Каково шариатское постановление относительно восхваления Пророка (мир ему) как Творца?
Хвала Аллаху Господу миров!
Шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах: это запрещено (мухаррам). Нужно знать, что восхваления Пророка ﷺ делятся на два вида:
Первый вид: если восхваление относится к тому, чего Пророк ﷺ заслуживает (без чрезмерности и не переходя дозволенных границ), то в этом нет ничего плохого. Нет ничего плохого в том, чтобы восхвалять Посланника Аллаха ﷺ эпитетами, которых он достоин и описывать прекрасными, похвальными качествами его нрав и руководство.
Второй вид: некоторые восхваления Посланника ﷺ могут привести человека к чрезмерности, которую Пророк ﷺ запретил, сказав: «Не превозносите меня подобно тому, как христиане превозносят Мессию, сына Марьям, ибо, поистине, я — раб (Аллаха), а потому говорите: «Раб Аллаха и посланник Его». Аль-Бухари (3445).
Восхваления Пророка ﷺ, в которых он описывается как «спасение тех, кто обращается за помощью», «отвечающий на мольбы нуждающихся», «владыка мира этого и мира вечного», «знающий сокровенное» и т. д., являются запрещенными и могут дойти до большого многобожия (аш-ширк аль-акбар), выводящего из религии. Не дозволяется чрезмерно восхвалять Посланника (да пребудет над ним мир и благословение), потому что он ﷺ это запретил.
Затем вернемся к случаю, когда восхваляется занятие или профессия человека. Мы скажем, что такое восхваление также недопустимо и является запрещенным (харамом), потому что Посланника (да пребудет над ним мир и благословение) следует восхвалять так, как он заслуживает и достоин: восхвалять его благой нрав, достохвальные качества и его прямое руководство. Восхваление его подобными словами относится к поклонению, с помощью которого человек приближается к Аллаху, а то, что является поклонением, не должно использоваться в качестве достижения мирского, т. к. Всевышний Аллах сказал: «Тем, кто желает жизни в этом мире и ее украшений, Мы сполна воздадим за их поступки в этом мире, и они не будут обделены. Они — те, которые в Последней жизни не получат ничего, кроме Огня. Тщетны их усилия в этом мире, и бесполезны их деяния». (сура «Худ», аят 15–16).
И Аллах — Тот, Кто направляет на прямой путь.
«Фетвы по столпам Ислама» шейха Ибн Усеймина, вопрос 46.
Каково шариатское постановление относительно описания Пророка ﷺ выражением «хабибуллах» («любимец Аллаха»)?
Шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах: нет сомнений в том, что Пророк ﷺ является любимцем Аллаха. Он любил Аллаха, и Аллах любил его. Но есть более возвышенное описание, чем «хабибуллах للا بيبح» — это — «халилюллах» للا ليلخ («возлюбленный Аллаха»).
Посланник Аллаха (да пребудет над ним мир и благословение) является возлюбленным Аллаха, как он ﷺ сказал в хадисе: «Поистине, Аллах сделал меня Своим халилем (возлюбленным), так же, как Он сделал Своим возлюбленным Ибрагима». Ибн Маджа, «аль-Мукаддима», № 141.
Поэтому тот, кто будет описывать его просто как «любимца Аллаха» (хабибуллах), словно понизит его степень. Слово «хулля» («любовь, близость, дружба»), от которого было образовано слово «халиль» («возлюбленный») — более сильное и возвышенное, чем просто «махабба» («любовь»).
Все верующие являются любимцами (хабибами) Аллаха, но любовь Аллаха к Посланнику (да пребудет над ним мир и благословение Аллаха) — больше, поэтому его лучше называть халилюллахом. Аллах сделал его Своим возлюбленным так же, как Он сделал Своим возлюбленным Ибрагима. Поэтому мы говорим, что Мухаммад — Посланник Аллаха и возлюбленный Аллаха (халилюллах), и это описание выше и лучше, чем «хабибуллах», т. к. значение слова «халиль» включает в себя больше, чем любовь — крайнюю степень любви.
«Фетвы по столпам Ислама» шейха Ибн Усеймина, вопрос 45.