8 месяц Хиджры - Шаабан 1445х.

8 месяц Хиджры - Шаабан 1445х.

Согласно Универсальному календарю Хиджрика (UHC), который основан на расчетной видимости полумесяца, начало этого месяца в Восточном регионе произойдет в воскресенье, 11 февраля 2024 года, а в Западном регионе — в воскресенье, 11 февраля 2024 года. 

Обратите внимание: что UHC представляет собой заранее рассчитанный календарь, который принимает определенный критерий для начала нового месяца Хейриха. Ваша страна/организация может принять другой критерий для начала нового месяца Хеджрика. Поэтому настоятельно рекомендуется прочитать веб-сайт UHC, прежде чем выносить какие-либо суждения.

Видимость Луны: красным цветом (невозможно увидеть), без цвета (нет возможности увидеть), голубой цвет (нужна оптическая помощь), пурпурный цвет (присмотревшись можно заметить), зелёный цвет (можно заметить). 

До наступления Священного Рамадана, месяца Корана и Уразы остается ровно один месяц иншаАллах

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:

Ша­абан — вось­мой ме­сяц лун­но­го ка­лен­да­ря. Про­рок, да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет, осо­бо от­но­сил­ся к это­му ме­сяцу и воз­ве­личи­вал его, так как пос­ле не­го нас­ту­па­ет ме­сяц про­щения и ос­во­бож­де­ния от ог­ня. В те­чение го­да на­ша ве­ра (иман) пос­те­пен­но ос­ла­бева­ет, что в свою оче­редь при­водит к пас­сивнос­ти в пок­ло­нении Ал­ла­ху. И в Ра­мада­не у нас – му­суль­ман — по­яв­ля­ет­ся воз­можность до­бить­ся про­щения Ал­ла­ха, свят Он и ве­лик, за со­де­ян­ные на­ми ра­нее гре­хи, и наб­рать мно­го бла­годе­яний. Но, что­бы ис­поль­зо­вать все воз­можнос­ти Ра­мада­на, мы дол­жны встре­тить его с пол­ной го­тов­ностью. И по­тому ме­сяц Ша­абан мож­но счи­тать пред­две­ри­ем для Ра­мада­на.

Про­рока, да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет, как-то спро­сили о пос­те в ме­сяц Ша­абан и он ска­зал: «Это ме­сяц, к ко­торо­му неб­режно от­но­сят­ся лю­ди, меж­ду Рад­жаб и Ра­мадан. Это ме­сяц в те­чение, ко­торо­го воз­но­сят­ся де­ла к Гос­по­ду ми­ров, и я хо­чу, что­бы мои де­яния воз­но­сились, ког­да я дер­жу пост». Ха­дис хо­роший при­водит­ся у На­саи и Ах­ма­да от Уса­мы ибн Зайд.

То есть, лю­ди не уде­ля­ют осо­бого вни­мания пок­ло­нению Ал­ла­ху в ме­сяц Ша­абан, ду­мая вос­полнить свою бес­печность в Ра­мада­не. В те­чение го­да мы ду­ма­ем, и стро­им пла­ны: «В Ра­мада­не я сде­лаю то-то и то-то…», но все это ос­та­ет­ся на сло­вах, так как, по­ка мы нас­тра­ива­ем­ся на пок­ло­нение, пост и вся­кие бла­гие де­яния, вре­мя Ра­мада­на ис­те­ка­ет. И в кон­це Ра­мада­на мы да­ем се­бе обет не упус­тить по­доб­ный шанс в сле­ду­ющем го­ду. Что­бы та­кая си­ту­ация не пов­то­рилась и в этом го­ду, мы дол­жны брать при­мер с про­рока же, да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет, ко­торый го­товил­ся к Ра­мада­ну еще за ме­сяц рань­ше — дер­жал пост поч­ти весь Ша­абан и выс­та­ивал мо­лит­ву, при­учая свой ор­га­низм к но­вому по­ряд­ку жиз­ни.

У Бу­хари и Мус­ли­ма от А­ишы, да бу­дет Ал­лах до­волен ею, при­водит­ся, что она го­вори­ла: «Я не ви­дела ни ра­зу, что­бы он (про­рок, да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет) пос­тился в ка­кой-ли­бо ме­сяц боль­ше, чем в Ша­абан. Он соб­лю­дал пост весь Ша­абан. Он пос­тился на про­тяже­нии Ша­аба­на, за ис­клю­чени­ем нес­коль­ких (дней)".

О дос­то­инс­твах ме­сяца Ша­абан и со­вер­ше­нии осо­бых мо­литв в ночь на пят­надца­тое Ша­абан при­водит­ся мно­жес­тво ха­дисов, но поч­ти все они бы­ли оп­ре­деле­ны учё­ными-ха­дисо­веда­ми как вы­мыш­ленные или сла­бые.

