Абу Бакр ас-Сыддик, да будет доволен им Аллах

Абу Бакр ас-Сыддик, да будет доволен им Аллах

أبو بكر الصديق - Абу Бакр ас-Сыддик, да будет доволен им Аллах, сподвижник Пророка Мухаммада ﷺ, первый праведный халиф

Его звали Абу Бакр ’Абдуллах ибн ’Усман ибн ’Амир ибн ’Амир ибн Ка’б ибн Са’д ибн Тайм ибн Муррах.

Абу Бакр ас-Сыддик, да будет доволен им Аллах, дружил с Пророком ﷺ еще до начала исполнения им его пророческой миссии, одним из первых уверовал в него, не разлучался с ним во время его пребывания в Мекке, поверил его сообщению о ночном путешествии и вознесении, тогда как другие посчитали рассказ об этом ложью, сопровождал его во время переселения, находился с ним в пещере и вместе с ним принимал участие во всех походах и сражениях, что продолжалось до самой смерти посланника Аллаха ﷺ, а самой большой наградой для Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, стало то, что Пророк назвал его «правдивейшим» /сыддик/.

‘Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поистине, Аллах ниспослал имя Абу Бакра «ас-Сыддик» с небес, и он клялся в этом». Ат-Табарани «аль-Му‘джам аль-кабир» 1/55; Ибн Хаджар «Фатх аль-Бари», 7/11.

Так же говорили, что его впервые так назвали на утро, после ночи вознесения. Он был из тех, кто отстранялся от грехов даже до прихода Ислама. Как отмечал имам Абу Дауд, Абу Бакр и ’Усман не употребляли алкогольных напитков еще в период джахилийи.

Мубаракфури писал: «В числе первых, к кому обратился Пророк ﷺ со своим призывом, был друг Абу Бакр ас-Сыддик, да будет доволен им Аллах, пожелав сообщить ему о том, какую честь оказал ему Аллах, Который сделал его Своим пророком и посланником, и призвал его уверовать в Него. И Абу Бакр сделал это, не колеблясь и не испытывая никаких сомнений, и произнес свидетельство истины, став первым уверовавшим из числа мужчин. Он был моложе Пророка ﷺ на два года, был его старым другом и знал о нём всё. А то, что Абу Бакр ас‐Сыддик, да будет доволен им Аллах, уверовал, явилось наилучшим доказательством его правдивости». См. «Жизнеописание посланника Аллаха ﷺ, глава «Первые мусульмане».

Ибн Хишам также отметил: «Когда Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, принял Ислам, он открыто заявил об этом, призвал к Аллаху и к Посланнику Его ﷺ. Абу Бакр был человеком, уважаемым в своем народе, любимым, мягким. Он был самым лучшим знатоком рода курайшитов, самым сведущим среди них, — знал доброе и злое о них. Он занимался торговлей, было человеком высокой нравственности и большой доброты. Мужчины его племени приходили к нему и дружили с ним. Он начал призывать к Аллаху и к Исламу тех, кому он доверял из своего народа, кто посещал его, сидел у него. Как известно, по причине его призыва приняли Ислам ’Усман ибн ’Аффан, аз‐Зубайр ибн аль‐Аввам ибн Хувейлид, ’Абд ар-Рахман ибн ’Ауф, Са’д ибн Абу Ваккас, Тальха ибн Убейдуллах, да будет доволен ими Аллах. Когда они согласились, он привел их к Посланнику Аллаха ﷺ. И они приняли Ислам, стали совершать молитву. Как мне рассказывали, Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Кого бы я не призывал к Исламу, они высказывали сомнения, рассуждали и колебались, за исключением Абу Бакра ибн Абу Кухафа, который не отверг Ислам, когда я рассказал ему о нем и не сомневался в нем». См. Ибн Хишам «Сира», глава «Первые мусульмане».

