Каково шариатское постановление относительно восхваления Пророка (мир ему) как Творца?

Каково шариатское постановление относительно восхваления Пророка (мир ему) как Творца?

Хвала Аллаху Господу миров!

Шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах: это запрещено (мухаррам). Нужно знать, что восхваления Пророка ﷺ делятся на два вида:

Первый вид: если восхваление относится к тому, чего Пророк ﷺ заслуживает (без чрезмерности и не переходя дозволенных границ), то в этом нет ничего плохого. Нет ничего плохого в том, чтобы восхвалять Посланника Аллаха ﷺ эпитетами, которых он достоин и описывать прекрасными, похвальными качествами его нрав и руководство.

Второй вид: некоторые восхваления Посланника ﷺ могут привести человека к чрезмерности, которую Пророк ﷺ запретил, сказав: «Не превозносите меня подобно тому, как христиане превозносят Мессию, сына Марьям, ибо, поистине, я — раб (Аллаха), а потому говорите: «Раб Аллаха и посланник Его». Аль-Бухари (3445).

Восхваления Пророка ﷺ, в которых он описывается как «спасение тех, кто обращается за помощью», «отвечающий на мольбы нуждающихся», «владыка мира этого и мира вечного», «знающий сокровенное» и т. д., являются запрещенными и могут дойти до большого многобожия (аш-ширк аль-акбар), выводящего из религии. Не дозволяется чрезмерно восхвалять Посланника (да пребудет над ним мир и благословение), потому что он ﷺ это запретил.

Затем вернемся к случаю, когда восхваляется занятие или профессия человека. Мы скажем, что такое восхваление также недопустимо и является запрещенным (харамом), потому что Посланника (да пребудет над ним мир и благословение) следует восхвалять так, как он заслуживает и достоин: восхвалять его благой нрав, достохвальные качества и его прямое руководство. Восхваление его подобными словами относится к поклонению, с помощью которого человек приближается к Аллаху, а то, что является поклонением, не должно использоваться в качестве достижения мирского, т. к. Всевышний Аллах сказал: «Тем, кто желает жизни в этом мире и ее украшений, Мы сполна воздадим за их поступки в этом мире, и они не будут обделены. Они — те, которые в Последней жизни не получат ничего, кроме Огня. Тщетны их усилия в этом мире, и бесполезны их деяния». (сура «Худ», аят 15–16).

И Аллах — Тот, Кто направляет на прямой путь.

«Фетвы по столпам Ислама» шейха Ибн Усеймина, вопрос 46.

Каково шариатское постановление относительно описания Пророка ﷺ выражением «хабибуллах» («любимец Аллаха»)?

Шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах: нет сомнений в том, что Пророк ﷺ является любимцем Аллаха. Он любил Аллаха, и Аллах любил его. Но есть более возвышенное описание, чем «хабибуллах للا بيبح» — это — «халилюллах» للا ليلخ («возлюбленный Аллаха»). 

Посланник Аллаха (да пребудет над ним мир и благословение) является возлюбленным Аллаха, как он ﷺ сказал в хадисе: «Поистине, Аллах сделал меня Своим халилем (возлюбленным), так же, как Он сделал Своим возлюбленным Ибрагима». Ибн Маджа, «аль-Мукаддима», № 141.

Поэтому тот, кто будет описывать его просто как «любимца Аллаха» (хабибуллах), словно понизит его степень. Слово «хулля» («любовь, близость, дружба»), от которого было образовано слово «халиль» («возлюбленный») — более сильное и возвышенное, чем просто «махабба» («любовь»). 

Все верующие являются любимцами (хабибами) Аллаха, но любовь Аллаха к Посланнику (да пребудет над ним мир и благословение Аллаха) — больше, поэтому его лучше называть халилюллахом. Аллах сделал его Своим возлюбленным так же, как Он сделал Своим возлюбленным Ибрагима. Поэтому мы говорим, что Мухаммад — Посланник Аллаха и возлюбленный Аллаха (халилюллах), и это описание выше и лучше, чем «хабибуллах», т. к. значение слова «халиль» включает в себя больше, чем любовь — крайнюю степень любви.

«Фетвы по столпам Ислама» шейха Ибн Усеймина, вопрос 45.