Если один из двух праздников Идейн мусульман совпал с Джума, нужно ли делать Джума и Зухр намазы?

Если один из двух праздников Идейн мусульман совпал с Джума, нужно ли делать Джума и Зухр намазы?

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

Передал Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллах, (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Объединились в эти ваши дни два 'Ида, поэтому кто хочет ограничится этим от совершения намаза Джум'а (пусть так и сделает), а мы совершим Джум'а», после чего совершил он Джум'а, (мир ему и благословение Аллаха). Позволил пророк, мир ему и благословение Аллаха, тем, кто присутствовал на 'Иде не совершать намаз Джум'а, а тому, кто хочет совершить его, то пусть совершает его. Хадис передали Убу Дауд и ибн Маджа и этот хадис является достоверным.

Другие же ученые сказали, что это дозволенность для тех мусульман, которые живут за пределами города, которые приезжают в город для совершения 'Ид и Джум'а. И это мнение 'Умара ибн 'Абдуль-'Азиза, и об этом говорил аш-Шафи'и. А в качестве довода они приводят асар (предание), который передал Малик в «Муватта», что 'Усман, (да будет доволен им Аллах), делая проповедь в день 'Ид и Джум'а, сказал: «Тот, кто желает из простолюдин, живущие далеко от города, подождать Джум'а, то пусть ожидает, а кто хочет вернуться, то пусть возвращается».

А имам Малик и имам Абу Ханифа говорили, что если объединяться 'Ид и Джум'а, то для мусульманина, достигший совершеннолетия следует совершить обе 'Ида, ибо ид – это сунна, а Джума – это фард, и не замещает одно из них другого. И это основа, если только не подтвердится шариатский контекст, который обязывает придерживаться его. И вот уже подтвердился, и Хвала Аллаху, Господу миров!

А в мазхабе Имама Ахмада - Джум'а отпадает оттого, кто совершил 'Ид, за исключением имама. Ибн Къуддама сказал: «Если 'Ид совпадет с днем Джум'а, то отпадает присутствие на Джум'а от того, кто совершал намаз 'Ид, за исключением имама, ибо от него не отпадет Джум'а, кроме того случая, если не соберутся люди для совершение намаза Джум'а вместе с ним».

А также говорят относительно обязанности Джум'а для имама, что есть две версии. Однако правильное мнение из этих мнений, что Джум'а отпадет от того, кто совершал намаз 'Ид в джама'те с мусульманами. И относительно этого пришел достоверный хадис, согласно которому поступали саляфы. И равны в этом имам и те, кто следует ему в намазе, так как это рухъсъа (дозволенность) для всех как для имама в частности, так и для всех мусульман в целом! А что касается слов посланника, (мир ему и благословение Аллаха): «..... а мы совершим джум'а», то имеется в виду, что он, (мир ему и благословение Аллаха), сообщил им о том, что он возьмется за то, что пожелал совершить, и это не указывает на то,что это рухъсъа (дозволенность) только касается его и тех, кто совершал вместе с ним - Джум'а.

Ибн Зубейр оставил Джум'а во время своего правления, и никто из сподвижников не порицал его за это. Напротив, когда сообщили об этом ибн 'Аббасу, тогда он сказал: «Поступил согласно сунне». Передал Абу Дауд со своей цепочки передачи от 'Ато ибн Абу Раббах, который рассказывал: «Совершил с нами 'Ид Ибн Зубейр в день Джум'а в первую часть дневного времени, затем мы отправились к месту совершений Джум'а, но ибн Зубейр не вышел к нам. После чего мы совершили намаз Зухр каждый сам — так как Джум'а будет правильным, только при наличие джама'та - В то время ибн 'Аббас находился в Таифе, а когда он прибыл, то мы рассказали ему об этом, после чего он сказал: «Поступил согласно сунне». Передал этот хадис ан-Насаи и Хузайма, и хадис этот является достоверным. Поэтому, тот, кто хочет взять это рухъсъа (дозволенность) и ограничится только намазом 'Ид, то нет нам ничего (или нет на нем греха). А кто желает взяться за то, что пожелал совершить, то в посланнике Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха), для него будет пример, в его словах, мир ему и благословение Аллаха: «...а мы совершим джум'а».