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передаёт, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Того, кто расходовал на пути Аллаха по две вещи[1], призовут из врат Рая: «О раб Аллаха! Это — благо!». Совершавших молитвы призовут из врат молитвы, тех, кто принимал участие в джихаде, призовут из врат джихада, тех, кто давал милостыню, призовут из врат милостыни, а постившихся призовут из врат «ар-Раййан»». Услышав это, Абу Бакр ас-Сыддик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Ни в чём не будут нуждаться те, кого призовут из этих врат. Но найдутся ли такие, кого станут призывать изо всех врат Рая?». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Да, и я надеюсь, что ты окажешься среди них, о Абу Бакр». Этот хадис приводят аль-Бухари в «Сахих», 3666; Муслим, 1027.

[1] Имеются в виду две вещи из каждого вида достояния человека. Возможно также, что речь идёт об обязательных (закят) и добровольных расходах.

Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, передаёт, что однажды, когда Пророк ﷺ вместе с Абу Бакром, ‘Умаром и ‘Усманом поднялись на гору Ухуд, она задрожала, и он сказал: «Успокойся, Ухуд, ибо, поистине, на тебе — пророк, правдивейший (сыддик) и два мученика». Этот хадис приводят аль-Бухари в «Сахих», 3675; Муслим, 2417.

‘Амр ибн аль-‘Ас, да будет доволен им Аллах, передаёт, что как-то раз Пророк ﷺ поставил его во главе отряда, который должен был двинуться на Зат ас-Салясиль [Поход на Зат ас-салясиль состоялся осенью 629 г.х.]. ‘Амр сказал: «И я пришёл к нему и спросил: «Кого из людей ты любишь больше всех?»». Он ответил: «‘Аишу». Я спросил: «А из мужчин?». Он ответил: «Её отца» [то есть Абу Бакра, да будет доволен им Аллах]. Я спросил: «А кого потом?». Он ответил: «‘Умара ибн аль-Хаттаба», и назвал ещё несколько человек». Этот хадис приводят аль-Бухари в «Сахих», 3662; Муслим, 2384.

Сообщается, что ‘Али сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: „Абу Бакр и ‘Умар, господа первых и последних зрелых людей рая, кроме пророков и посланников. (Однако) о ‘Али, не сообщай им об этом, пока они живы!"» Этот хадис передали Ахмад 1/80, ат-Тирмизи 3665, Ибн Маджах 95, 100, Абу Я’ля 533, ад-Дыйаъ в «аль-Мухтара», ат-Табарани «ас-Сагъир» 976, Ибн Хиббан в своём «Сахихе» 6904, Ибн ‘Асакир «Тарих мадинатуль-димашкъ» 30/165, Ахмад в «Фадаиль сахаба» 1/499, Абу Фадль Нури «Муснад джами’» 10322, аль-Баззар в «Муснад» 831. Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Хадис достоверный». Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Ибн Маджах» 78, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 51, «Мишкат аль-масабих» 6050.

«Господа зрелых» — то есть тот, у кого появилась седина, а смысл этого в том, что они господа тех, кто умер с сединой, а в противном случае, в раю нет зрелости. См. «Шарх Ибн Маджах» ас-Синди.

Сообщается, что Абу Хурайра сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: „Никакое имущество никогда не принесло мне столько пользы, сколько имущество Абу Бакра". Абу Бакр заплакал и сказал: „А разве я и моё имущество не принадлежат тебе, о посланник Аллаха?!"» Этот хадис передали Ахмад 2/253 и Ибн Маджах 94. Шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным. См. «Муснад Ахмада» 13/183, «Сахих Сунан Ибн Маджах» 77. Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Его иснад достоверный в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима».

