Как карабахский конфликт может быть использован в контексте российско-турецкого противостояния

Как карабахский конфликт может быть использован в контексте российско-турецкого противостояния

Последняя эскалация конфликта в Нагорном Карабахе – лишь начальное звено в цепи последующих обострений, в ходе которых Азербайджан будут подводить под огонь на линии соприкосновения войск, а Турцию – провоцировать на защиту важной для нее логистики на Южном Кавказе.

Парадоксальным в этой конфигурации является то, что действовать Россия будет через Армению, подводя ее под военное обострение, которое так или иначе унесет жизни людей. И это фактически уравнивает сегодня Баку и Ереван: их склоняют к военному столкновению.

Развитие событий

В ночь с 1 на 2 апреля в Нагорном Карабахе вновь началась эскалация конфликта. Самим его участникам, да и мировому сообществу уже не привыкать к тому, что на линии соприкосновения войск периодически кипят нешуточные страсти. Однако в этот раз характер обострения значительно отличался от всех предшествующих.

Во-первых, как уже не раз было отмечено, когда произошла эскалация, президенты Азербайджана и Армении находились в Вашингтоне. Во-вторых, было применено вооружение, которое раньше не использовалось. В-третьих, стороны сообщили о значительном количестве жертв. Фигурировал и сбитый беспилотник. СМИ стали писать о начале карабахской войны.

Однако, несмотря на уровень опасности возобновления карабахской войны, трехсторонней встречи президентов России, Азербайджана и Армении, по примеру августа 2014 года, не состоялось.

Переговоры велись в иных форматах, в частности, состоялся запланированный до эскалации конфликта визит главы МИД РФ Сергея Лаврова в Баку, в ходе которого тема Нагорного Карабаха была первой в списке. Также азербайджанскую столицу посетили министр обороны России Шойгу и секретарь Совебза РФ Патрушев.

На обострение ситуации на линии соприкосновения войск мировое сообщество отреагировало традиционно. МГ ОБСЕ, официальные представители внешнеполитических ведомств России и США выступали с призывами прекратить огонь.

Странным остается только одно: характер эскалации показывает, что вспышка не была спонтанной. Едва ли это обострение можно списать на нервное истощение вооруженных сил на местах. Очевидно, что шла предварительная подготовка, о чем российская разведка была информирована, равно как и турецкая, и стран Запада. Однако «проговорился» о готовящейся эскалации лишь президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, что в конечном счете было использовано многими российскими экспертами как косвенное доказательство причастности Анкары к новому обострению.

Причастна ли Турция к эскалации в Нагорном Карабахе или эта вспышка является одним из звеньев в новой стратегической линии России, направленной на нейтрализацию Турции в направлении Южного Кавказа?

Турецкий след

Обострение карабахского конфликта невозможно отделить от общей конъюнктуры событий, которая развивалась в регионе. И особенно в этой связи обращает на себя внимание российско-турецкий конфликт.

За день до масштабной эскалации, находясь в Вашингтоне, президент Турции выступил с заявлением, что Москве и Анкаре необходимо наладить отношения для решения региональных проблем. Чуть ранее СМИ распространили информацию о задержании в Турции Альпарслана Челика, обвиняемого в убийстве летчика Су-24. Однако ответа со стороны России не последовало, и уже в ночь с 1 на 2 апреля прогремел Карабах.

Большинство российских экспертов видят в этой эскалации турецкий след. Косвенным доказательством выступает риторика Анкары. Еще до эскалации премьер-министр Турции говорил о возможной помощи в миссии по возвращению Азербайджану его земель.

Кроме того, когда началась эскалация, Турция была единственной страной, которая не призывала стороны к миру, а публично выражала свою поддержку действиям Азербайджана, перешедшего в тот момент в фазу наступления.

Отмечалось также, что Турция, разжигая карабахский конфликт, таким образом проводит политику Запада на Южный Кавказ, формируя в общем и целом известную по книгам Бжезинского дугу нестабильности вокруг России.

Однозначно говорить, была ли причастна Турция или нет, довольно сложно, не имея на руках прямых доказательств. Эксперты оперируют лишь логикой региональных процессов.