Также передали Абу Дауд, ибн Маджа, ан-Насаи, ад-Дарими и ибн Хуазейма от Илийаса ибн абу Ромлата Шамий, который рассказывал: «Присутствовал я при Му'ауийа ибн Абу Суфйан, который спросил Зейда ибн Аркъама: «Был ли ты с пророком, (мир ему и благословение Аллаха), когда объединились два 'ида в один день?». На что он ответил: «Да». После чего он спросил: «И как он поступил?». Он сказал: «Совершил намаз 'Ид, затем дозволил совершить намаз Джум'а, сказав: «Тот, кто хочет совершить его, то пусть совершит». Хадис достоверный.

Мазхаб сподвижников, как вы заметили, что обязанность Джум'а отпадает, и становится после этого совершение намаза по желанию, как сказал пророк, (мир ему и благословение Аллаха): «поэтому кто хочет ограничится этим от совершения Джум'а (пусть так и сделает), а мы совершим Джум'а». И мы иншаАллах совершим сегодня Джум'а. И здесь не понимается, что сподвижники оставили пророка, (мир ему и благословение Аллаха), совершавшегося Джум'а одного, наоборот они совершили Джум'а вместе с ним, (мир ему и благословение Аллаха). Однако мы об этом говорим для того, чтобы узнать положение этого вопроса, потому что - это религия Аллаха, Господа миров!

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: "Если человек присутствовал на молитве 'Ид, то произошел требуемый сбор (иджтима'). Затем он совершает Зухр, если не был на молитве Джуму'а, и совершает Зухр в его время. А молитва 'Ид заменяет суть молитвы Джуму'а". См. "Маджму'уль-фатауа" 24/211.

ЕСЛИ 'ИД - НАМАЗ ПРИШЕЛСЯ НА ДЖУМА, НУЖНО ЛИ ИДТИ НА ДЖУМА?

Зейд ибн Аркам (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) совершил намаз 'ид, затем дозволил совершить намаз джум'а, сказав: «Тот, кто хочет совершить его, пусть совершит» (Абу Дауд 1070. Шейх Альбани подтвердил достоверность хадиса в «сахихе сунан Абу Дауд»).

Шейх Ибн ‘Усеймин (да смилуется над ним Аллах) относительно этого хадиса сказал: «Некоторые ученые приводят в качестве довода этот хадис на то, что молитва зухр отпадает, исходя из слов Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям): «Тот, кто хочет совершить его, пусть совершит». То есть тот, кто не желает его совершать, пусть не совершает. Однако пришли хадисы, которые указывают на то, что обязанность совершения намаза зухр не отпадет. Это потому, что время намаза зухр является обязательным временем, и его заменяет пятничный намаз в случае, когда собираются (люди) для него. Если обязанность совершения намаза джум’а снимается с человека, то, что в таком случае является обязательным для него? Намаз зухр, как (например) больному, если с него снимается обязанность совершения пятничного намаза по уважительной причине, то для него является обязательным совершить намаз зухр и он не оставляет его.

И это мнение является серединным мнением между этими тремя мнениями:

Первое мнение: Это мнение состоит в том, что обязанность совершения намаза джум’а не снимается, и для того, кто совершил намаз ‘Ид является обязательным совершить также и намаз джум’а. И они посчитали этот хадис слабым и сказали: «Поистине, основа – сохранность обязанности. И намаз джум’а остается на том, на чем был, и по причине совершения намаза ‘Ид намаз джум’а не снимается, поскольку намаз джум’а не совершается в то время, в котором совершается намаз ‘Ид». И на этом мнении основываются те, кто считает, что время намаза джум’а не наступает, кроме как после того, когда солнце пройдет свою верхнюю точку небосклона (зенит), как это считает большинство ученых.

Второе мнение: Это мнение состоит в том, что обязанность совершения молитвы джум'а и зухр снимается с тех, кто совершил намаз 'Ид, поступая таким образом согласно явному смыслу хадиса (т. е. хадиса Зейда ибн Аркъама ) и тому, что было передано от 'АбдулЛаха ибн Зубейра (да будет доволен ими обоими Аллах) который совершил намаз 'Ид, и не совершал после этого намаз вплоть до намаза 'аср.