Зайд ибн Аслям передал со слов своего отца: «Я слышал, как ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, говорил: «Посланник Аллаха ﷺ повелел нам раздавать милостыню, в тот момент у меня было (кое-какое) имущество. Я подумал, если я и обойду Абу Бакра, то обойду сегодня. Я принес (для милостыни) половину своего имущества, а посланник Аллаха ﷺ спросил: „Что ты оставил своей семье?" Я ответил: „Тоже самое". Следом (за этим) Абу Бакр принес все свое имущество. Посланник Аллаха ﷺ сказал ему: „Что ты оставил своей семье?", (на что тот, да будет доволен им Аллах,) ответил: „Я оставил для них Аллаха и Его посланника". И тогда я сказал: „Я никогда ни в чем не обойду тебя"». Этот хадис передали Абу Дауд 1678, ат-Тирмизи 3675, Рудани «Джами’уль фаваид» 5/8610, аль-Байхакъи в «Сунан аль-Кубра» 7563, ад-Дарими в «Сунан» 1667, Ибн Касир «Тафсир» 8/71. Шейх аль-Албани и шейх Мукъбиль назвали хадис хорошим. См. «Тахридж аль-Мишкат аль-масабих» 5976, «Сахих аль-муснад» 996.

Сообщается, что Абу Са’ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды Пророк ﷺ обратился к (собравшимся в мечети) людям с проповедью и сказал: «Поистине, Аллах предоставил одному (из Своих) рабов возможность выбора между миром дольним и тем, что есть у Него, и (этот раб) выбрал то, что есть у Аллаха». (Услышав эти слова,) Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, заплакал, а я сказал себе: «Что заставляет плакать этого старца, если Аллах предоставил (кому-то из Своих) рабов возможность выбора между миром дольним и тем, что есть у Него, и (раб) выбрал то, что есть у Аллаха?» (Однако дело было в том, что) рабом этим являлся (не кто иной, как) посланник Аллаха ﷺ а Абу Бакр знал больше, чем мы.[1] (Что же касается Пророка ﷺ то) он сказал: «О Абу Бакр, не плачь!» − (а потом добавил): «Поистине, из всех людей наибольшее количество благодеяний оказал мне Абу Бакр, который дружил со мной и не жалел для меня своего имущества, и если бы мне пришлось выбирать ближайшего друга[2] из числа (членов) моей общины, я непременно выбрал бы Абу Бакра, однако (достойнее этого) братство и любовь в Исламе! Так пусть же не останется в мечети незапертых дверей, кроме двери Абу Бакра!»»[3] Этот хадис передали аль-Бухари 466 и Муслим 2382.

[1] Имеется в виду, что только Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, понял, что жить Пророку ﷺ осталось уже недолго.

[2] «Халиль». Перевод этого слова как «ближайший друг» не вполне адекватен, поскольку имеется в виду такой человек, чувства по отношению к которому выше простой любви и дружбы. То же самое касается и отношений между человеком и Аллахом. Так, например, пророк Ибрахим, да благословит его Аллах и приветствует, именуется в Коране «халилю-Ллах», что же касается пророка Мухаммада ﷺ то друзей у него было много, но словом «халиль» он называл только Аллаха.

[3] Комната Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, как и комнаты жён Пророка ﷺ примыкала непосредственно к мечети. Эти слова толкуются как указание на то, что после его смерти именно Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, должен был стать халифом.

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) посланник Аллаха ﷺ спросил: „Кто из вас сегодня постится?" Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: „Я". (Пророк ﷺ) спросил: „А кто из вас сегодня принимал участие в похоронной процессии?" Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: „Я". (Пророк ﷺ) спросил: „А кто из вас сегодня накормил неимущего?" Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: „Я". (Пророк ﷺ) спросил: „А кто из вас сегодня навестил больного?" Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: „Я". Тогда посланник Аллаха ﷺ сказал: „Любой человек, (который будет делать всё это), непременно войдёт в Рай"». Этот хадис передали Муслим 1028, аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» 515 и Ибн ‘Асакир в своём «Тарихе» 9/288/1. Хадис достоверный. См. «Сахих ат-таргъиб уа-т-тархиб» 3473, 3503, «Сахих аль-Адабуль-муфрад» 400, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 88.

Сообщается от Пророка ﷺ, что он сказал: «Если бы иман моей общины взвесить с иманом Абу Бакра, то перевесил бы иман Абу Бакра». Этот хадис приводят Ибн ‘Асакир в «Тарих Димашкъ» 9/227 и др. И этот хадис недостоверный. См. «ас-Сильсиля ад-да’ифа» 6343.

