Большинство конфессий России не заинтересованы в «ползучей клерикализации». И мусульмане – самая крупная из них

Большинство конфессий России не заинтересованы в «ползучей клерикализации». И мусульмане – самая крупная из них

В конце ноября в Нальчике не слишком заметно прошла конференция «Исламская правовая культура в России: состояние и перспективы». На самом же деле это событие по своему значению для развития государственно-конфессиональных отношений можно без преувеличения назвать знаковым.

Так сложилось, что в российской умме религиозно-правовые вопросы не находятся в главном фокусе внимания, при том что ислам, как известно, это не только исповедание монотеистической веры, но и интегральная социально-правовая система. Кроме того, в нашей стране имеется очень много муфтиев, часто по нескольку на один город или регион. Должность муфтия (по определению – знатока исламского права) подразумевает издание исламских правовых актов-«фетв», но отечественные муфтии стали, прежде всего, администраторами-руководителями.

В итоговом заявлении конференции обращает на себя внимание дистанцирование российских мусульман от клерикализма, то есть прямого вмешательства мусульманских религиозных структур в деятельность государственных органов власти, взятия на себя функций, входящих в исключительную сферу компетенции государства. Таким образом мусульманское сообщество страны признает незыблемоть светского характера российского государства. Отрадно и то, что мероприятие в Нальчике объявляется первым шагом в цепочке подобных научно-практических форумов. Работу в этом направлении планируется и дальше активно развивать, что, повторим, жизненно необходимо не только мусульманам.

В последние десятилетия в российском обществе нарастают признаки клерикализма - чрезмерно тесного сближения религиозных структур с государственной властью. Но эта тенденция исходит, в первую очередь, не от ислама, а от РПЦ МП и «околоцерковных» кругов. При том, что одним из главных принципов христианства является четкое отделение религиозного бытия от светского, в том числе политического (вспомним: «Отдайте Богу Богово, а кесарю - кесарево», или «Царство Мое – не от мира сего!»).

В реальности мы видим настойчивые претензии РПЦ МП на то, чтобы быть источником новой политической идеологии, определять, каким идеям следовать, а каким - нет (можно вспомнить недавние критические высказывания Патриарха Кирилла о либерализме и правах человека), нацеленность на формирование структур, имеющих в том числе политическую направленность («Всемирный русский народный собор»), формирование «православного лобби» на уровне региональной и федеральной власти.

Все это самым прямым образом подпадает под понятие «клерикализации», являясь характерными ее признаками. В таких условиях было бы весьма конструктивно со стороны российских мусульман обратиться с инициативой ко всем «традиционным» конфессиям и религиям страны собраться и принять нечто вроде совместной декларации или манифеста о недопущении клерикализации российского общества, опасной уже тем, что это самое российское общество многонационально и многорелигиозно, поэтому неизбежно начнет распадаться в условиях клерикализма.

Авторы «нальчикского заявления» уж очень активно стараются выразить лояльность государству российскому, вплоть до полного признания примата светского законодательства страны при решении собственно религиозных вопросов, в том числе мусульманских. Они также готовы отказаться от активного публичного использования понятий «шариат» и «шариатский суд» - из-за того, что в контексте событий последних лет и даже десятилетий они вызывают негативные ассоциации у немусульманской части российского, и не только, общества.

И это - явный перебор! Шариат – одна из ключевых составляющих исламской религии, и так вольно и просто с его местом и ролью обойтись вряд ли удастся. Здесь, на наш взгляд, необходимо сделать две вещи.

Первое – нужно четко определиться с понятиями «фикх» и «шариат», которые часто смешивают, причем не только в неисламском, но и в исламском обиходе. А в заявлении конференции дано очень косноязычное и туманное определение: «Шариат – это комплекс предписаний и норм, установленных Всевышним Аллахом, и регулирующих их поведение и жизнедеятельность (?) как для отдельного человека, так и на уровне всего общества». Что значит «поведение предписаний и норм».

Но самое главное – никаких норм и предписаний шариата в мире не существует. Есть принципы шариата, на основе которых формулируются предписания, нормы и законы фикха. Само слово «шариат» означает «путь», «метод достижения цели или Вышнего», в этом смысле оно аналогично латинскому слову «religio", означающему путь, способ связи с Богом. Другими словами, «шариат» - это способ выведения правовых норм на основе той иерархии источников мусульманского права, которая существует в каждом из четырех мазхабов (Коран, Сунна, суждения сахабов, мнение богословов и т.п., в зависимости от специфики мазхабов). При этом термин «шариатский суд» вполне оправдано, поскольку действительно этот внутриконфессиональный суд работает на основе принципов шариата.

Шариатские суды или им подобные органы должны существовать внутри уммы, поскольку, как известно, богослужебная сфера деятельность мусульман также есть предмет фикха. Кроме того, даже в тех мусульманских странах (например, в баасистских арабских республиках), где действовало светское законодательство в большинстве правовых отраслей, некоторые сферы, прежде всего брачно-семейная, продолжали регулироваться на основе принципов шариата и норм фикха. Поэтому вполне возможно, чтобы в мусульманских регионах России правоведы-факихи активно занялись бы гармонизацией, или, как принято сейчас говорить, «синергией» духа и буквы мусульманского и светского законодательств. Кроме того, никто же не требует от РПЦ МП или иудеев отказаться от своих внутриконфессиональных судов – церковного и раввинского соответственно.

Итак, будем надеяться, что «правовое» направление деятельности российских мусульман выведет на новый качественный уровень не только отечественную умму, но и другие религии, не согласные с клерикализацией.

Валерий-Исмаил Емельянов, кандидат юридических наук, для Портала «Credo.Press»

А в это время религиозные группы, действующие в России без регистрации, могут обязать регистрироваться в минюсте

Комитет Госдумы РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений на экспертном уровне "прорабатывает вопрос" о введении обязательной регистрации религиозных групп с числом участников более трех-пяти человек. Об этом 2 декабря ТАСС (https://tass.ru/obschestvo/7248025) сообщил глава комитета Сергей Гаврилов.

Непосредственным поводом для ужесточения законодательства стало предположительно "ритуальное" убийство в конце ноября девятилетнего мальчика в Екатеринбурге. "Здесь проблема больше в работе правоохранительных органов и органов юстиции по выявлению таких экстремистских сект. Они действуют часто в форме нерегистрируемых религиозных групп, что объективно затрудняет контроль, - считает Гаврилов. - Мы сейчас ведем экспертную проработку вопроса о том, чтобы обязать регистрироваться в органах минюста все религиозные группы более трех-пяти человек".

По мнению парламентария, указанная мера поможет при надзоре за деятельностью и финансированием религиозных групп, но одной ее недостаточно. "Органы юстиции нуждаются в материальном и кадровом укреплении для усиления надзора за такими религиозными и псевдорелигиозными группами", - сказал депутат.

Согласно действующему российскому закону "О свободе совести и о религиозных объединениях", религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры. В отличие от религиозной организации религиозная группа не требует государственной регистрации и не является юридическим лицом. Руководитель (представитель) религиозной группы должен в письменной форме уведомлять минюст о начале ее деятельности. Число участников религиозной группы законодательством не регламентируется.

Летом 2016 года депутаты народного собрания Ингушетии внесли в Госдуму законопроект, обязывающий религиозные группы регистрироваться в качестве юридических лиц. Через несколько месяцев парламентарии отозвали инициативу.

credo.press