Третье мнение: Это мнение состоит в том, что намаз джум'а является обязательным, однако обязанность его совершения снимается с тех, кто совершил намаз 'Ид. Он (если хочет) не совершает намаз джум'а и не обязывают его этому. Но он должен совершить намаз зухр, как и те мусульмане, которые имеют уважительные причины для оставления намаза джум'а. Это известное мнение в мазхабе имама Ахмада (да смилуется над ним Аллах), и это мнение ближе к правильности (или к истине)».

(См. Шейх Ибн ‘Усеймин «Шарх "Булуг уль-марам"» 2\ 193).

Одно купание или два - Ид и Джума в один день?

Хадис, в соответствие с которым Среди ученых имеется преобладающее мнение о том, что гусль в пятницу – это мустахаб (поощряемое).

Краткая передача смысла вышеприведенного хадиса: "Кто берет вуду в пятницу, тому милость (благо, награда), а тот кто взял гусль, то лучше".

Но в этом вопросе есть разногласия, т.к. есть хадисы, указывающие на ваджиб (обязательность) гусля в пятницу.

Если есть желание совершить гусль связанный с днем Ид и праздничной молитвой, то совершай.

Зазан рассказывал: "Однажды один человек спросил ‘Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, про полное омовение (гусль), и ‘Али ответил: «Купайся, если желаешь каждый день». Тот сказал: "Нет, я спрашивают про настоящий гусль!" Тогда ‘Али сказал: «Купайся в день пятницы, в день ‘Арафа, в день Жертвоприношения и в день Разговения!»" аш-Шафи’и 113, аль-Байхакъи 3/278. Иснад достоверный. См. "аль-Ируа" 1/177.

Нафи’ рассказывал: "Ибн ‘Умар всегда купался в день Разговения перед тем, как отправиться к месту совершения молитвы". Малик 1/177. Иснад достоверный.

Имам Ибн Рушд сказал: "Ученые единогласны в желательности совершения полного омовения для праздничных двух молитв". См. "Бидаятуль-муджтахид" 1/216.

Большинство ученых считало, что желательно совершить полное омовение после утренней (фаджр) молитвы до праздничной. См. "аль-Мугъни" 3/258, «аль-Маджму’» 5/16.

После совершения молитвы Ид ты не обязан совершать молитву джуму'а, если только сам этого не пожелаешь, а следовательно и купаться нет обязанности, так как общий хадис: «Гусль в пятницу уаджиб для каждого совершеннолетнего» аль-Бухари 879, Муслим 846, поясняется другими, указывающими на то, что гусль в пятницу связан именно с теми, кто совершает пятничную молитву. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда кто-либо из вас явится на пятничную молитву, пусть совершит гусль». аль-Бухари 919.

И исходя из этого хадиса следует, что гусль в пятницу связан именно с посещением пятничной молитвы. Поэтому тот, кто не идет на пятничную молитву по причине, или же из-за того, что эта молитва для него не обязательна, как в случае женщин, тот не обязан купаться в пятницу. Это мнение ханафитов, маликитов и правильное мнение в мазхабе шафиитов. См. "Фатауа аль-хиндия" 1/16, "Хашия ад-Дусукъи" 1/384, "Минхаджу-тталибин" 1/22.

‘Икрима рассказывал, что однажды пришли люди из числа жителей Ирака и сказали: "О Ибн ‘Аббас, считаешь ли ты, что гусль в пятницу является обязательным?" Он сказал: "Нет. Однако это чище и лучше для того, кто искупается. Но тот, кто не искупается, то он не обязан этим. И я расскажу вам, как возникло правомочность гусля (в пятницу). В то время люди трудились, одевались в одежду из шерсти и работали в поте лица. Их мечеть была тесной и с низким потолком. И однажды днем, когда стояла жара, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вышел, а люди так вспотели в этой шерстяной одежде, что от них исходил запах, которым они причиняли неудобство друг другу. Когда же посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) почувствовал этот запах, он сказал: «О люди! Когда наступает этот день – искупайтесь, и будет лучше, если вы используете масла или благовония, которые найдете»". Абу Дауд 353. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим.

Аллах об этом знает лучше!