Как должен поступить тот, кто без уважительной причины поел во время поста в рамадане?

Как должен поступить тот, кто без уважительной причины поел во время поста в рамадане?

Нет сомнения в том, что нарушение поста в рамадане без уважительной причины — тяжкий грех, за который человек может понести серьезное наказание в будущей жизни, ибо пост относится к пяти столпам ислама. Передают со слов Абу Умамы аль-Бахили, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Во сне ко мне явились двое мужчин, которые взяли меня за руки, привели к ухабистой горе и сказали: “Поднимайся!” Я сказал: “Не могу”. Они сказали: “Мы тебе поможем”. После этого я поднялся на вершину горы и, услышав жуткие голоса, спросил: “Что это за голоса?” Они сказали: “Это — вой обитателей ада”. Затем мы пошли дальше, и я увидел людей, подвешенных за поджилки. Уголки их ртов были разорваны, и из них текла кровь. Я спросил: “Кто это?” Мне ответили: “Это — те, которые разговлялись до завершения поста”» (Ибн Хузайма 1986; Ибн Хиббан 7491).

Поэтому человек, нарушивший обязательный пост без уважительной причины, обязан прежде всего искренне раскаяться перед Аллахом и только после этого возместить нарушенный день поста и совершить искупление, если оно необходимо.

Между законоведами нет разногласий относительно того, что человек, нарушивший пост посредством интимной близости, обязан совершить искупление, независимо от того, произошло семяизвержение или нет [Ибн Кудама. Мугни. Т. 3. С. 134]. Абу Хурайра рассказывал: «Однажды мы сидели возле Пророка, мир ему и благословение Аллаха, когда к нему явился мужчина и сказал: “О Посланник Аллаха, я погиб”. Он спросил: “Что с тобой?” Мужчина сказал: “Я вступил с женой в интимную близость, будучи постящимся”. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил: “Можешь ли ты освободить раба?” Мужчина сказал: “Нет”. Он спросил: “Можешь ли ты поститься два месяца кряду?” Мужчина сказал: “Нет”. Он спросил: “Можешь ли ты накормить шестьдесят бедняков?” Мужчина сказал: “Нет”. Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, замолчал, и пока мы находились там, ему принесли корзину с финиками, и он спросил: “Где тот, кто задал вопрос?” Мужчина сказал: “Я здесь”. Он сказал: “Возьми это и раздай в качестве милостыни”. Мужчина сказал: “Тому, кто беднее меня, о Посланник Аллаха?! Клянусь Аллахом, в Медине нет семьи беднее, чем моя”. Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, засмеялся так, что показались его клыки, и сказал: “Накорми ими свою семью”» (аль-Бухари 2600; Муслим 1111).

Однако законоведы разошлись во мнениях относительно того, нужно ли совершить искупление тому, кто нарушил пост посредством еды или питья.

По мнению ханафитов и маликитов, нарушивший пост посредством еды или питья обязан возместить пропущенный день и совершить искупление. Этого мнения придерживались также ‘Ата, аль-Хасан аль-Басри, аз-Зухри, ас-Саури, аль-Ауза‘и, Исхак и Абу Саур. Аль-Касани в «Бадаи‘ ас-санаи‘» (2/97) пишет: «Обязательность искупления связана с особым нарушением поста, коим является полное разговение посредством еды, питья или интимной близости».

Сторонники данного мнения приводят в качестве довода вышеупомянутый хадис Абу Хурайры, проводя аналогию между интимной близостью и едой и питьем, так как и то, и другое нарушает пост и является неуважением к священному месяцу. В другом хадисе, переданном со слов Абу Хурайры, сообщается, что некий мужчина нарушил пост в рамадане и Пророк, мир ему и благословение Аллаха, велел ему освободить раба, либо поститься два месяца, либо накормить шестьдесят бедняков (Муслим 1111). Поскольку в хадисе не уточняется, как именно был нарушен пост, смысл его является общим и включает в себя все виды нарушения запретов, ради которых пост собственно и был предписан.