Однако достоверно эти слова передаются от ‘Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, который говорил: «Если бы иман обитателей земли взвесить с иманом Абу Бакра, то перевесил бы иман Абу Бакра». Ахмад в «Фадаиль ас-сахаба» 653, ‘Абдуллах ибн Ахмад в «ас-Сунна» 649-650, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» 35. Хафиз аль-‘Иракъи, хафиз ас-Сахауи, имам аль-‘Аджлюни, имам аш-Шаукани подтвердили достоверность. См. «Тахридж аль-Ихья» 1/52, «аль-Макъасыд аль-хасана» 352, «Кашф аль-хафа» 2/216, «аль-Фауаид» 18/360.

Передают со слов Абу Бакра ас-Сыддика, да будет доволен им Аллах, о том, что Пророк ﷺ сказал: «Зубочистка служит для очищения рта (и) угодна Господу». Этот хадис передал Ахмад (1/3, 10). Данный хадис будет приведён позже под № 62. Также этот хадис передали Абу Я’ля (109), Ибн Аби ‘Асым в «аль-Фауаид» (668).

Передают со слов Абу Бакра ас-Сыддика, да будет доволен им Аллах, что однажды он попросил Посланника Аллаха ﷺ: «Научи меня словам мольбы, с которой я обращался бы (к Аллаху) во время своей молитвы».(Посланник Аллаха ﷺ) сказал: «Говори: "О Аллах, поистине, я поступал несправедливо с самим собой много раз, а никто, кроме Тебя не прощает грехов! Прости же меня, и даруй мне Своё прощение и помилуй меня, поистине, Ты − Прощающий, Милосердный! /Аллахумма, инни залямту нафси зульман касиран, уа ля йагъфиру-з-зунуба илля Анта, фа-гъфир ли магъфиратан мин ‘индика уа-рхам-ни, иннака Анта-ль-Гъафуру-р-Рахим!/"»

Юнус (в своей версии) сказал: « … (причинил самому себе) большую (несправедливость)». Этот хадис передали Ахмад (1/3, 7), аль-Бухари в своём «Сахихе» 834 и «аль-Адабуль-муфрад» 706, Муслим 2705, ат-Тирмизи 3531, ан-Насаи 3/53, Ибн Маджах 3835, Ибн Хиббан 1976. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 4400, «Сахих ан-Насаи» 1301, «Сахих Ибн Маджах» 3108, «Сахих аль-Адабуль-муфрад» 544.

Сообщается, что Абу Бакр ас-Сыддик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха ﷺ рассказал нам: "Поистине, Даджаль появится на земле с востока, называемой Хорасан. За ним (за Даджалем) последуют люди, лица которых подобны окольцованным кожей щитам"». Этот хадис передали Ахмад (1/4, 7), ат-Тирмизи 2237, Ибн Маджах 4072, аль-Хаким 4/527, ад-Дыяъ аль-Макъдиси 33-37. Ат-Тирмизи сказал: «Хороший хадис». аль-Хаким сказал: «Иснад (хадиса) достоверный», и с ним согласился аз-Захаби. Шейх аль-Альбани назвал его достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 1607, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1591.

Сообщается, что Абу Бакр ас-Сыддик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Мне были дарованы семьдесят тысяч (моих последователей), которые войдут в Рай без отчёта. Их лица будут подобны луне в ночь полнолуния, а сердца их будут, как сердце одного человек. Я попросил добавки у моего Великого и Всемогущего Господа, и Он добавил мне к каждому из них ещё по семьдесят тысяч"».

Абу Бакр сказал: «И я считаю, что это постигнет жителей деревень, а также обитателей окрестностей пустынь». Этот хадис передал Ахмад (1/6). Шейх Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Его иснад слабый». Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 1057, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1484.