Турции по многим параметрам обострение в Нагорном Карабахе невыгодно. Во-первых, переход карабахского конфликта в военную фазу может нанести серьезный урон ключевым проектам, которые проходят по оси Баку – Тбилиси – Анкара. Это нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан (его участок пролегает недалеко от зоны боевых действий), Южнокавказский газопровод и железная дорога Баку – Тбилиси – Карс (БТК), которая должна быть сдана в эксплуатацию к ноябрю 2016 года.

Значение последнего проекта для Турции особенно возросло после запуска Китаем экономической оси «Шелковый путь», которая может заработать на Южном Кавказе с запуском железнодорожного сообщения БТК.

Не менее значимо для Турции сохранение нефтепровода БТД, по которому идет прокачка нефти – 1 млн баррелей в сутки, и южнокавказкого газопровода, дающего Турции выход на Каспий и возможность поддерживать экономическую обоснованность триумвирата Баку – Тбилиси – Анкара.

Кроме того, одна из приоритетных задач для Анкары на сегодняшний день – это укоренный запуск системы газопроводов TAP-TANAP, которые являются неотъемлемой частью лоббируемого Западом Южного газового коридора. Расходы по проекту взяли на себя Турция и Азербайджан. Начало карабахской войны может поставить точку на сдаче этой системы объектов, что для Турции, испытывающей газовый голод после обострения отношений с Россий, – серьезный вызов.

Вдобавок после активной вовлеченности Турции в сирийский конфликт политическая обстановка внутри страны обострилась до предела. Поток беженцев, серия терактов, активизация Рабочей партии Курдистана, лидер которой заявил, что РПК будет переносить боевые действия в турецкие города – все это позволяет говорить, что государство находится на пороге серьезных потрясений. Многие эксперты уже рассуждают о наличии гражданского противостояния на юго-востоке страны. В сложившейся ситуации «поджигать» карабахский конфликт для Турции не только не выгодно, но и чревато.

В этой связи заявление, сделанное Эрдоганом в Вашингтоне, пожалуй, можно отнести к последней попытке наладить диалог с Москвой. Однако, судя по всему, в Кремле окончательно решили, что турецкий лидер – недоговороспособный политик, а кроме того, импульсивный, и для защиты своих интересов (в том числе на Южном Кавказе России) необходимо выбить Анкару из региона.

Своевременно перетасовать статус-кво

Примечательно, что сделать это Москве необходимо в сжатые сроки, пока не пройдут президентские выборы в США. На администрацию Барака Обамы было много нареканий, не только в России, во всем мире. Но если его место займет Хилари Клинтон, РФ будет гораздо сложнее решить свои задачи на Южном Кавказе.

Возглавляя Госдепартамент США, Клинтон не раз посещала столицы Азербайджана, Армении и Грузии, бывала на линии соприкосновения войск и, в отличие от других кандидатов, понимает этот регион очень хорошо.

При этом ее антироссийский настрой не является ни для кого секретом. Именно Клинтон в свое время определила ЕАЭС как проект ресоветизации территорий. Ну а ее знаменитая фраза о Каддафи – «We came, we saw, he died» – стала своего рода визитной карточкой Клинтон в вопросах внешенполитических действий.

Если сейчас недовольство действиями Турции растет не только в России, но и в США и ЕС, то с приходом новой администрации приоритеты на западе могут сместиться. При таком раскладе можно будет уверенно говорить о формировании так называемой дуги нестабильности вокруг России, и Южный Кавказ с проходящими по нему важными логистическими и нефтегазовыми артериями займет новое место в мировой геополитике.

Неразрешенный нагорно-карабахский конфликт в такой ситуации может сыграть одну из ключевых ролей – при том, что существующий статус-кво себя очевидно изжил. Внести в него изменения мирным путем практически невозможно.

Все попытки МГ ОБСЕ, если не решить карабахский конфликт полностью, то хотя бы внести свои коррективы не увенчались успехом. Причем решения бойкотировались либо Ереваном, либо Баку. Стало быть, единственный выход – это небольшая война, вектор которой может быть направлен и для снижения роли Турции в регионе.

Подвести Баку под огонь?

После недавней эскалации в Нагорном Карабахе внимание мирового экспертного сообщества было сконцентрировано на сопутствующей обострению риторике со стороны Азербайджана.