От Абу Му­сы аль Ашъ­ари, да бу­дет Ал­лах до­волен им, при­водит­ся, что пос­ланник Ал­ла­ха, да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет, ска­зал: «Ал­лах смот­рит на сво­их ра­бов в ночь, ко­торая при­ходит­ся на се­реди­ну Ша­аба­на, и про­ща­ет всем Сво­им соз­да­ни­ям, кро­ме мно­гобож­ни­ка и че­лове­ка, ко­торый дер­жит зло на ко­го-то». Аль­ба­ни счел его хо­рошим ха­дисом, Са­хих аль джа­ми (1819). Но не­кото­рые ха­дисо­веды счи­та­ют дан­ный ха­дис сла­бым. И да­же, ес­ли счи­тать его дос­то­вер­ным, то в нём нет ни­како­го ука­зания на то, что ночь се­реди­ны Ша­аба­на на­до вы­делять сре­ди дру­гих но­чей пок­ло­нени­ем.

В дос­то­вер­ном ха­дисе, ко­торый при­водит­ся у има­мов Бу­хари и Мус­ли­ма, го­ворит­ся, что пос­ланник Ал­ла­ха, да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет, ска­зал: «Наш Бла­годат­ный и Воз­вы­шен­ный Гос­подь в каж­дую ночь нис­хо­дит на бли­жай­шее не­бо, ког­да ос­та­ёт­ся пос­ледняя треть но­чи, и го­ворит: «Кто воз­зо­вёт ко Мне, Я от­ве­чу ему! Кто поп­ро­сит Ме­ня, то­му Я дам! Кто ис­пра­шива­ет у Ме­ня про­щения, то­му Я про­щу».

По­это­му ог­ра­ничи­вать снис­хожде­ние Все­выш­не­го Ал­ла­ха, свят Он и ве­лик, и про­щение соз­да­ний лишь од­ной или нес­коль­ки­ми но­чами в го­ду бы­ло бы неп­ра­виль­ным.

В ме­сяце Ша­абан нам не­об­хо­димо при­учать се­бя соб­лю­дать пост, чи­тать Ко­ран, со­вер­шать хо­рошие де­ла, выс­та­ивать ноч­ные мо­лит­вы и т.д. Ес­ли мы встре­тим Ра­мадан, бу­дучи не го­товы­ми к не­му, то и поль­зу от не­го по­лучим ми­нималь­ную. Мы упус­тим со­вер­ше­ние бла­гих дел, так как бу­дем при­выкать к пос­ту, тем бо­лее в этом го­ду, ког­да ме­сяц Ра­мадан нас­ту­па­ет, чуть ли ни в пик жа­ры, или не смо­жем, как по­ложе­но, выс­та­ивать мо­лит­ву и чи­тать Ко­ран. А по­ка мы бу­дем при­выкать ко все­му это­му, ме­сяц прой­дет и в ду­ше ос­та­нет­ся горь­кое со­жале­ние еще об од­ной ут­ра­чен­ной воз­можнос­ти сте­реть свои гре­хи.

Хо­чу пре­дуп­ре­дить, что пок­ло­нение и пост в Ша­аба­не да­ет­ся нам­но­го тя­желее, чем в Ра­мада­не и по­тому не­об­хо­дима мо­раль­ная под­го­тов­ка. В Ра­мада­не все му­суль­ма­не соб­лю­да­ют пост, что при­да­ет нам си­лы и под­дер­жку, но в Ша­аба­не пост соб­лю­да­ют да­леко не все.

Но, не за­бывай­те еще об од­ном пре­пятс­твии на на­шем пу­ти — шай­та­не. Да, он как всег­да, на стра­же, и по­тому он бу­дет на­ущать нам, что пост толь­ко ос­ла­бит наш ор­га­низм, и мы дол­жны как мож­но луч­ше пи­тать­ся и от­ды­хать в Ша­аба­не, что­бы быть го­товым к Ра­мада­ну. Не под­да­вай­тесь его ис­ку­шени­ям!

С месяцем Шаабан у мусульман связано немало ритуалов, которые не основаны на достоверных хадисах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Ибн Раджаб аль-Ханбали сказал: «Относительно достоинства ночи 15 шаабана есть множество хадисов, и мнения учёных относительно этих хадисов расходятся, однако большинство считает их слабыми (да‘иф), хотя некоторые из них Ибн Хиббан относит к достоверным (сахих)» [Лята’иф аль-ма’азиф, 261].

Здесь, как в других случаях, необходимо верифицировать эти хадисы. Будучи мусульманами, мы должны остерегаться того, чтобы приписать Благословенному Пророку Мухаммаду слова, которых он не говорил. И неважно при этом, ради благих целей происходит такое приписывание или ради дурных. Строгое предупреждение на эту тему содержится в словах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Кто преднамеренно говорит обо мне ложь, тот пусть готовится занять своё место в Аду» [Бухари, 10; Муслим, 4].

Некоторые из ошибочных убеждений относительно Шаабана приводятся ниже, сопровождаемые разъяснениями известных учёных из числа приверженцев Сунны (ахль ас-сунна).