Шейх аль-Альбани в «ас-Сильсиля ас-сахиха» (3/473) сказал: «Иснад этого хадиса является слабым по причине передатчика, который не назван по имени. Однако сам хадис является достоверным, так как у него есть множество подкрепляющих хадисов/шавахид/ переданных от группы сподвижников. … Хафиз Ибн Хаджар в «Фатхуль-Бари» (11/345) сказал: «В этой главе передаются хадисы от Абу Аййюба у ат-Табарани, от Хузайфы у Ахмада, от Анаса у аль-Баззара и от Саубана у Ибн Абу ‘Асыма. Эти пути передач (хадиса) усиливают друг друга. Я (аль-Альбани) говорю: «Также Ахмад передал (хадис) от ‘Абду-р-Рахмана ибн Абу Бакра ас-Сыддика 1/197)».

Сообщается, что Аусат ибн ‘Амр сказал: «Я прибыл в Медину через год после кончины Посланника Аллаха ﷺ и застал Абу Бакра обращающегося к людям с проповедью, (во время которой) он сказал: «В первый год Посланник Аллаха ﷺ встал среди нас, и его трижды сдушили слёзы, после чего он сказал: "О люди! Просите Аллаха избавления, ибо, поистине, никому не даровано ничего подобного убеждённости после избавления, и ничего тяжелее сомнения, после неверия/куфр/. И вам следует быть правдивыми, ибо она ведёт к благочестию, и они окажутся в Раю, и вам следует остерегаться лжи, ибо она ведёт к распутству, и они окажутся в (адском) Огне!"» Этот хадис передал Ахмад (1/3, 8). Также этот хадис передали ан-Насаи в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» (883) и Ибн Хиббан (952). Версию этого хадиса, которую приводит Ибн Хиббан, назвал достоверной шейх аль-Альбани. См. «Сахих аль-Маварид» (2053). Ахмад Шакир сказал: «Его иснад достоверный». См. «Муснад Ахмад» (1/41). Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Его иснад хороший».

Сообщается, что Абу Бакр ас-Сыддик, да будет доволен им Аллах, говорил: «Быть в благополучии и благодарить за это Аллаха, для меня предпочтительней, чем быть подвергнутым испытаниям и терпеть». См. «Шарх Сахих аль-Бухари» 5/185, «Фатхуль-Бари» 6/181.

Абу Бакр ас-Сыддик, да будет доволен им Аллах, сказал:

إِيَّاكُمْ وَالْكَذِبَ فَإِنَّ الْكَذِبَ مُجَانِبٌ لِلْإِيمَانِ

«Остерегайтесь лжи, ибо поистине она отдаляет от имана /веры/!». Ахмад в «аль-Муснад» 16, Уаки’ в «аз-Зухд» 399, Ибн Аби-Ддунья в «ас-Самт» 475.

Сказал Абу Бакр ас-Сыддик:

لَسْتُ تَارِكًا شَيْئًا كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم يَعْمَلُ بِهِ إِلاَّ عَمِلْتُ بِهِ، فَإِنِّي أَخْشَى إِنْ تَرَكْتُ شَيْئًا مِنْ أَمْرِهِ أَنْ أَزِيغَ‏

«Я ни за что не оставлю совершение даже частички того, что совершал посланник Аллахаﷺ , так как я боюсь, что если оставлю хотя бы что-либо из этого, то заблужусь». Бухари 3093; Муслим 1759.

Абу Бакр ас-Сыддик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Воистину Аллах прощает большие грехи, так не отчаивайтесь в Его милости, и наказывает за малые грехи, но не обольщайтесь Его всепрощением». Ибн Батталь «Шарх Сахих аль-Бухари» 19/267.

Абу Бакр ас-Сыддик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Если брат обращается с мольбой за своего брата, которого он любит ради Аллаха, свят Он и велик, то она принимается». См. «Заваид аз-Зухд», 575.

Абу Бакр ас-Сыддик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поистине, мольба брата, любящего ради Аллаха, получает ответ». См. «Сахих аль-адаб аль-муфрад», 387.

Абу Бакр ас-Сыддик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Какое небо покроет меня и какая земля понесёт меня, если я скажу об (аятах) Книги Аллаха безо всяких знаний?!». См. «Джами’а баян аль-ильм ва фадлих», 2/113.

