Как хадж вдохновлял искусство и литературу на протяжении веков

Как хадж вдохновлял искусство и литературу на протяжении веков

"Мы снова отправились ночью из этой благословенной долины (называемой Марр), с сердцами, полными радости при достижении цели их устремлений, радуясь их настоящему и будущему состоянию, и прибыли утром в Мекку (Всевышний Аллах облагородил ее)", – писал путешественник Ибн Баттута в 1326 году.

За год до этого он выехал из Марокко, пересек Северную Африку и добрался до Каира, затем направился в Иерусалим и Дамаск, а затем в Медину и Мекку.

Ибн Баттута провел четыре дня в Медине, прежде чем достиг Мекки, где он надел простой белый ихрам, чтобы совершить ритуалы хаджа. "Мы сделали (семикратный) обход вокруг Каабы и поцеловали святой камень; мы совершили молитву из двух ракаатов в макаме Ибрагима и прильнули к покрывалам Каабы в Мултазаме между дверью и черным камнем, где молитва не бывает неуслышанной; мы пили воду Замзам…; затем, пробежав между ас-Сафа и аль-Марва, мы вернулись в наше жилище, расположенное недалеко от ворот Ибрагима"..

Марокканский исследователь дал увлекательное изображение пятого столпа ислама почти 700 лет назад. Он далеко не единственный, кто оставил описание обрядов хаджа. Ежегодное исламское паломничество является повторяющейся и разнообразной темой в искусстве, поэзии и прозе всего исламского мира, но в особенности в литературе о путешествиях. От андалузского географа Ибн Джубайра до испанского исследователя Али-бея аль-Аббаси, этот жанр богат красноречивыми и описательными текстами, большинство из которых не только оживляют сами паломничества, но и различные времена, в которые они происходили.

"Существует богатая литература о хадже, – говорит д-р Нуха аш-Шаар, адъюнкт-профессор Американского университета Шарджи. "Многие задокументировали свое путешествие в Мекку, и поэтому у нас есть такой жанр литературы как "Ар-Рихля аль-Хиджазия" – путешествие в Хиджаз для совершения паломничества. Знаменитое "Путешествие Ибн Баттуты" было первой книгой путешествий, в котором имелись сведения о хадже.

В первой половине 14-го века богослов Ибн Каййим аль-Джаузия опубликовал "Путешествие любви", в котором нашло отражение внутреннее духовное путешествие, испытанное автором во время хаджа с многочисленными физическими трудностями. В стихотворении описывалось путешествие Аль-Джаузии к Каабе, Арафату, Муздалифе и Мине, прощальный таваф и товарищи-паломники, сопровождавшие его.

О Каабе он писал следующее: "Когда они видят Его дом — это великолепное зрелище/ради которого горят сердца всех существ/кажется, что они никогда не чувствовали усталости раньше/ибо они не ощущают больше трудностей".

Хотя хадж занимает центральное место в Исламе, он также привлекает писателей из других стран – из Европы и Дальнего Востока, и даже из Северной Америки, откуда в 1964 году приехал активист движения "За гражданские права" Малкольм Икс. Именно в Мекке он открыл для себя Ислам.

Там были десятки тысяч паломников со всего мира", – писал он по возвращении. – Они были всех цветов кожи, от голубоглазых блондинов до чернокожих африканцев. Но мы все участвовали в одном и том же ритуале, демонстрируя дух единства и братства, который, согласно моему опыту в Америке, никогда не может существовать между белым и небелым".

Европейские писатели также стремились увидеть зрелище хаджа. Викторианский исследователь, географ и писатель сэр Ричард Фрэнсис Бертон в 1855 году опубликовал свой "Личный рассказ о паломничестве в Медину и Мекку". Чтобы проникнуть в Мекку, доступ в которую немусульманам был закрыт, он замаскировался под дервиша. Другой британец Элдон Раттер посетил Мекку и Медину в 1925-1926 годах и опубликовал "Священные города Аравии" в 1928 году. Книга имела несомненный успех у критиков, хотя Раттер, перешедший в Ислам, остается неясной фигурой.

"Сквозь лес колонн я смутно видел большой, усыпанный гравием четырехугольник, простиравшийся на четыре с половиной акра; и посреди его, покрытый черной тканью, которая едва различала его в темноте, стоял Бейт Аллах, Дом Бога – Кааба", – писал Раттер. "Под сводами аркад, босые, в длинных одеждах, молчаливые фигуры спешили занять свои места позади имамов. Во всех частях Большого четырехугольника верующие выстраивались в длинные очереди перед Каабой, готовясь совершить утреннюю молитву. Над гребнем холма Аби-Кубайс в небе появился первый слабый свет зари, похожий на прозрачное пятно в темно-синем стекле".

Хотя литература предоставляет нам "окно", через которое можно наблюдать хадж, возможно, именно искусство является центральным для его более широкого понимания. Это, в конце концов, столп Ислама, который наиболее легко поддается художественному выражению.

"Хадж занимает центральное место в мусульманской вере, и художники и творческие люди не являются исключением из этого", – говорит Унс Каттан, руководитель одела исследований в Art Jameel. "Многие художники на протяжении всей истории документировали свои собственные паломнические путешествия или изучали сближение и единение культур во время священного действия.

"Художники, которые решили показать свой опыт хаджа, сделали это с помощью разных творческих приемов. Можно вспомнить работу современного саудовского художника Маха Маллуха "Дорога в Мекку", или серию картин французского художника Кадера Аттии "Черный куб II", вдохновленную формой Каабы", – продолжает он.

Каттан также упоминает инсталляцию саудовского художника Ахмеда Матера "Магнетизм", которая изображает черный кубический магнит, окруженный стальной пылью, которая напоминает таваф в Мекке. Работы Матера, Маллу и Кадера были частью выставки "Хадж: Путешествие в сердце ислама", которая состоялась в Британском музее в 2012 году.

Центр искусств Jameel в Дубае в настоящее время представляет работу пакистанского художника Варды Шаббир, одной из восьми финалистов, которые приняли участие в пятом издании премии Jameel Prize для современных художников и дизайнеров. Ее работа изображает Каабу и таваф через традиционную миниатюрную живопись.

Некоторые из самых известных визуальных изображений хаджа, однако, показаны с западной точки зрения. "Паломники, идущие в Мекку" Леона Белли является одной из самых известных работ и считается шедевром ориенталистской живописи. Завершенная в 1861 году, картина теперь выставлена в Музее Орсе в Париже. Она изображает длинный караван, пересекающий пустыню на пути к Мекке. Есть также известная работа Людвига Дойча "Шествие махмаля по улицам Каира".

Неудивительно, что хадж занимает столь видное место в искусстве. Писатели, художники, поэты и музыканты, как правило, вдохновляются тем, что движет ими больше всего, поэтому паломничество, которое для многих представляет определяющий духовный опыт в жизни, также является плодородной творческой почвой.

yenicag