Альбир Крганов становится главным союзником Татарстана

Альбир Крганов становится главным союзником Татарстана

Представитель чувашских татар Альбир Крганов становится главным союзником Татарстана в исламском сообществе России.

Основавший в 2016 году духовное собрание мусульман страны с центром в Москве, Крганов стал альтернативной точной притяжении региональных исламских организаций.

Все дело в том, что позиционирующий себя лидером всех мусульман страны и возглавляющий соответствующее федеральное духовное управление Равиль Гайнутдин в силу своих амбиций кратно увеличил число противников не только в среде единоверцев, но и во властных кругах. Татарстан до поры до времени к строптивому, но сумевшему собрать вокруг себя команду довольно сильных и популярных богословов муфтию относился терпимо.

Нервы у казанского кремля сдали после попыток Гайнутдина вмешаться во внутренние дела республики и помешать перевыборам татарстанского муфтия. А точкой невозврата стала попытка Гайнутдина перехватить инициативу у Татарстана по празднованию 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией.

Казанский кремль это ему не простил и сейчас главным по мусульманам за пределами границ республики демонстративно признает чувашского муфтия Альбира Крганова.

Кто из VIP-гостей приедет в Татарстан на празднование 1100-летия принятия ислама

16 мая 2022 года в Татарстане начнется официальное празднование 1100-летия принятия ислама в Волжской Булгарии.

Однако, как рассказал муфтий Татарстана Камиль Самигуллин, «политическая обстановка скорректировала возможности празднования этого торжества», что означает проведение мероприятия в более скромных масштабах, чем планировалось изначально. Так, если организаторами задумывалось, по-видимому, что на юбилей приедут президент России Владимир Путин и патриарх Кирилл, то, как отметил Самигуллин, из наиболее статусных государственных чиновников и церковных иерархов на мероприятии будут первый вице-премьер РФ Марат Хуснуллин (он возглавляет Оргкомитет юбилея, и ему по должности необходимо быть на его праздновании) и митрополит Иларион Алфеев.

Юбилейная программа будет весьма насыщенной. Так, 17-18 мая пройдет международный конкурс чтецов Корана. 19 мая пройдет XIII Международный экономический саммит «Россия – Исламский мир: KazanSummit-2022», посвященный исламской экономике. 20 мая состоится закладка первого камня в строительство Соборной мечети в Казани. 21 мая пройдет ежегодный праздник «Изге Болгар джиены» в Болгаре. Параллельно с этим будет работать XIII Всероссийский форум татарских религиозных деятелей, на который традиционно съедутся муфтии со всей страны. Причем в мероприятии уже давно участвуют не только главы «татарских» духовных управлений мусульман, но и северокавказских муфтиятов, приглашаемые в качестве почетных гостей.

А вот из российских мусульманских религиозных лидеров на юбилейных торжествах в Татарстане, по-видимому, не будет муфтия ДУМ РФ Равиля Гайнутдина. По крайней мере, на прямой вопрос Самигуллину о его участии, татарстанский муфтий ответил уклончиво. И дело не в том, что Гайнутдина не ждут в Казани, а в том, что сам муфтий, судя по всему, не стремится побывать на юбилее, проведение которого он так активно лоббировал перед Президентом России. Глава ДУМ РФ полагал, что именно он, как человек, лично ходатайствовавший перед Владимиром Путиным о проведении данных торжеств, будет ключевым организатором мероприятий. Однако, когда стало очевидно, что основные события пройдут в Татарстане, где у Гайнутдина нет серьезного влияния, и соответственно, на них пойдут бюджетные расходы, Равиль хазрат заметно снизил свою активность. Помимо этого, своими заявлениями (https://t.me/religiontodayISLAM/161) против муфтия Татарстана московский муфтий только настроил против себя Казанский Кремль, который предпочитает теперь видеть в качестве партнера председателя ДСМР Альбира Крганова, более дипломатичного и менее конфликтного, о чем уже открыто пишут информированные источники.