Указания на то, что именно Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, должен был стать правителем после кончины посланника Аллаха ﷺ:

Последователи хадиса убеждены в том, что Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, был назначен на пост халифа после смерти посланника Аллаха ﷺ единогласным выбором сподвижников, о чем свидетельствуют их слова: «Посланник Аллаха ﷺ одобрил тебя для управления нами в религии, поэтому мы одобряем тебя для управления нами в мирской жизни».

Этими словами они имели в виду случай, когда, незадолго до своей смерти, будучи больным, посланник Аллаха ﷺ поручил Абу Бакру руководить обязательными молитвами людей вместо себя. И если посланник Аллаха ﷺ назначил его вместо себя в религиозных вопросах, то руководить своими мирскими делами вместо посланника Аллаха ﷺ они тоже решили поручить ему.

Еще одной причиной выбора сподвижниками Абу Бакра халифом, является то, что, при жизни, посланник Аллаха ﷺ часто, так или иначе, давал понять им, что именно Абу Бакр более всех достоин стать его преемником. Никто из сподвижников не стал возражать против этого, они назначили его своим халифом, сплотились вокруг него и клянусь Аллахом, благодаря его особому месту пред Ним, извлекли из этого огромную пользу, возвысились и обрели величие и славу.

‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Однажды после наступления времени молитвы и произнесения азана, когда посланник Аллаха ﷺ уже заболел своей предсмертной болезнью, он велел: „Скажите Абу Бакру, чтобы он молился с людьми". [Посланник Аллаха ﷺ, который всегда сам был имамом, велел занять своё место Абу Бакру, да будет доволен им Аллах].

Ему сказали: „Абу Бакр испытывает сильную печаль [не может себя держать от плача] и плачет, и если он займёт твоё место, то не сможет проводить молитвы с людьми". [Эти слова произнесла ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, имея в виду, что Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, плачет, читая Коран].

Он повторил своё веление, а когда ему снова сказали в ответ то же самое, он в третий раз велел сделать это и воскликнул: „Поистине, вы подобны женщинам, увидевшим Йусуфа! Велите же Абу Бакру проводить молитвы с людьми!".

Тогда Абу Бакр вышел к людям и стал совершать с ними молитву. Таким образом, он молился имамом с людьми ещё при жизни посланника Аллаха ﷺ». Этот хадис приводят аль-Бухари в «Сахих», 3659; Муслим, 2386.

Джубайр ибн Мут‘им, да будет доволен им Аллах, передаёт: «К Пророку ﷺ пришла одна женщина. У неё было дело к нему, и она спросила его: „А что мне делать, если я не найду тебя?". Как будто она имела в виду его возможную кончину. Посланник Аллаха ﷺ сказал: „Если не найдёшь меня, иди к Абу Бакру"». Этот хадис приводят аль-Бухари в «Сахих», 3922; Муслим, 2381.

‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, передаёт, что во время своей болезни, посланник Аллаха ﷺ сказал ей: «Позови ко мне Абу Бакра, твоего отца, и твоего брата, чтобы я написал завещание, ибо, поистине, я боюсь, что найдутся желающие, и кто-нибудь скажет: „Я более достоин"[Посланник Аллаха ﷺ имел в виду, что найдутся желающие стать халифом, которые будут заявлять, что достойны власти больше других], но Аллах и верующие отвергнут всех, кроме Абу Бакра». Этот хадис приводят аль-Бухари в «Сахих», 5666; Муслим 2387.

Со слов Хузайфы, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Следуйте за теми двумя, которые будут после меня: Абу Бакром и ‘Умаром». Ахмад 5/385, ат-Тирмизи 3663. Достоверность хадиса подтвердили имамы ат-Тирмизи, Ибн Хиббан, аль-‘Укъайли, аль-Халили, аль-Альбани.

