Как использовать свое имущество, и как получить прибыль, не страшась гнева Аллаха?

Как использовать свое имущество, и как получить прибыль, не страшась гнева Аллаха?

Аллах даровал одному человеку богатство. Как ему следует поступить с ним? Как сохранить его и преумножить, не опасаясь гнева Аллаха?

Хвала Аллаху Господу миров.

Первое: Имущество является благом тогда, когда человек расходует его на то, чем доволен Аллах, когда оно помогает ему подчиняться Аллаху; и имущество будет наказанием, если человек расходует его не во благо, или если богатство вызывает в человеке заносчивость и высокомерие, или если оно будет отвлекать его от подчинения Аллаху и Его поминания.

Именно поэтому в текстах Шариата приходит предостережение от соблазна богатством, ведь оно очень часто является причиной нарушения границ Аллаха и забывания о Нем. Мало кто из богачей исполняет права Аллаха и обязанности перед Ним. Всевышний Аллах, разъясняя, что испытание бывает в виде наделения человека благами и милостями, а также наказаниями и вредом, сказал:

وَنَبْلُوكُمْ بِالشَّرِّ وَالْخَيْرِ فِتْنَةً وَإِلَيْنَا تُرْجَعُونَ

Мы испытываем вас добром и злом ради искушения, и к Нам вы будете возвращены[1]. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Клянусь Аллахом, не бедности я боюсь для вас, а боюсь я для вас того, что достанутся вам все блага мира этого, как доставались они жившим до вас, и станете вы соперничать друг с другом из-за этого, как соперничали они, и это погубит вас, как погубило их![2]

Сообщается от Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Воистину, мирская жизнь сладкая и зеленая. Аллах оставил вас наместниками на ней, чтобы посмотреть, как вы станете поступать. Бойтесь же искушения этой жизнью и искушения женщинами! Воистину, первым искушением Сынов Израилевых было искушение женщинами[3].

Однако если Всевышний Аллах помог человеку дозволенным путем получить имущество, расходовать его так, как следует, и тратить его в делах поклонения и подчинения Аллаху, тратить его на пути приближения к Аллаху, то это имущество будет благом для него. И тогда он заслуживает того, чтобы и остальные люди завидовали ему, не желая при этом зла, как сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: Как прекрасно праведное имущество в руках праведного человека[4]. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: Не следует завидовать никому, кроме двоих: человеку, которому Аллах даровал богатство, и который расходует его должным образом, и человеку, которому Аллах дал мудрость, и который на основании ее выносит решения и обучает ей[5].

Второе: Путей расходования имущества на благие дела много. Это может строительство мечетей, раздача милостыни, расходование на нужды сирот, помощь больным и нуждающимся. Также к благим путям расходования относится доставление радости семье, детям и родственникам, использование имущества на повторное совершение малого и большого паломничества, открытие курсов заучивания Корана и получения знаний, предоставление беспроцентной ссуды нуждающимся и оплата долгов тех людей, кто не в состоянии сделать это. К этому относятся и создание благотворительных проектов, полезных для всех, например, открытие целевых спутниковых каналов, создание полезных и успешных порталов в сети Интернет и других благих проектов. Возможностей здесь не счесть. Самое главное, что должен понимать человек, расходующий свое имущество, что истинным имуществом является то, что он расходовал ради Аллаха, так как после смерти он найдет награду за него. А то богатство, что он сохранил, то это не истинно его имущество, но – наследников. Именно на такой смысл указывают слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которые передаются от ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Кто из вас любит имущество своего наследника больше, чем своё богатство? Они сказали: О Посланник Аллаха, нет среди нас такого, кто не любил бы собственное богатство больше. Тогда он сказал: Но, поистине, богатством каждого человека является то, что он потратил (на благие дела, на пути Аллаха), а то, что он отложил, является богатством его наследника![6]

Третье: Что касается использования и преувеличения богатства, то с этим вопросом следует обратиться к специалистам, но мы можем Вам указать на общие нормы в этом вопросе:

1. До осуществления капиталовложения или экономической операции следует исследовать и задавать вопросы для уточнения верности по Шариату этого капиталовложения или использования имущества.

2. Следует избегать вложения денег в ростовщические банки, и не обольщаться фетвами тех, кто сказал о дозволенности этого. Воистину, ростовщичество является причиной ненависти и удаления благодати. Ростовщик воюет с Аллахом и Его посланником.

3. Нужно отдаляться от сомнительных дел.

4. Нужно знать опасность богатства, заработанного запретным путем, для человека, его семьи и потомства.

5. Следует придерживаться постепенности, довольствоваться малым и не обольщаться быстрой прибылью до изучения и обдумывания.

6. Нужно остерегаться потерять это благо, отдав управление имуществом в неблагонадежные руки.

7. Следует придерживаться правдивости, верности и ясности и отдаляться от обмана и сокрытия. Воистину, именно в первых содержаться причины благодати и получения прибыли и награды, как сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, о продавце и покупателе: Если оба они были правдивы и разъясняли, сделка их будет одарена благодатью. Но если же они скрывали (что-то) и лгали друг другу, то благодать их сделки будет уничтожена[7].

Просим Всевышнего Аллаха даровать Вам благодать в Вашем имуществе, помочь Вам увеличить его и расходовать его так, как доволен Аллах.

А Аллах знает лучше.

___________________________________________

[1] Коран. Сура Пророки 21:35.

[2] Аль-Бухари. Ас-сахих, хадис № 2961; Муслим. Ас-сахих, хадис № 4015.

[3] Муслим. Ас-сахих, хадис № 2742.

[4] Ахмад. Аль-муснад, хадис № 17096; аль-Албани в Сахиху-ль-адаби-ль-муфрад (№ 299) сказал, что хадис достоверен.

[5] Аль-Бухари. Ас-сахих, хадис № 73; Муслим. Ас-сахих, хадис № 816.

[6] Аль-Бухари. Ас-сахих, хадис № 6442.

[7] Аль-Бухари. Ас-сахих, хадис № 2097; Муслим. Ас-сахих, хадис № 1532.

islamqa.info