«Неважно, насколько влиятелен муфтий, каков его рейтинг, сколько в его ведении мечетей, главное, чтобы он был нравственным мусульманином, который даже в спорах останется примером для своих единоверцев. Искренность, добросовестность, справедливость, великодушие, стремление к довольству Аллаха, знания — вот по этим качествам нужно оценивать муфтиев и выбирать их себе для сотрудничества», - так ответил Самигуллин на вопрос о вероятности приезда Гайнутдина, добавив, что он приглашен, а вот приедет ли, это уже зависит от самого муфтия ДУМ РФ. Мы предполагаем, что ДУМ РФ будет представлен, скорее всего, кем-нибудь из заместителей Равиля Гайнутдина.

В итоге «политическая обстановка», как отметил муфтий Татарстана, несколько сузила размах будущих торжеств; многие из зарубежных гостей, вероятнее всего воздержатся от участия, из-за чего празднование будет иметь сугубо внутрироссийский масштаб. Для Камиля Самигуллина важно, чтобы отмечаемое в 2022 году 1100-летие принятие ислама в Волжской Булгарии было никак не менее значимым событием, чем его первое празднование, которое прошло в 1989 году, когда юбилей отмечался по мусульманскому календарю, и на которое муфтий Талгат Таджуддин пригласил огромную делегацию иностранных гостей. Именно после юбилея 1989 года началось подлинное религиозное возрождение ислама в России. Юбилей 2022 года должен также стать некой вехой в новейшей истории ислама в стране.

religiontoday

Утвержден логотип празднования 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией

Оргкомитет празднования 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией утвердил логотип и брендбук праздничных мероприятий. Ключевыми событиями празднования станут презентация фильма о путешествии Ахмада аль Багдади в Волжскую Булгарию, мероприятия в Болгаре и тематические мероприятия в Санкт-Петербурге. Как сообщает «БИЗНЕС Online» принят вариант логотипа, разработанный татарстанским муфтиятом и презентованный в январе в Казани на заседании республиканского оргкомитета.

Федеральный оргкомитет празднования 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией, возглавляемый вице-премьером РФ Маратом Хуснуллиным, утвердил логотип и брендбук будущих празднеств. Информацию «БИЗНЕС Online» подтвердили в духовном управлении мусульман РТ. Именно вариант логотипа, разработанный татарстанским муфтиятом и презентованный в январе в Казани на заседании республиканского оргкомитета, возглавляемого президентом РТ Рустамом Миннихановым, и был принят в Москве

Напомним, логотип состоит из пяти графических элементов: силуэт архитектурного объекта «Памятный знак», раскрытая книга (Коран), цветок тюльпана, число 1100 и надпись «Болгар». У логотипа есть три варианта — на русском, татарском и арабском языках.

«Резко сужает смысловую нагрузку юбилея до Казани в пределах улиц Тукая и Каюма Насыри»

Свой логотип юбилея был представлен в Татарстане на заседании республиканского оргкомитета по подготовке и празднованию принятия 1100-летия ислама Волжской Булгарией 17 ноября. Как сообщил заместитель муфтия Татарстана Ришат Хамидуллин, в феврале 2020-го ДУМ республики объявило конкурс, а потом решило на основе двух лучших работ сделать свой вариант. Президент Татарстана Рустам Минниханов предложил логотип одобрить и внести его на рассмотрение федерального оргкомитета.

Но этот логотип, по мнению Мухетдинова, «резко сужает смысловую нагрузку 1100-летнего юбилея не то что до пределов Республики Татарстан, а даже до города Казани в пределах улиц Тукая и Каюма Насыри. Простые люди при первом взгляде на этот символический знак видят не сложное символическое наполнение, а силуэт, извините, надгробного камня. Это никак не может считаться символикой торжества, убежденной самопрезентации и активного социального действия 25 миллионной уммы. Это самопрезентация довольно малочисленной прослойки ортодоксального духовенства, которая, как ни крути, сама насчитывает не более двух-трех десятков человек, несмотря на многолетние декларации о подготовке кадимитских мыслителей».

Создатели не понимают комплекс вызовов, с которыми сталкивается российское мусульманство, да и вся Россия в отношении ислама и мусульман, говорит Мухетдинов. Юбилей, по версии Гайнутдина, — «это фундамент для широкого общественного диалога о многонациональной и многоконфессиональной основе нашей страны, для решения актуальных проблем, для принятия решений, которые предотвратят социальные потрясения в будущем». В республике, мол, проблем с мечетями нет, и миллионы мусульман, за пределами национальных республик, — не их сфера чаяний.

realnoevremya