В пользу этого мнения можно привести и логический аргумент: желание есть и пить сильнее полового влечения, так как продолжительное голодание может привести к смерти, и поэтому Всевышний разрешил съесть запретное, если человек боится умереть от голода, но не дозволил совершать прелюбодеяние, если человек не в состоянии жениться. Кроме того, пост ослабляет половое влечение, и по этой причине Пророк, мир ему и благословение Аллаха, велел неженатым мусульманам поститься (аль-Бухари 5065, Муслим 1400, Абу Давуд 2046, ан-Насаи 3208, Ахмад 6/53). Это означает, что голод и жажда являются более важной потребностью, чем половое влечение, и поэтому поевший или выпивший воду во время поста в рамадане более обязан совершить искупление, чем тот, кто нарушил пост посредством интимной близости [Аз-Зайля‘и, ‘Усман ибн ‘Али. Табьин аль-хакаик. Т. 1. С. 328].

Что же касается хадиса о том, что человек обязан только возместить пост, если он намеренно вызвал рвоту, речь о котором пойдет ниже, то в нем говорится не об основных запретах поста. По мнению этих улемов, к основным запретам относятся еда, питье и интимная близость, тогда как другие действия, нарушающие пост, например, преднамеренная рвота, семяизвержение без интимной близости, проглатывание предметов, которые не считаются едой, инъекции, носовые капли и т. д., относятся ко второстепенным запретам и не требуют искупления.

По мнению других богословов, в том числе шафиитов и ханбалитов, нарушение поста посредством еды или питья не требует искупления; достаточно лишь покаяться и возместить пропущенный день. Этого мнения придерживались Са‘ид ибн Джубайр, Ибрахим ан-Наха‘и, Ибн Сирин, Хаммад и Давуд. Имам ан-Навави в «Маджму‘» (6/358) пишет: «По мнению наших соратников [шафиитских законоведов], если постящийся без уважительной причины, преднамеренно, без принуждения и зная о запрете, нарушил пост днем в рамадане посредством чего-либо, кроме полового акта, то есть поел, выпил, принял носовые капли или имел семяизвержение, прикоснувшись к женщине, но не вступив с ней в половую связь, а также в результате мастурбации, то он совершил грех и обязан возместить пост. Он также должен воздерживаться от действий, нарушающих пост, до конца дня. Но он не обязан совершать большое искупление».

В пользу этого мнения свидетельствуют слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Не обязан возмещать пост тот, кого одолела рвота. А тот, кто намеренно вырвал, пусть возместит пост» (ат-Тирмизи 720). Как видим, здесь речь идет только о возмещении поста и ничего не говорится об искуплении.

Сторонники этого мнения утверждают, что основой в данном вопросе считается возмещение поста, так как Всевышний велел это путнику и больному, а значит, говорить о необходимости искупления можно только при наличии дополнительного аргумента, коего в данном случае нет. Что же касается приведенного выше хадиса, о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, велел мужчине, нарушившему пост в рамадане, совершить искупление, то это всего лишь сокращенная версия хадиса о мужчине, имевшем близость с женой во время поста. Именно поэтому имам Муслим поместил эти хадисы в одну главу своего «Сахиха».

Кроме того, есть очевидная разница между потребностью в еде или питье и между половым влечением: в состоянии сексуального возбуждения мужчина может оказаться не в состоянии контролировать свои чувства, и совершение искупительных действий, наряду с искренним раскаянием, снимает с него ответственность за совершенный грех; что же касается поевшего или выпившего воду во время поста в рамадане, то этот грех нельзя искупить, и раскаявшийся может надеяться лишь на прощение и милость Всевышнего.