Мать верующих ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Когда посланник Аллаха ﷺ скончался, распространилось лицемерие, арабы стали вероотступниками, укрепился иудаизм и христианство. Мусульмане напоминали разбредшееся стадо овец в тёмную и дождливую ночь из-за кончины их пророка ﷺ, и так продолжалось до тех пор, пока Аллах не собрал их вокруг Абу Бакра. Обрушилось на моего отца то, что если бы обрушилось на неприступные горы, обратило бы их в пыль. Клянусь Аллахом, в чём бы они ни разошлись, мой отец всегда находил правильное решение. Также как и те, кто видел ‘Умара ибн аль-Хаттаба, не мог не признать, что тот создан для того, чтобы укреплять ислам! Он один уже был силой. И он подготовил для важных дел людей, подобных себе». Это высказывание приводят имам Ахмад в «Фадаил ас-Сахаба» 1/118, № 68, его иснад достоверный; ат-Табарани в «аль-Аусат», 5/148.

Аль-Байхаки в «И’тикаде» (с. 345) передал слова Абу Хурайры: «Клянусь Тем, кроме Кого нет другого божества, если бы Абу Бакр не стал халифом, люди не поклонялись бы Аллаху!» Он повторил это во второй и в третий раз, и люди сказали: «Перестань, Абу Хурайра». Он сказал: «Посланник Аллаха ﷺ отправил Усаму в Шам во главе семиста человек. Когда они достигли Зу Хашаба (местечко, находящееся на расстоянии одного дня пути от Медины), Пророк ﷺ скончался и проживавшие вокруг Медины арабы отсту­пили от веры. Сподвижники посланника Аллаха ﷺ собрались и ска­зали: «Верни тех, кто отправился воевать с римлянами. Арабы во­круг Медины уже отступили от веры». Он ответил: «Клянусь Тем, кроме Кого нет другого божества, если даже соба­ки станут тянуть за ноги жён посланника Аллаха ﷺ я не верну армию, которую отправил посланник Аллаха ﷺ и не развяжу знамени, которое привязал посланник Аллаха ﷺ». Усама отпра­вился в путь, и когда он проходил мимо племён, желавших от­речься от Ислама, те говорили: «Не будь у них силы, они не от­правили бы этих людей. Давайте подождём, пока они не встретятся с римлянами». Они встретились с римлянами, нанесли им поражение, убили многих среди них и благополучно вернулись, а люди остались верны Исламу».

Кончина Абу Бакра, да будет доволен им Аллах

В месяце джумада аль-ахыра в 13 году от хиджры состояние его сильно ухудшилось и он скончался.

‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, также сказала: «Когда Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, заболел той болезнью, от которой впоследствии умер, я вошла к нему. Он страдал, как страдает человек перед смертью, и тяжело дышал. Я прочла две строчки из стихотворения: „Нет, не спасает юношу богатство, когда в груди его — предсмертный хрип!". Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, посмотрел на меня и сказал: „Почему ты не сказала: „Предсмертные муки явятся с истиной. Вот то, чего ты избегал!"?"». Сура «Каф», аят 19.

Когда болезнь усилилась, его спросили: «Не позвать ли тебе лекаря?». Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, ответил: «Он уже видел меня и сказал: „Поистине, Я делаю, что пожелаю!"». Ибн Са‘д «Ат-табакат аль-кубра», 3/198.

Он имел в виду, что настоящий лекарь один, и это Аллах.

Так покинул этот мир Абу Бакр ас-Сыддик, да будет доволен им Аллах, после многих лет усердия на пути Всевышнего ради распространения Его религии. Посредством Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, Всевышний Аллах уберёг Свою религии от исчезновения в период войн с вероотступниками и распространил её посредством уникальной кампании, организованной Абу Бакром ас-Сыддиком, да будет доволен им Аллах, во время которой воины-мусульмане открывали для ислама всё новые и новые земли.

Его похоронили вечером в бывшей комнате ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, рядом с могилой Пророка ﷺ.

Ссылки на полезные материалы:

Важнейшие события в период правления Абу Бакра ас-Сыддика

Муснад Абу Бакра ас-Сыддика

О положении тех, с кем воевал Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, по причине отказа выплачивать закят

Поучительная история про Абу Бакра ас-Сыддика и вора

Абу Бакр лишил Фатыму её наследства

Источник