Избавляясь от собственной скупости

Избавляясь от собственной скупости

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

Заканчивается месяц Рамадан, месяц благодати, щедрости Аллаха, милости и прощения. В эти славные дни наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был щедр, как вольный ветер. Это качество всегда было присуще ему, но в рамадане особенно. А значит, и наш рамадан должен проходить под девизом щедрости и даяния. Ведь как сказано в Коране: «Те, которые убереглись от своей алчности, суть преуспевшие» (сура 59 «Сбор», аят 9).

Всё так и есть, алчность и скупость действительно присущи нашей человеческой природе. Нафс то и дело пытается удержать нас от даяния. Стоит захотеть расстаться с чем-то, как он встаёт в позу, сопротивляется, начинает паниковать — тем больше, чем серьёзнее и масштабнее предстоящие «убытки». Потому что нафс близорук и материалистичен до мозга костей. Он в каждом нашем даянии видит потерю, лишения. У него нет дальновидности, которая помогла бы ему увидеть блистательную награду, что ждёт нас там, за горизонтом, за пределами земной жизни, в чудесном месте под названием Рай. И он инстинктивно противится, словно животное, у которого пытаются отобрать корм.

А тут ещё приходит вечный пособник нашего нафса — шайтан, который не дремлет и поддерживает его во всех скверных начинаниях, во всех достойных порицаниях инициативах. Он встаёт рядом с нафсом и вопрошает, притворяясь добрым и искренним советчиком, в то время как он нам лютый враг до скончания времён: «Зачем отдавать? Ведь это твоё! И ты мог бы потратить эти средства на то-то и то-то. А помнишь, ты хотел приобрести вот это? Если положить эти средства в общую копилку, то ты быстрее это купишь. Ты ведь нуждаешься — и в том, и в этом…» И вместе они наседают на тебя и наседают, стараясь удержать от благого дела, которое принесёт тебе большую награду — если, конечно, ты сумеешь одолеть этих двоих и заставить их замолчать.

Даяние похоже на прыжок над пропастью, когда тебе очень, прямо позарез нужно попасть на ту сторону. Прыгать страшно. Тем страшнее, чем шире пропасть. Чем дольше ты стоишь у края, чем дольше сомневаешься, тем сложнее прыгнуть. Но когда ты всё-таки отталкиваешься и переходишь в состояние свободного полёта, несмотря на одолевающие тебе страх и сомнения, и в конце концов приземляешься на той стороне, тебе охватывает чувство, которое непохоже ни на что на свете: «Как глупо было сомневаться. Как глупо было бояться. Как же здесь хорошо! Почему я не сделал этого раньше?!» И больше никаких страхов, только этот трепещущий, живой, согревающий тебя изнутри восторг, это ощущение лёгкости и осознание того, что ты сделал единственно правильный выбор и отдал то, что должен был отдать.

Ты проявил щедрость, потому что это твой долг человека и мусульманина. Ты сделал то, что в твоих силах, чтобы кому-то помочь. Ты выразил благодарность Создателю за то, чем Он тебя наделил. Ты прыгнул. Ты свободен. Ты счастлив.

Когда мгновения обретают смысл

Всевышний Аллах по милости Своей предоставил нам сотни, — нет, даже тысячи — способов зарабатывать награду, обретать Его довольство и уверенно приближаться к райским вратам.

Конечно, эти способы — или виды поклонения Создателю — далеко не одинаковы с точки зрения лёгкости исполнения. Некоторые требуют физических усилий, некоторые — материальных затрат. Этих способов настолько много, что не все они под силу каждому из нас.

Но есть среди них один вид поклонения, который абсолютно точно доступен всем, даже лежачим больным и людям, в буквальном смысле не имеющим ни кола, ни двора. Это — поминание Аллаха. Это самый лёгкий на свете вид поклонения! И нет ни одного человека в мире, который, положив руку на сердце, может сказать: «Я не способен это делать, мне это не по силам».

Поминание Аллаха — это такой невероятно удобный и мобильный способ зарабатывать награду, который не требует определённого места и времени. Его можно взять с собой в магазин или на работу. Он может скрасить скучные мгновения ожидания в очереди в банке, возле закипающего чайника на кухне или у компьютера, долго загружающего нужную нам интернет-страницу — и эти мгновения обретают смысл!

Да-да, можно поминать Аллаха, когда руки заняты тяжёлыми сумками, рулём автомобиля или велосипеда или даже лыжными палками или хоккейной клюшкой, дрелью, веником или шнурками, которые мы вдеваем в свежевыстиранные кроссовки ребёнка.

Можно делать зикр, укачивая на руках младенца, начищая до блеска оконное стекло или трудясь под капотом своего автомобиля. Можно идти по улице и поминать Аллаха. Можно сидеть на кухне, смотреть в окно и поминать Аллаха… Тут множество сценариев на любой вкус и цвет.

Если подумать, зикр — это такая совместная деятельность языка и сердца, благодаря которой наша награда увеличивается как на дрожжах. И когда задумываешься, становится странно и страшно оттого, сколько награды мы упускаем, сколько мгновений, минут, часов, дней нашей жизни проходят без поминания Аллаха!

И даже если отставить в сторону награду и провести небольшой мозговой штурм — разве не поминанием Аллаха утешаются сердца? И разве не поминает Он нас, когда мы поминаем Его? А какой совет дал нам тот, кто уж точно желал нам только блага — наш любимый Пророк (мир ему и благословение Аллаха)? «Пусть язык твой неустанно поминает Аллаха».

Зикр преображает нас и, как ничто другое, помогает нам жить с нашим Творцом и Кормильцем. Поминая Его, ты чувствуешь, что Он — с тобой. Когда тебе страшно. Когда тебе больно. Когда тебе плохо. Когда тебе радостно. Когда тебе грустно. Когда ты полон сил и, кажется, готов взобраться даже на Эверест. Или, наоборот, когда ты сбит с ног очередным тяжким испытанием и силишься подняться. Когда ты беспомощен. Когда хочется плакать. Когда хочется смеяться. И когда просто хочется дожить до лучших времён.

Мы поминаем Его, и Он поминает нас пред Своими ангелами. Мы — с Ним, а Он — с Нами… А значит, всё хорошо.

Карима Сорокоумова

e-minbar