​Политика двойных стандартов? Совместимы ли пиво и шахада

​Политика двойных стандартов? Совместимы ли пиво и шахада

Друзья прислали фото с вопросом. В принципе, тема халяльных напитков с алкогольным названием (вино, шампанское, пиво и пр.) уже не нова, и получила большое распространение на Востоке. Мы неоднократно писали обзоры, статьи и даже делали опросы на эту тему. В КСА, например, халяльное пиво очень популярно, в том числе многие российские мусульмане, кто едет туда, не отказывают себе в возможности выпить «халяльного пива», прекрасно понимая, что напиток - не более чем газировка.

Вопрос маркетинга и того, к чему приводит подобный ход компаний (становится альтернативой для тех кто не может без алкоголя или же привлекает к пивным брендам тем, кто ни разу их не пробовал), однако, оставим в стороне.

Хотелось бы обратить внимание на политику двойных стандартов органа, выдающего сертификат пивному магнату. Уже, пожалуй, ни для кого из участников рынка халяль не секрет, что данный орган ведет непримиримую войну против всех «конкурентов», то есть иных органов халяль сертификации. Не так давно мы стали свидетелями того, что данный орган развязал информационную кампанию против одного из производителей куриной продукции халяль, апеллируя в качестве одного из аргументов тем, что, дескать, владельцы компании - в прошлом занимались алкогольным бизнесом, намекая на вывод о том, что для них в халяле «нет ничего святого». Ну, допустим, занимались, за каждое свое действие каждый человек будет сам нести ответственность перед Создателем. Тем более, мы не знаем, что сейчас у предпринимателей в душе и какие у них намерения. С точки зрения шариата, данный аргумент (что человек в прошлом совершал грехи, допустим) не является этичным, хотя, в то же время, безусловно влияет на неокрепшие сердца верующих.

Однако как эта политика «очищения халяля» от всевозможного «алкогольного прошлого» позволяет органу халяль сертификации продвигать под знаком халяль крупнейший алкогольный бренд России, остается загадкой… Выходит, мне можно, а остальным нельзя? Двойные стандарты?

Да, можно было бы задать вопрос напрямую и может быть ограничиться профессионалкой закрытой дискуссией, но когда речь идет о двойных стандартах, когда от языка и действий неоднократно страдают другие и очень многие, когда эта политика по уничтожению других (не просто конкурентов, а верующих людей!) ведется целенаправленно и очень агрессивно, молчать уже становится не возможным.

Мадина Калимуллина

Комментарии:

Нафигулла Аширов: Балтика спаивает всю Россию алкоголем, а мы, идя у них на поводу, за три серебренника, которые заработаны ими явным харамом, создаем дополнительную рекламу этому алкогольному гиганту расширяем их производственные мощности, для ещё большего производства харама!

Совместимы ли пиво и шахада. Трезвые размышления о мусульманском отношении к веселящему напитку

Некоторое время назад прошла информация о том, что Саудовская Аравия выступила с протестом против выпуска немецкой пивоваренной компанией пива в бутылках, на пробках которых изображалась символика флагов стран-участников предстоящего чемпионата мира по футболу в России. Напомним, что на флаге Саудовской Аравии изображена шахада (символ мусульманской веры: свидетельство о том, что нет божества, кроме Бога, и Мухаммад – Его посланник).

Протест вполне обоснованный, поскольку существует довольно устойчивый исламский правовой обычай не допускать прямого и ли косвенного оскорбления имени Аллаха или его профанации. В тексте шахады, Святое Имя повторяется трижды, и не надо к алиму ходить, чтобы с помощью простого умозаключения понять – использование шахады, как элемента брэнда или рекламной наклейки являются чистейшей воды профанацией, а посему предосудительно размещение ее и на «харамном» пиве, и на безобидном детском питании.

Кстати, многие западные компании приходили на арабские и мусульманские рынки с брендами и дизайном внешнего вида своей продукции, напоминающим сакральные исламские фразы и срочно были вынуждены «переигрывать» свою маркетинговую стратегию. Хотя вряд ли это глубоко западет в душу тем же немецким предпринимателям, давно и активно выпускающим, например, дешевое белое вино под названием Liebfraumilch («Молоко Богородицы») или холодильник Liebherr (Господь Бог). При этом в Европе очень любят порассуждать в пику исламу об основополагающих для нее «христианских ценностях».

