Каково решение о словах: «Я заслуживаю того-то»?

Каково решение о словах: «Я заслуживаю того-то»?

Мы часто слышим, как люди говорят в различных контекстах: «Я заслуживаю поступления в эту школу», или «Я заслуживаю эту работу», или «Такая-то женщина праведная, и она заслуживает праведного мужчину». Можно ли говорить «Такой-то заслуживает лучшего», когда думаешь, что с этим человеком поступили несправедливо?

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

Человек, который говорит о том, что заслуживает чего-то, или который говорит подобное о другом человеке, говорит так в одной из двух ситуаций. Рассмотрим их.

Ситуация первая:

Когда человек произносит такие слова, возражая против того, что Аллах не предопределил ему работу или женитьбу, на которую он надеялся, или возражая против подобного.

Несомненно, если человек произносит эти слова с таким убеждением, то это серьезное заблуждение, потому что он словно приписывает Аллаху несправедливость, или незнание, или отсутствие мудрости. А Аллах превыше всего подобного! Всевышний Аллах сказал:

إِنَّ اللَّهَ لَا يَظْلِمُ النَّاسَ شَيْئًا وَلَكِنَّ النَّاسَ أَنْفُسَهُمْ يَظْلِمُونَ

«Воистину, Аллах ни в чем не проявляет несправедливости к людям, но люди сами поступают несправедливо по отношению к себе» [1].

Мусульманину следует сдерживать себя и очищать свои мысли от возражения или недовольства предопределением Всевышнего Аллаха, отдалять от себя мысли, что он заслуживает всего, что хочет, но Аллах предопределил ему иное, и ему не следует думать об Аллахе дурное.

Ибн аль-Кайим, да помилует его Аллах, сказал: «Большинство людей, и даже все они, кроме тех, кого Аллах пожелал отдалить от подобного, плохо и дурно думают об Аллахе, не имея для этого никаких оправданий. Большинство людей думают, что с ними несправедливо обращаются, и им не повезло, и что они заслуживают большего, чем Аллах дал им. Человек словно говорит: „Мой Господь поступил со мной несправедливо и запретил мне то, чего я заслуживаю“. Он внутри думает об этом, но на словах отрицает, не имея смелости сказать об этом прямо. Однако тот, кто исследует себя и глубоко заглянет в то, что скрыто в его сознании и его мыслях, увидит, что эти мысли скрыты в нем, как огонь в тлеющем угле…

Так пусть размышляющий человек, который заботится о себе, обратит внимание на это и покается Всевышнему Аллаху, пусть он постоянно ищет прощения за плохие мысли о своем Господе. И вместо них пусть он ищет вину в себе, потому что его нафс является источником всякого зла, а невежество и проступки являются для него второй натурой. Нафс (человека) более заслуживает обвинений и дурных предположений, чем Самый Справедливый, Самый Мудрый и Самый Милосердный, Который не нуждается ни в чем, Которому принадлежит вся хвала и совершенная мудрость, Который далек от дурного и злого в Своей сущности, качествах, действиях и именах. Его сущность, качества и деяния совершенны и (наполнены) мудростью, пользой, милостью и справедливостью, а все имена Его прекрасны» [2].

Ситуация вторая:

Мусульманин говорит эти слова не из недовольства предопределением Всевышнего Аллаха, но говорит об этом, подмечая реальное положение дел. Таким образом, он свидетельствует о том, что он сам или кто-то другой заслуживает определенной работы. Опираясь на то, у него или другого человека есть необходимая квалификация и опыт, которые делают его подходящим для определенной работы.

В этом нет ничего плохого, если это правда, и если он говорит это не ради лести перед кем-то. В последнем случае это будет ложью, а ложь запрещена, как это хорошо известно. Ему также не дозволено свидетельствовать о том, о чем он не знает. Всевышний Аллах сказал:

وَلَا تَقْفُ مَا لَيْسَ لَكَ بِهِ عِلْمٌ إِنَّ السَّمْعَ وَالْبَصَرَ وَالْفُؤَادَ كُلُّ أُولَئِكَ كَانَ عَنْهُ مَسْئُولً

«Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце - все они будут призваны к ответу»[3].

А Аллах знает лучше.

_______________________________________________

[1] Коран. Сура «Юнус» 10:44.

[2] Ибн аль-Кайим. Заду-ль-ма’ада. Т. 3. С. 211.

[3] Коран. Сура «Ночной перенос» 17:36.

islamqa.info