Аллах приводит к пониманию религии того, кому желает блага...

Аллах приводит к пониманию религии того, кому желает блага...

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:

71 – حَدَّثَنَا سَعِيدُ بْنُ عُفَيْرٍ قَالَ حَدَّثَنَا ابْنُ وَهْبٍ عَنْ يُونُسَ عَنِ ابْنِ شِهَابٍ قَالَ قَالَ حُمَيْدُ بْنُ عَبْدِ الرَّحْمَنِ: سَمِعْتُ مُعَاوِيَةَ خَطِيبًا يَقُولُ: سَمِعْتُ النَّبِىَّ — صلى الله عليه وسلم – يَقُولُ: « مَنْ يُرِدِ اللَّهُ بِهِ خَيْرًا يُفَقِّهْهُ فِى الدِّينِ ، وَإِنَّمَا أَنَا قَاسِمٌ وَاللَّهُ يُعْطِى ، وَلَنْ تَزَالَ هَذِهِ الأُمَّةُ قَائِمَةً عَلَى أَمْرِ اللَّهِ لاَ يَضُرُّهُمْ مَنْ خَالَفَهُمْ حَتَّى يَأْتِىَ أَمْرُ اللَّهِ »

71 – Сообщается, что Ибн Шихаб (аз-Зухри) сказал: – Хумайд ибн ‘Абду-р-Рахман сказал: – Я слышал, как обращаясь к людям с проповедью, Му’авийа (да будет доволен им Аллах) говорил: «Я слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Аллах приводит к пониманию религии того, кому желает блага. Поистине, я только распределяю, а дарует Аллах. (Помните, что,) пока не придёт веление Аллаха[1], тот, кто будет противостоять (членам) этой общины, никогда не причинит им вреда, если станут они исполнять веления Аллаха”». См. также хадисы № 3116, 3641, 7312 и 7460. Этот хадис передал аль-Бухари (71). [1] Имеется в виду День воскрешения. Также этот хадис передали имам Ахмад (4/101), Муслим (1037), Ибн Маджах (221), Абу Я’ля в «Муснаде» (7343) с дополнением. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (6612), «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» (67).

Хафиз Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, сказал: «Этот хадис служит указанием на то, что человек, не стремящийся к пониманию религии, иначе говоря, не изучающий основы Ислама и связанные с ними практические вопросы, лишён блага. Абу Я’ля приводит слабую, но верную по смыслу версию хадиса, передаваемого со слов Му’авийи, в которой сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «…и Аллах не позаботится о том, кто не стремится к постижению религии». Смысл этих слов верен потому, что о человеке, который не знает своей религии, не обладает пониманием и не стремится к нему, можно сказать, что ему не желали блага. Всё это ясно указывает на превосходство улемов над прочими людьми и на превосходство знания о религии над прочими видами знания». См. «Фатхуль-Бари» (1/165).

Ибн аль-Къаййим сказал: «Это указывает на то, что тот, у кого нет понимания в религии, что Аллах не желает ему добра. Так же тот, кому Он желает добра – тому Он даст понимание в ней, если конечно под пониманием подразумевалось знание, требующее от себя дел. А если здесь подразумевается только знание, то это не указывает на то, что, если кто-то приобрел какие-то знания в религии, что ему желалось добро в этом. Ведь понимание в данный момент будет – условием для желания добра (ведь не может желаться добро тому, кто знает и не делает. — прим.пер.) А для первого это (делать дела по знаниям) будет обязательным. И Аллах знает лучше». См. «Мифтаху дари са’ада» (1/60).

Ан-Навави, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «В этом указание на достоинство знаний, понимания в религии и побуждения на его приобретение. Ведь причиной всего этого является то, что знание ведёт к богобоязненности перед Аллахом». См. «Шарх Сахих Муслим» (7/128).

Шейх Ибн Усеймин сказал: "Что такое фикх? 

Всевышний Аллах поведал (о словах Мусы): "(Господь Мой), Развяжи узел на моем языке, чтобы они могли понять мою речь". (Сура Та Ха, 27-28 ).

Из этого хадиса можно понять, что если ты из той категории людей, которые не заинтересованы знанием, которые не понимают из знания так, как оно должно пониматься - лишены понимания знания, то ты должен насторожиться, услышав этот хадис.

Должен испугаться именно того, что Аллах не дает тебе понимание религии, не дает желания требовать знание, значит, Аллах не желает добра. Если пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал, что Аллах дает понимание религии тому, кому он желает добра, с этого понимается обратное, если Аллах не желает добра, то Он не дает понимании религии, стремление к знанию. 

Поэтому, если вы чувствуете лень, если чувствуете, что что-то не так в стремлении к знанию, начинайте бояться, и просить Всевышнего Аллаха. Начинайте искать причины, из-за которых Всевышний Аллах лишил тебя стремления к знанию, или любви к нему. 

И во-вторых, начинайте избавляться от этих причин, и падайте в саджда с мольбами, прося Всевышнего Аллаха не делать вас из невежественных, а чтобы сделал вас из той категории, которые думают о знании, живет знанием, и распространяет эти знания, и на практике практикует это шариатское знание". См. «Китаб аль-Ильм» 143-144.