День Арафа – девятый день месяца Зуль-хиджа (23 сентября 2015)

День Арафа - самый дорогой из дней
За совершение благих поступков в этот день вознаграждение увеличивается многократно. Воистину, никто, кроме Аллаха, не знает ее истинную величину. Равно, как и величина грехов в этот день увеличивается в несколько раз.
Что касается горы Арафат, то это место, которым Аллах почтил паломников, а День Арафа - это подарок Аллаха для всех Его рабов, где бы они ни находились. Поэтому тот, кто хочет утешить себя по причине, что ему не удалось совершить Хадж, посетить дом Аллаха и побывать на горе Арафат, должен воспользоваться этим днём.
Какое бы благочестивое деяние не совершил человек, стремясь к Аллаху с чистым намерением, в Судный День он, несомненно, увидит вознаграждение за него. И одним из самый важных поступков, которые приближают нас к Аллаху - это ураза в день Арафат.
Ураза в День Арафа
День Арафа – это девятый день месяца зуль-хиджа. Соблюдение уразы в этот день является желательным действием (сунна). В достоверном хадисе, переданном Муслимом и другими учёными, говорится, что когда Пророка (мир ему и благословение) спросили о уразе в День Арафа, он сказал: "Грехи того, кто будет поститься в этот день, смоются за предыдущий и последующий годы". Мать правоверных Аиша сказала Масруку: "О, Масрук, не слышал ли ты, что Посланник (мир ему и благословение) сравнивал уразу в День Арафа с тысячи другими днями?" (Байхаки, Табарани).
Имам Рамали поклялся, что ураза в День Арафа смоет большие и малые грехи обоих лет. Но грехи перед людьми смоются лишь только после того, как обидчик попросит прощения у тех, кого обидел. В этот день могут не поститься больной и путник (при трудностях). Если нет трудностей, можно поститься. Тому, кто совершает Хадж, в этот день желательно не поститься, для того, чтобы иметь силу для богослужений на горе Арафат.
Достоинства стояния на Арафате
Все паломники, совершающие Хадж, в этот день собираются на горе Арафат. Стояние на Арафате является самой основной составляющей частью Хаджа. Без этого Хадж недействителен.
Стоянием на Арафате считается нахождение на горе Арафат хоть на миг девятого дня зуль-хиджа, т.е. дня Арафата, в промежутке между полуднем и до рассвета следующего дня.
Сбор на горе Арафат является самым крупным ежегодным сбором в исламском мире
Здесь собираются разнообразные приближённые любимцы Аллаха, поминающие Аллаха, щедрые, любящие Аллаха и его Посланника (мир ему и благословение) мусульмане.
Здесь ниспосылаются блага и милости Аллаха, которые нигде в другом месте и никогда не ниспосылаются.
В хадисе говорится: "Так опозорившимся, исхудавшим и униженным и разгневанным сатану не видели, кроме как в День Арафа и только в день битвы при Бадре. И это, за то, что сатана видит, как на мусульман ниспосылаются блага и милости от Всевышнего и смывает их грехи" (Малик).
Здесь смываются большие грехи, которые нигде в другом месте никогда не смоются. Есть хадис: "Самый большой грешник тот, который, находясь на Арафате, думает, что его грехи не смыты" (Хатиб, Дайлами).
В этот день поминают Аллаха так, как никогда и нигде не поминают. Больше Ему поклоняются, больше молят Его мусульмане, проливают много слез, читают много Коран, поминают Аллаха, восхваляют Его.
В этот день мольба (дуа) в которой просится о хороших людях принимается даже у тех людей, которые имели грехи. Благодать (баракат) и хорошее дуа праведников также получают имевшие грехи мусульмане. В хадисе говорится, что Всевышний сказал: "Это ваше собрание (маджлис) наделен баракатом и плохой человек подарен хорошему (т.е. ради хорошего принят и плохой), и вашему хорошему дано, что он просил, теперь вы возвращайтесь" (Ибн Мажах).
Некоторые хадисы о достоинстве пребывания на Арафате
1. "Нет ни одного дня, в котором от огня Ада Аллах освобождает рабов и рабынь, как в день Арафата. Поистине, Он в этот день приближается к людям и перед ангелами гордится ими. Он спрашивает, чего же они хотят" (Муслим, Насаи).
2. "Всевышний к вечеру дня Арафата гордится теми, кто здесь и говорит ангелам: "Вы посмотрите на моих рабов, которые нерасчесанные и запыленные в дороге пришли ко мне" (Ахмад, Табарани).
