Есть качество, которое помогает заслужить любовь Аллаха и уберечься от зависти людей

Есть качество, которое помогает заслужить любовь Аллаха и уберечься от зависти людей

Это довольствование малым и устремление к Аллаху всей душой. Это отказ от всего, что вызывает гнев Божий, и от всего, что мешает двигаться навстречу Его милости. Одним словом, это аскетичность. Или, если сказать по-арабски, зухд.

В хадисе, переданном Ибн Маджой со слов Сахла ибн Са‘да ас-Са‘иди, сообщается, что к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, пришел некий человек и попросил: “Посланник Аллаха, укажи мне на поступок, совершив который, я заслужу любовь Аллаха и любовь людей”. Он ответил: “Будь аскетичным в мирских благах, и тебя полюбит Аллах, и будь аскетичным в том, что есть у людей, и тебя полюбят люди”. То есть, чтобы снискать любовь Всевышнего, нужно проявлять умеренность и сдержанность в мирских благах, а для того, чтобы заслужить любовь и благосклонность людей, нужно быть безразличным к тому, что есть у них.

Но что это значит? Значит ли это, что мусульманин должен вообще отказаться от мирских благ и что земные удовольствия мешают нам обрести Его довольство? Может ли аскетичный человек одеваться красиво, есть сытно и жить богато? Или же все это не более чем наущения шайтана и нет иного пути к милости и прощению нашего Господа, кроме лишений и трудностей на земле?

По-моему, найти правильный ответ на этот вопрос должен каждый мусульманин, особенно в наши дни, когда мусульмане обладают огромными богатствами и возможностями, но лишь изредка добиваются серьезных успехов в мирских делах и на духовном поприще. Для того чтобы приблизиться к пониманию истины в данном вопросе и уяснить смысл термина зухд, я решил обратиться к нескольким самым распространенным истолкованиям этого термина, встречающимся в богословской литературе.

Некоторые считают, что аскетом является тот, кто полностью оказывается от запрещённых поступков. В качестве доказательства этого можно привести хадис Абу Хурейры о том, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Остерегайся запретных поступков, и ты станешь самым набожным среди людей”, то есть будешь поклоняться больше других. Этот хадис передали Ахмад, ат-Тирмизи, аль-Бейхаки.

Из этого хадиса следует, что отказ от всего запрещенного и поклонение Всевышнему Аллаху — это взаимосвязанные понятия. Чем меньше грехов совершает человек, тем легче ему приближаться к Аллаху за счет поступков, которые Он любит и которыми Он доволен. И, наоборот, чем чаще человек ослушается Аллаха, тем труднее ему совершать молитву и соблюдать пост, раздавать милостыню и делать добро. Грехи, словно покрывало, мешают нам разглядеть то, что приносит пользу, и следовать этим путем. Они, словно тяжелый груз, мешают двигаться вверх и размышлять о высоком. Поэтому, чтобы освободиться от привязанности ко всему земному, необходимо прежде всего освободиться от бремени грехов и встать на путь поклонения. Это первое из определений аскетичности, которое мы встретили в богословской литературе.

А завершить статью я хотел бы продолжением уже упомянутого нами хадиса Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, в котором содержатся полезные наставления для каждого, кто обладает разумом. Наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Остерегайся запретных поступков, и ты станешь самым набожным среди людей. Довольствуйся тем, чем Аллах наделил тебя, и ты будешь самым богатым среди людей. Делай добро соседу, и ты станешь верующим. Желай людям того же, что желаешь самому себе, и ты станешь мусульманином. И не смейся часто, ибо частый смех убивает сердце”.

О Аллах, помоги нам сторониться грехов и надели нас богатством души!