и не потерять достойное место в Ахирате. Аминь!