3. " Тому, кто в день Арафата убережёт от греховного свой язык, уши и глаза, смоются грехи и те, которые он совершит до наступления следующего Арафата. " (Байхаки).
4. Тот, кто будет бдеть в ночи таврията, Арафата, Курбана (8, 9, 10 ночи Зуль-Хиджа) и в ночи разговенья, заслуживит Рай" (Ибн Асакар).
5. Самое лучшее дуа - это дуа в день Арафат (Тирмизи).
6. Поистине Всевышний в день Арафата смотрит на рабов взором милости и не оставит, не смыв грехи, того, у кого в сердце есть хоть капля веры" (Дайлами).
7. "Всевышний ниспосылает на рабов находящихся на Арафате блага, гордится ими и говорит ангелам: "Вы посмотрите на рабов, как они, нерасчесанные и запылённые, издалека пришли ко Мне. Вы Мои свидетели в том, что Я принимаю их молитвы, исполняю их надежды, что Я их плохое меняю на хорошее, и что хорошим дано всё, что попросят, кроме тех долгов, которые они имеют между собой". Затем, когда соберутся на Арафате и в долине Муздалифа, Всевышний говорит: "О, Мои ангелы, Мои рабы в ночь вернулись, чтобы просить Меня. Вы Мои свидетели в принятии Мной их дуа (мольбы) об исполнении их желаний и надежд, что их плохому отдаю бесплатно хорошего человека, что их хорошему Я даю всё, что просят и то, что Я их долги беру на Себя" (Хатиб).
8. К вечеру дня Арафата блага Всевышнего нисходят на нижние небеса. Затем Он смотрит на них взором милости и, гордясь ими, скажет: "Вы посмотрите, Мои рабы запылённые и нерасчёсанные пришли. Я Посланника отправил к ним, и они приняли Моего Посланника. Я к ним отправил Книгу, и они поверили в Мою Книгу. Я вас беру в свидетели того, что Я простил им их грехи" (Это же Всевышний говорит, когда паломники перейдут на Муздалифу). (Абу Шайх).
9. К вечеру дня Арафата блага Всевышнего ниспускаются на нижние небеса и, гордясь, Он говорит ангелам: "Это мои рабы, не расчесав волосы и надеясь на мою милость, пришли ко мне". О, мои рабы, если у вас столько грехов, сколько песчинок или как капли дождя, Я их смою. Вы возвращайтесь, очистившись от грехов своих и за тех, за которых просите" (Хаким).
10. Если бы люди, собравшиеся на Арафате, знали, с кем они там находятся, они бы обрадовались благам Всевышнего, ниспосылаемым после смывания их грехов" (Табарани).
Значение стояния на Арафате
После того, как увидишь множество людей на Арафате, услышав, как они следуют своим предводителям, нужно вспомнить Арасат (место, где все соберутся в Судный день). То, как там будут толпиться люди, и как они группами пойдут за своими пророками, и как одних примут, других отвергнут. Помня об этом, постоянно держи сердце в кротости, боязни, в надежде и мольбе. Это очень ценно и это день, когда сердца любимцев Аллаха направлены к Аллаху. Если ты так будешь молиться Аллаху, есть надежда на то, что Аллах смилуется и поднимет тебя в Судный день счастливыми.
Когда мысли их будут направлены к Аллаху, когда моля и прося сердца всех будут направлены к Аллаху, когда все, возведя руки кверху благоговея от любви к Аллаху обратят свои взоры к небесам, когда, надеясь на милость их шеи вытянутся, когда раздадутся голоса плача, когда все вместе будут просить милость Аллаха. Ты никогда не думай, что милостивый Аллах оставит их надежду не сбывшейся и что их дуа будет безответным и их просьбы будут отклонены, труд окажется бесполезным и что Всевышний на них не ниспошлёт блага и милости, в которых они будут погружаться.
В хадисе говорится: "Самый большой грех - стоять на Арафате и думать, что его грехи не смыты". Вот там, собравшись со всеми праведниками вместе, прошение ниспослания благ является самой большой мудростью, тайной и смыслом Хаджа. ("Ихя", т.1, с. 401).
Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: "Хадж - это стояние на Арафате" (Ахмад, Хаким, Байхаки).
Нет человека глупее и несчастнее, проводящего этот день безалаберно - в поисках еды, в разговорах, или за другими ненужными и вредными делами. Подумайте только, это самое большое собрание людей в мире; время, когда от Ада освобождаются заслуживающие его; пора, когда паломниками гордится Аллах; пора, когда сатане сломят спину; когда ниспосылаются самые большие милости и блага Аллаха.