Будучи приверженцем мирного урегулирования конфликта, Баку в то же время демонстрировал готовность решить вопрос военным путем. При этом еще до начала обострения ситуации не утихали разговоры о военном бюджете Азербайджана, который в разы превышает аналогичные затраты Армении.

Когда стало известно, что в Баку с визитом прибывают министр обороны России Сергей Шойгу и секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев, среди экспертов пошли разговоры о том, что визитеры привезли в Баку проект мирного решения конфликта.

Версии о содержании документа разнились, но несколько возможных пунктов воспроизводились из разных источников. В частности, речь шла о передаче Азербайджану нескольких прилегающих к Карабаху районов взамен на признание НКР. Речь также шла о возможном вступлении Азербайджана в ЕАЭС.

Трудно сказать, действительно ли Шойгу и Патрушев привезли в Азербайджан такой кейс предложений, но с уверенностью можно констатировать: даже если какие-то из этих предложений имели место – дальше слов дело бы не пошло.

Москва прекрасно понимает, что Армения не согласится передать Азербайджану прилегающие к Нагорному Карабаху территории – даже если официальный Баку подпишет всевозможные документы, гарантирующие, что боевые действия будут прекращены.

Если Азербайджан займет эти регионы, он не только получит возможность говорить о своем существенном продвижении в карабахском вопросе (что, безусловно, положительно скажется на внутриполитической обстановке в республике), но и займет новые высоты в военном плане. И в этой связи отчасти оправданны опасения Армении, что возобновится обстрел.

То есть, если из Москвы действительно был передан такой пакет предложений, то она заняла выигрышную позицию – готовность на существенные уступки при возможной их блокировке Ереваном.

Для чего это нужно Москве?

В экспертном сообществе Азербайджана растет убежденность, что Россия готова оказать давление на Саргсяна и точно не откажется от поддержки Азербайджана. Аргументом в пользу этой версии для многих стала риторика Дмитрия Медведева и Дмитрия Рогозина, которые заявили, что Россия, несмотря на последнюю эскалацию в зоне конфликта, не прекратит продавать оружие Азербайджану. И в этой убежденности, видимо, кроется главная опасность для Баку.

Россия сотрудничает с Азербайджаном, но ни для кого не секрет, что ее взаимодействие с Арменией происходит на более глубоком уровне. Армения является членом ОДКБ, ЕАЭС, на что напирают многие армянские эксперты, выражая недоумение, почему РФ не прекращает поставки вооружения Азербайджану.

Более того, Армения является военным форпостом России на Южном Кавказе, и, безусловно, сохранение своей военной базы в Гюмри – одна из основополагающих для Москвы задач.

Тем не менее после недавней эскалации складывается впечатление, что РФ, сохраняя приверженность своим договоренностям с Арменией, продолжает подыгрывать Азербайджану – и это при том, что многие внешнеполитические события вокруг Баку всерьез озадачили Москву.

В их числе – новый виток взаимодействия Баку и Вашингтона. США заявили о готовности инвестировать в ненефтяной сектор Азербайджана для стабилизации экономики республики, что в период падения цен на нефть – жизненно важный вопрос для Баку. После визита Ильхама Алиева в Вашингтон стало понятно, насколько для Баку принципиально нормализовать отношения с Белым домом. Вопреки сделанным минувшим летом заявлениям, Азербайджан согласился освободить ряд граждан, которых на Западе считали политзаключенными.

Кроме того, ранее Баку активно пытались вовлечь в просаудовскую коалицию на сирийском треке. А взаимодействие Азербайджана и Турции в период обострения отношений Москвы и Анкары вызывало у России ряд вопросов.

Фактически ввиду последних изменений в регионе Азербайджан для Москвы геополитически в полной мере отошел в линию сотрудничества с Турцией и выступает потенциальным проводником интересов Запада в регионе. А развитие и усиление проложенной по оси Баку – Тбилиси – Анкара логистики может не только окончательно изолировать Армению, но и сформировать новый экономический пояс, который выступает серьезной конкуренцией ЕАЭС.

В этой связи России необходимо решить несколько задач сразу – нейтрализовать в регионе турецкий фактор, вытеснив Анкару с Южного Кавказа, и переиграть карабахский конфликт в качестве превентивной меры для предотвращения будущей эскалации.

Решение Москва видит в нескольких плоскостях: это серьезная региональная конфронтация, через которую Россия получит возможность увидеть свое военное присутствие в регионе. Карабахский конфликт в полной мере подходит для этой задачи.