Как видим, оба мнения достаточно хорошо аргументированы, но второе мнение представляется нам более сильным, так как в священных текстах искупительные действия за нарушение поста в рамадане установлены только для тех, кто вступил в половую близость, и разница между этим поступком и между употреблением пищи очевидна. А Аллах знает лучше.

e-minbar

Откладывание восполнения поста до следующего Рамадана

Имамы единодушны в том, что пропущенные дни Рамадана необходимо восполнить до наступления следующего месяца Рамадан. В доказательство они приводят хадис от Аиши, которая сказала: «Бывало, что я пропускала дни Рамадана, которые я могла восполнить только в месяце Ша’бан — по причине занятости посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». Хадис передали аль-Бухари (1950) и Муслим (1146).

Аль-Хафиз сказал: «Из ее стремления восполнить пост в Ша’бане мы понимаем, что не дозволено откладывать это до начала следующего Рамадана».

Если человек откладывает восполнение пропущенных дней поста до следующего Рамадана, то это означает одно из двух:

Первое: обоснованное откладывание, например продолжительная болезнь, длящаяся вплоть до наступления следующего Рамадана. В этом случае на нем нет греха в откладывании, поскольку у него есть оправдание, и он должен всего лишь восполнить пропущенные дни поста.

Второе: необоснованное откладывание, когда, имея возможность восполнить пост, он не сделал этого вплоть до наступления следующего Рамадана.

Необоснованное откладывание является грехом. Имамы единогласны в том, что он должен восполнить пропущенные дни, но их мнения разделились насчет того, должен ли он наряду с этим еще накормить по одному бедняку за каждый пропущенный день поста.

Имамы Малик, аш-Шафии и Ахмад считали, что он должен накормить бедняка. Они обосновывали свое мнение тем, что это передается от некоторых сподвижников, среди которых Абу Хурейра и Ибн Аббас, да будет доволен ими Аллах.

Имам Абу ханифа считал, что кормить бедняка не обязательно. Он ссылался на то, что Всевышний Аллах обязал того, кто пропустил пост в Рамадане, восполнить его, но ничего не сказал о кормлении бедняка. Всевышний Аллах сказал (перевод смысла): «А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (Коран, 2:185). См. «аль-Маджму’» (3/366) и «аль-Мугни» (4/400).

Второго из двух этих мнений придерживался и имам аль-Бухари, который сказал в своем «Сахихе»: “Ибрахим (ан-Нахаи) сказал: «Если человек пренебрег (восполнением пропущенного поста) вплоть до наступления следующего Рамадана, то он должен восполнить пропущенные дни». Но он не считал, что нужно еще накормить бедняка. В сообщении мурсаль от Абу Хурейры и Ибн Аббаса передается, что он должен накормить бедняка”. Затем аль-Бухари сказал: “Но Аллах не упомянул кормление бедняка, когда Он сказал: «пусть постится столько же дней в другое время»”. Конец цитаты.

Шейх Ибн Усеймин, отмечая отсутствие обязанности кормить бедняка, сказал: «Что касается слов сподвижников, то принятие их в качестве довода является темой дальнейшей дискуссии, если они идут вразрез с очевидным смыслом Корана. Здесь вменение в обязанность кормление бедняка противоречит явному смыслу Корана, поскольку Всевышний Аллах обязал поститься столько же дней в другое время, но ничему не обязал сверх этого. Поэтому мы не должны требовать от людей то, чего не требует от них Аллах. Сообщение, переданное от Ибн Аббаса и Абу Хурейры, да будет доволен ими Аллах, можно истолковать как нечто желательное, а не обязательное. Правильным мнением в этом вопросе является то, что он не обязан делать что-либо сверх восполнения пропущенных дней поста, но он совершает грех, откладывая это». Конец цитаты из «аш-Шарх аль-Мумти’» (6/451).

Исходя из вышесказанного, обязательным является лишь восполнение поста, а если он, проявив предосторожность, еще и накормит бедняка за каждый пропущенный день, то это хорошо.

Возмещать пост можно вплоть до наступления следующего Рамадана. Человек может возместить пост в любой день на протяжении этого срока. Возмещать можно как по отдельности, так и все дни друг за другом.

Запрещено откладывать возмещение поста на время после следующего Рамадана, если только у человека нет уважительной причины.