Также мудростью Арафата является объединение мусульман: бедняк, богач, царь, раб, араб не араб, белый, черный - не различая никого, одевшись в одинаковые белые ихрамы с непокрытыми головами, выражая бедность, нужду и потребность в милости и жалости Аллаха, выставив вперед руки, прося Аллаха об отпущении грехов - нет другого равноправия в истории человечества. Такой соблюдающей равенство народов религией является Ислам.
Этикет проведения дня Арафа
1. В день выхода из долины Мины в Арафат желательно совершать полное омовение (купание) на Арафате. Это лучше делать в местности Намрат. Но так как ныне это трудно, можно еще будучи в Мине искупаться. Можно также искупаться по прибытии в Арафат. Если с утра до обеда искупаться, то суннат считается выполненным. ("Хашиятуль жамаль", т. 4, с. 70.).
2. По возможности желательно с Мина в Арафат идти пешком. Если это затруднително, то нет никакой проблемы отправиться на транспорте. Это касается не только Арафата, но и Мины и Муздалифа. Т.е. всюду желательно отправиться пешком.
3. По пути на Арафат читают "Лаббайка", зикру-тасбих, Коран и это дуа: "О, мой Аллах! Сделай этот выход самым хорошим утренним выходом, приближающим меня к Твоему довольству, самым отдаляющим меня от Твоего гнева. О, мой Аллах! Я с утра вышел к Тебе в путь. На одного Тебя я полагаюсь. Я захотел Твое довольство. Ты сделай меня тем, за которого Ты будешь гордиться перед ангелами. О, мой Аллах! Я повернулся к Тебе. Я захотел довольства Твое мной. Ты сделай мой грех смывшимся, сделай принятым мой Хадж, мой труд тоже сделай заслуживающим вознаграждение. Не оставляй меня без ничего".
4. В день отправления на Арафат, как можно больше нужно защититься от греховного и сомнительного. В день Арафат паломнику не предписано поститься - это для сохранения сил в поклонении. Этим тоже понятно, что на Арафате огромное значение имеют мольбы и славословия, ибо желательный для других ураза в день Арафата паломникам не желательно даже.
5. При ибадате на Арафате, садятся лицом к Каабе. Нужно избегать бесполезные и лишние разговоры, особенно споры.
6. Много нужно читать "Лаббайка", много поминать Аллаха, читать дуа, салават, Коран.
7. При чтении дуа не ограничиваются только собой. Нужно упомянуть родителей, родных, близких, друзей и всех мусульман.
8. Не надо пытаться подняться на гору "Арафа". В этом нет никакой необходимости. Поднятие на него является новшеством. Более того, порицательно подниматься на него. Поднимаясь на него, зря уходит время, устаёт тело, солнечная жара ослабляет и даром тратится самое драгоценное время для поминания Аллаха.
9. Пребывание на Арафате должно пройти, поклоняясь Аллаху, прося Его, не привязывая сердце к мирскому.
10. На Арафате нужно надеяться на жалость прощение и милость Аллаха, на то, что Всевышний смоет грехи наши.
11. Очень желательно в день Арафа давать милостыню, хотя бы немного.
12. При возвращении из Арафата вечером нужно быть очень вежливыми и в ожидании транспорта тоже не надо отвлекаться на мирские разговоры, а нужно читать "Лаббайка", салават, Коран или дуа.
Многие спрашивают, чем заниматься и что лучше делать на Арафате, поэтому ниже мы приводим пояснения добродетели, в этот день.
Имам Навави в книге "Изах" пишет. На Арафате после намаза сразу переходят на вукуф, т.е. стояние. Если известно и возможно, можно постараться встать на том месте, где стоял Посланник (мир ему и благословение). Это место у подножия горы "Арафа" возле больших камней. Если встать здесь лицом к Каабе так, чтобы "Арафа" оказалась между тобой и Каабой, то можно встать на место, где стоял Пророк (мир ему и благословение). Можно и в другом месте стоять. Не обязательно, находящемуся вдалеке человеку, туда идти. В этот день не надо поститься, даже если это и не ослабляет тело. Надо держать себя в чистоте и стоять в сторону Киблы, будучи в омовении. Нужно всегда думать об Аллахе. Не надо отвлекаться на мирские темы. Много читайте дуа, зикру, Коран. Стояние на Арафате является основной частью Хаджа. И тот, кто упускает зря время в этот день, потеряет очень многое. Надо просить Аллаха усердно. Очень большая надежда должна быть к принятию дуа.
Дуа начинают с воздаяния хвалы Всевышнему, чтения салавата Пророку (мир ему и благословение), этим и завершают.
Аллаh Алим...