РФ сейчас будет максимально подыгрывать позиции Азербайджана, создавая благоприятные условия для того, чтобы он вновь «попытал счастья» в карабахском вопросе. Это означает, что в скором времени (к августу 2016 года) в зоне Нагорного Карабаха произойдет еще несколько обострений, развитие которых будет все больше и больше угрожать логистике по оси Баку – Тбилиси – Анкара.

Россия начнет провоцировать Турцию на защиту этих проектов. Тут в пользу Москвы играет и нахичеванский фактор. Нахичевань – это особая зона в регионе и, по сути, «ахиллесова пята» Азербайджана. Турция, поняв, что переговоры с Москвой больше невозможны, будет вынуждена действовать в логике обострения.

Угроза южнокавказским проектам может подтолкнуть Анкару на переброску военных единиц в Нахичевань. И в случае очередной эскалации на линии соприкосновения войск достаточно будет небольшой провокации, чтобы заявить, что территорию Армении обстреляли со стороны Нахичевани. В этой ситуации карабахский конфликт моментально выйдет на уровень противостояния Турции как члена НАТО против России как члена ОДКБ. РФ получит возможность увеличить свое военное присутствие в регионе, что повлечет за собой запрос к Грузии о предоставлении военного коридора.

Грузинский фактор

Грузия со времен Михаила Саакашвили прочно интегрирована в ось Баку – Тбилиси – Анкара. Эта линия являлась гарантом дистанции от Москвы и возможности получать энергетические и экономические преференции в обход России. Однако сегодня Грузия стала заложником этой конфигурации.

В Тбилиси понимают, что расшатанные отношения России и Турции рано или поздно спроецируются на Южный Кавказ, и – в случае военного времени – могут быть перебиты все артерии: БТД, БТЭ, БТК.

В контексте этих размышлений стоит рассматривать зимние переговоры министра энергетики Грузии Кахи Каладзе с «Газпромом», которые вызвали серьезную обеспокоенность в Азербайджане и Турции. Вспыхнувшие акции протеста «Единого национального движения» многие эксперты увязывали не только с политической парадигмой, но и с финансированием протестов со стороны SOCAR через грузинский филиал.

Сегодня правящая коалиция в Грузии фактически распалась, и проекция нового сценария противостояния на Южном Кавказе позволяет говорить о том, что Москве удастся «втянуть» Тбилиси на свою орбиту.

Череда эскалаций в Нагорном Карабахе с последующим переходом конфликта в российско-турецкое противостояние вынудит Грузию подыграть интересам России. И одним из факторов здесь стал так называемый грузинский батальон, который напрямую подчиняется Михаилу Саакашвили и в ходе последней эскалации в Нагорном Карабахе заявил, что готов принять участие в боевых действиях на стороне Азербайджана.

Поэтому для Тбилиси обострение в Нагорном Карабхе напрямую связано с вопросом собственной безопасности. Кроме того, в Грузии понимают, что в случае противостояния Анкары и Москвы в ход пойдут все методы: например, Турция может попытаться организовать переброску боевиков в зону боевых действий по сформированному уже маршруту. Для Грузии, где растет межконфессиональное напряжение (в том числе в Аджарии), это представляет большую угрозу.

Так что, если Москва запросит у Грузии военный коридор, она, скорее всего, получит положительный ответ.

P.S.

Последнее обострение на линии соприкосновения войск в Нагорном Карабахе можно считать прологом к новой внешнеполитической стратегии России, которая, очевидно, будет базироваться на защите государственных интересов в ключевых регионах на постсоветском пространстве.

Последняя эскалация – лишь начальное звено в цепи последующих обострений, в ходе которых Азербайджан будут подводить под огонь на линии соприкосновения войск, а Турцию – провоцировать на защиту важной для нее логистики на Южном Кавказе. Парадоксальным в этой конфигурации является то, что действовать Россия будет через Армению, подводя ее под военное обострение, которое так или иначе унесет жизни людей. И это фактически уравнивает сегодня Баку и Ереван – этих игроков склоняют к военному столкновению. А стороны, между тем, вновь заявляют о нарушении режима прекращения огня, обвиняя друг друга.

Надана Фридрихсон

kavpolit