Джума хутба и намаз - фард для мусульман

Джума хутба и намаз - фард для мусульман

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:

Всевышний Аллах повелел нам: «О те, которые уверовали! Когда вас призывают на молитву в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали!» (62:9).

Внешний смысл аята может натолкнуть некоторых на вывод, что джума (пятничное собрание в мечети) является шариатской обязанностью лишь для того, кто услышал азан, как и хадис: «Джума (обязательна) для того, кто услышал призыв» (Абу Дауд. Имам ан-Навави назвал хадис достоверным в «аль-Маджмугь», 4/352-353).

Однако в реальности речь идёт обо всех мужчинах-мусульманах, находящихся в пределах города или посёлка, где совершают джума. Имам ан-Навави, разбирая этот хадис, передал: "Сказали аш-Шафи'и и его сторонники: «Если в городе сорок или более дееспособных жителей (мусульман), то джума обязательна для каждого из них, даже если черта города охватывает много фарсахов, и безразлично, слышат они азан или нет; с этим согласны все. Что же касается оседлых жителей вне посёлка и его округи: если их (численность) достигла сорок дееспособных человек, то джума обязательна для них без каких-либо разногласий»" («аль-Маджмугь», 4/353).

Доводом на это служат хадисы Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который говорил: «Клянусь Аллахом, либо люди перестанут пропускать пятничные молитвы, либо Аллах запечатает сердца их, после чего они непременно окажутся в числе рассеянных (равнодушных)». (Муслим).

«Кто оставит три пятничные молитвы без причины, будет записан среди лицемеров!» (Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа, Ахмад. Хадис хороший. См. «ат-Тальхысу-ль-хабир» Ибн Хаджара, 2/108-109).

Имам аш-Шаукяни сказал: «И если в каком-либо месте нет мусульман (мужчин), кроме двух, то один из них произносит хутбу, а другой слушает, затем они вдвоём совершают пятничную молитву!» («Сайлю-ль-джарар», 1/298).

Процитируем также шейха Ибн Усеймина (да помилует его Аллах): "Если человек находится в городе, где совершают джума, то джума для него обязательна, даже если между ним и мечетью расстояние во много фарсахов — до тех пор, пока он пребывает в городе. И неважно, слышит он призыв (азан) или нет, ибо мечеть, (где проходят джума), предназначена для всех. Если же он находится вне города, т.е. в его окрестностях, то имам Ахмад сказал об этом: «Между ним и мечетью не должно быть больше фарсаха». Фарсах — это три мили" («Ликау-ль-баби-ль-мафтух», ч. 42).

Иное дело — ежедневный намаз, который можно совершать вне мечети. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто услышал призыв (азан) и не отозвался на него, то нет у него намаза, кроме случая, (когда он не пришёл) по уважительной причине» (Ибн Маджа, хадис удостоверен Ибн Хаджаром в «ат-Тальхысу-ль-хабир», 2/65).

Имам ан-Навави так разъяснил вопрос о слышимости азана: «Важное значение в (вопросе) слышимости призыва имеет то, чтобы муэдзин стоял на окраине города, голоса (людей) были спокойными, а ветер — тихим. (Другой же) вслушивается; если он услышал (азан), то для него обязательно (идти в мечеть), а если не услышал, то необязательно». («аль-Маджмугь», 4/353).

Отсюда прямо следует, что естественная слышимость азана, обязывающая мусульман к участию в коллективной молитве, — это его слышимость без микрофонов и рупоров (разумеется, для того, у кого здоровый слух). Как сказал шейх Ибн Баз

«Что же насчёт того, кто находится далеко от мечети и не может услышать призыв без помощи (звукового) усилителя, то он не обязан присутствовать в мечети (на групповом намазе). Ему достаточно совершить намаз вместе с теми, кто рядом, в отдельном коллективе». («Маджму'у фатава-ш-шайхы Ибни Баз», 12/60).

Некоторые учёные, опираясь на данный хадис, считали молитву того, кто, услышав азан, не пришёл в мечеть без каких-либо оправданий, недействительной. Однако более верное мнение гласит, что такой человек совершает грех и теряет награду Аллаха, однако он не подобен тому, кто вообще пропустил обязательный намаз или пренебрёг его условиями (например, состоянием ритуальной чистоты; см. также Кто те, которые не молятся?). Процитируем в конце шейха аль-Альбани: «Шейху-ль-исламу Ибн Таймии принадлежало мнение, что у того (мусульманина), который не молится (в мечети за имамом) без каких-то оправданий, молитва недействительна — на основе внешнего смысла этого хадиса. Однако это мнение входит в противоречие со взглядами большинства учёных, ибо некоторые (шариатские) доводы и тексты сообщают нам о том, что отрицание (намаза) в этом хадисе является отрицанием его совершенства, а не отрицанием правильности».

И хвала Аллаху, Господу миров