Как проявляется подход шайтана к человеку и как этому противостоять...

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем: «Тафсир Ибн Джаузи» (2/530):
Наущения шайтана в сердце человека разные, в том числе:
1 - он старается испортить веру и посеять в ней разные сомнения
2 - если не удаётся ему, то украшает и повелевает ему совершать грехи.
3 - если не сможет, то старается удержать его от совершения поклонений,
4 - если не получается, то он старается сместить его поклонение в сторону разной показухи, чтобы сделать их тщетными.
5 - если человек остался безопасным от всего этого, то шайтан внушает ему самоуверенность и самолюбование к своему деянию и поклонению.
6 - также он разжигает в сердце зависть, ненависть и гнев, пока не приведёт человека к худшим из поступков и положению.
С помощью Аллаха подробно разберем каждое из этих коварных наущений шайтана, как они проявляются и как можно им противостоять:
1. Испортить веру и посеять сомнения: это самая первая и фундаментальная цель шайтана. Если он сможет подорвать основы веры человека, то все остальное будет даваться ему гораздо легче. Сомнения могут касаться существования Аллаха, истинности религии, пророческой миссии, справедливости божественных установлений и т.д., и т.п...
Как проявляется этот подход шайтана к человеку. Навязчивые мысли, постоянные вопросы "а что если это не так?", "может, всё это выдумано?", "почему Всевышний допускает страдания?". Подбрасываются сравнения религии с другими мировоззрениями, акцентирование на противоречиях или непонятных моментах, ложное чувство, что молитвы не принимаются, что нет связи с Создателем, подвергание сомнению достоверности Писаний, и их толкование.
Противостоять этому наущению нужно углубленно изучая Коран и Сунну, исламские науки, жизни пророков (мир им). Задавать вопросы ученым, богословам, людям с твердой верой. Не стесняться признавать свои сомнения. Постоянное поклонение, искренняя молитва и мольба, чтение Корана, размышления о знамениях Аллаха. Не поддаваться навязчивым мыслям, не позволять им разрастаться. Отгонять сомнения, напоминая себе о доводах веры.
2. Украшение грехов и подталкивание к их совершению: если шайтану не удается поколебать веру, он переходит к следующему этапу – соблазнению грехами. Он представляет их привлекательными, легкими, приносящими удовольствие, а последствия делает незначительными. Постепенно погружая в греховную среду, просмотр запрещенного контента, общение с грешниками. Поиск причин, почему тот или иной грех "не так уж и плох", оправдание своей слабости. Притупление совести, привыкание к греху, потеря страха перед Аллахом. Мгновенное удовольствие, акцент на немедленной выгоде греха, игнорирование его пагубных последствий.
Противостоять нужно, понимая, что грех – это отравление души, которое отдаляет от Всевышнего и приводит к страданиям. Поиск праведных друзей, общение с людьми, которые напоминают о Творце и помогают избегать грехов. Сдерживание своих желаний, избегание ситуаций, провоцирующих на грех. Искреннее раскаяние, исправление, стремление больше не возвращаться к грехам.
3. Удерживание от поклонения: если человек не поддается грехам, шайтан старается хотя бы отвлечь его от поклонения, сделать его ленивым и нерадивым в выполнении религиозных обязанностей, откладывание намаза на потом, пропуск утренних молитв, нежелание читать Коран. Чувство усталости и слабости при мысли о поклонении. Постоянная занятость мирскими делами, отсутствие времени для Господа миров. Мысли во время намаза блуждают, сердце не присутствует при поклонении.
Противостоять можно планируя время, выделение конкретного времени для поклонения и следование этому графику. Понимание ценности поклонения, осознание, что поклонение – это связь с Аллахом. Прилагать усилия для выполнения поклонения наилучшим образом, не лениться. Просить Аллаха помочь в поклонении, укрепить веру и любовь к Нему.
4. Смещение поклонения в сторону показухи: если шайтану не удается удержать человека от поклонения, он старается сделать его поклонение тщетным, побуждая к показухе – совершению благих дел ради похвалы людей, а не ради Аллаха. Поиск признания, желание, чтобы люди видели поклонение, хвалили за него. Самолюбование и гордость своими благодеяниями, восхищение собой. Неискренность и поклонение не от сердца, а для создания хорошего впечатления. Беспокойство о мнении других и зависимость от похвалы и осуждения людей.
Противостояние в искренности, делать все ради довольства Всевышнего Аллаха, не ожидая ничего от людей. Совершать поклонение в тайне, когда никто не видит. Осознание опасности показухи и понимание, что показное поклонение не имеет ценности перед Создателем. Контролировать и следить за своими намерениями, очищая их от показухи.
5. Внушение самоуверенности и самолюбования: если человек успешно избегает показухи, шайтан пытается завести его в ловушку гордыни и самодовольства. Он внушает ему чувство превосходства над другими, заставляя думать, что он достиг совершенства. Проявляется гордыня и превозношение себя над другими, пренебрежение к их недостаткам. Самодовольство и считать себя лучше других, уверенность в своей безупречности. Пренебрежение советами и наставлениями, так как человек думает, что он сам все знает. Человек перестает замечать свои недостатки, считая себя на истинном пути.
Противостояние в смирении и осознании, что все достижения – это милость Аллаха, а не личная заслуга. Постоянное самосовершенствование и стремление к знаниям, к улучшению нравственных качеств. Смотреть на жизнь пророков (мир им), праведников и благочестивых людей, чтобы видеть свои недостатки. Бояться самообольщения и постоянно просить Аллаха уберечь от самообмана и гордыни.
6. Разжигание зависти, ненависти и гнева: если и это не получается, шайтан переходит к более грубым методам, разжигая негативные эмоции, которые могут привести к насилию, несправедливости и другим тяжким грехам. Проявляется зависть и недовольство чужим благополучием, желание отнять у другого то, что ему принадлежит. Ненависть и чувство злобы и враждебности по отношению к другим. Гнев и вспышки ярости, неспособность контролировать свои эмоции. Насилие и словесные оскорбления, драки, унижения других.
Противостоять можно понимая вред негативных эмоций и осознание, что зависть, ненависть и гнев разрушают душу и приводят к несчастью. Работать над собой и стремиться к кротости, терпению, прощению. Занятие благотворительностью и направление негативных эмоций в созидательное русло. Обращение к Аллаху за помощью в контроле над своими эмоциями.
Наущения шайтана – это постоянная борьба, которую каждый человек ведет на протяжении всей своей жизни. Понимание этих коварных планов и умение им противостоять – залог успеха в духовном развитии и обретении счастья в обоих мирах. Помните, что шайтан слаб, и с помощью Аллаха и правильного подхода можно преодолеть его козни. Необходимо постоянно просить защиты у Аллаха и следовать его путем...