Видимо, оглядываясь на подобную практику, по принципу «куда конь с копытом, туда и рак с клешней», действуют и иранские шииты, назвавшие крупнейший в стране строительно-нефтеперерабатывающий холдинг, аффилированный с «Корпусом стражей исламской революции», Хатам аль-Анбийя (Печать Пророков)!

Но сейчас не о маркетинге, а о том, что разлито под пробками с шахадой и без оной. Проще говоря, о пиве. Не секрет, что этот противоречивый напиток нашел свою ячейку и в мусульманском мире, правда, в некоем «безалкогольном» варианте. Да и в традиционном российском мусульманском сообществе, особенно его татарском сегменте, можно услышать, в том числе и от «бабаев» нечто вроде: «Водка и вино, конечно, харам…. Но пиво можно!». И пивкомбинат «Красный Восток» сегодня функционирует не в Брюсселе или Мюнхене, а в Казани, и принадлежит ныне концерну «Эфес» опять же из мусульманской страны Турции.

Отношение к пиву суннитских алимов было хорошо сформулировано в одной из давних фетв авторитетного суннитского алима Юсуфа аль-Карадави. В ней указывалось, что даже т.н. «безалкогольное пиво», продающееся и в шариатских странах, до конца таковым не является, и пусть даже очень небольшая часть алкоголя в нем остается. И поскольку изначальной целью потребления пива является получение седативного (расслабляющего) эффекта через интоксикацию небольшим количеством алкоголя, его потребление в целом недопустимо. Основывается этот вывод на хадисе из сборника ат-Тирмизи: «Посланник Аллаха сказал: все опьяняющее есть харам и, таким образом, все, что опьяняет в больших количествах. В малом количестве также харам».

Такое положение вещей создает противоречивое, двойственное отношение к пиву, по поводу чего также есть хадис: «Хасан ибн Али (да будет доволен им Аллах), сказал: «Я запомнил Посланника Аллаха:« Оставьте то, что заставляет вас сомневаться, предпочтя этому то, что не заставляет вас сомневаться, ибо истина приводит к уверенности, а ложь – к неопределенности и сомнениям». Но в последнее время как-то стал распространенным, в том числе и среди пресловутой «мусульманской интеллигенции» критический настрой к выводам многих алимов, якобы базирующимися на шариатском наследии времен «темного средневековья».

Ну что ж, ознакомимся тогда с некоторыми выводами современной психологии и медицины. Потребление пива – это не только потребление определенного пищевого продукта, но и моделирование определенного поведения, связанного с потреблением алкоголя и его психическими последствиями, даже если при этом потребляется псевдо «безалкогольное» пиво. Во-первых, таким образом в исламскую бытовую культуру привносится абсолютно чуждый ей элемент. Во-вторых, тем самым снижается духовный «иммунитет» мусульман и в случае попадания в среду, где существует культура потребления пива, отнюдь не безалкогольного и шансы устоять от шайтанского искушения резко снижаются.

Второй момент. Опьяняющий эффект от пива достигается отнюдь не за счет содержания в нем спирта (которое очень мало), а за счет его соединения с входящим в состав этого напитка хмелем. А хмель – это растение семейство конополевых, то есть культура в значительной мере содержащая наркоподобные вещества. В структуру хмеля входит такое вещество, как ксантогумол, оказывающий седативное, расслабляющее влияние, но одновременно вызывающий сильное привыкание и способствующее резкому снижению интеллектуального потенциала личности.

Наконец, в составе шишечек хмеля, которые и используются в пивоварении, входит женский половой гормон, что стимулирует «феминизацию» организма мужчины, употребляющего этот напиток. Последствия этого можно показать на таком примере. В Чехии многих поражает доступность местных женщин. Все дело в том, что местные мужчины, заливающие в себя десять и более кружек пива в день(!), очень скоро становятся неспособными к выполнению своих мужских обязанностей. Поэтому есть все основания включить пиво в малопочтенный список «мерзостей сатаны», наряду с вином, азартными играми и гаданиями. А бизнес-сообществу в шариатских мусульманских государствах подумать над тем, насколько необходимо перенесение этого культурного сегмента на почву исламского общества. Если, конечно, общество считает себя таковым не по культурно-национальному, а именно по религиозному критерию.

Исмаил Валерий Емельянов

ИА IslamNews