Середина Шаабана не обладает особыми достоинствами

Одно из самых распространённых ошибочных убеждений связано с приписыванием особых достоинств ночи 15 шаабана. Однако в книгах хадисов нет достоверных хадисов на эту тему. Вот что заявляет шейх Ибн Джибрин: О достоинстве середины шаабана нет ни одного хадиса категории сахих марфу‘(хадис, который можно возвести непосредственно к Пророку, да благословит его Аллах, без разрывов в цепи передатчиков). Есть лишь несколько сообщений категории макту‘ (сообщение, цепь передатчиков которого доходит до эпохи последователей сподвижников (таби‘ин)), передаваемых со слов таби‘инов, и есть несколько хадисов, степень достоверности которых не превосходит категорий мауду‘ (поддельный) и да‘иф джиддан (крайне слабый). Согласно этим [слабым] сообщениям, в этот день [середины шаабана] определяется срок жизни живущих или список тех, кому предстоит умереть в наступающем году. В связи с этим [отсутствием достоверных хадисов] не следует проводить эту ночь в молитвах, или поститься в этот день, или выделять середину шаабана какими-либо иными актами поклонения. Да не обманет никого из мусульман это невежество… А Аллах знает лучше.

Выделять середину Шаабана особым поклонением запрещено

Таким образом, на основании вышеописанного можно сказать, что выделять середину месяца шаабан особым поклонение не следует. В этой связи учёные говорят следующее: «Если кто-либо желает совершить дополнительную ночную молитву (киййам) в эту ночь — так же, как он это делает в другие ночи, не выделяя эту ночь среди других, — всё нормально. То же относится и к посту в день 15 шаабана, который продолжает пост середины месяца (аййам аль-бид) после поста 13-го и 14-го числа, или если этот день пришёлся на понедельник или четверг: если 15 [шаабана] совпал с понедельником или четвергом, нет нарушения в том, [чтобы поститься в этот день], если только постящийся не взыскует дополнительного вознаграждения, о котором не говорится [в текстах достоверных хадисов]».

Поститься в последний день Шаабана запрещено

Ещё одно заблуждение связано с постом в последний день шаабана, который также обозначается как «день сомнения». Он называется так потому, что порой невозможно установить, начался уже рамадан или нет. На эту тему есть множество хадисов и высказываний учёных, например:

‘Аммар ибн Ясир сказал: «Кто постится в день сомнения, тот ослушался Абу аль-Касима» [Тирмизи; удостоверил аль-Албани: Сахих ат-Тирмизи, 553].

Аль-Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Соответственно, поститься в день сомнения запрещено (харам), поскольку сподвижники не утверждали такое на основании собственного мнения, так что подобное сообщение имеет тот же статус, что хадис марфу‘».

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Не упреждайте рамадан постом за день или два до его начала, но если кто начал поститься раньше, пусть постится»[Бухари, 1914; Муслим, 1082]. Поэтому если кто-то постоянно постится по понедельникам, а последний день шаабана пришёлся на понедельник, ему дозволительно соблюдать этот добровольный пост.

В целом же учёные сказали о дне сомнения: «Сунна указывает, что поститься в этот последний день шаабана запрещено (харам)» [Фатава аль-ляджна, 10/117].

Слабость хадисов о прощении в день 15 Шаабана

В слабом хадисе на эту тему говорится, что Абу Муса аль-Аш‘ари передал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах нисходит в ночь 15 шаабана и прощает [грехи] всех творений, кроме многобожников (мушрикин) и тех, кто питает ненависть к мусульманам» [Ибн Маджа, 1390]. (Слова «кто питает ненависть к мусульманам» обозначают того, кто враждует со своим братом-мусульманином.)

Относительно силы подобных хадисов среди учёных имеются различные мнения. Однако несомненно, что не существует достоверных (сахих) хадисов о достоинстве ночи 15 шаабана, а тем более о том, что именно в эту ночь Аллах нисходит и прощает грехи. Цепочка передатчиков (иснад) у подобных хадисов всегда имеет изъян, а некоторые из них крайне слабы. Многие учёные относят к слабым и вышеприведённый хадис именно на основании слабости цепочки передатчиков.

Вместе с тем учёные утверждают, что Аллах нисходит на первое небо не только в ночь 15 шаабана, но, как это обоснованно утверждается в обоих «Сахихах», а также в других сборниках хадисов, каждую ночь, в последней её трети. Соответственно, ночь 15 шаабана ничем в этом смысле не выделяется.

Поэтому неудивительно, что, когда ‘Абдаллаха ибн аль-Мубарака спросили о нисхождении Аллаха в ночь 15 шаабана, он воскликнул: «В ночь 15-го?! Он нисходит каждую ночь!» [И’тикад ахль ас-сунна, № 92; передал Абу ‘Усман ас-Сабуни].

А Аллах знает лучше

Правовые положения, связанные с месяцем Шаабан - Муфтий, шейх Абдульазиз ибн Абдулла ибн Баз

Вопрос: В книге «Сахих аль-джами» я прочитал хадис под номером 397, о котором шейх Аль-Альбани сказал, что он достоверный. Этот хадис: передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда пройдет половина месяца шаабан, то не держите пост, пока не придет месяц рамадан». Так же есть другой хадис, в этом сборнике он под номером 4638, о котором сказал шейх Аль-Альбани, что он достоверный. Этот хадис: передается от Аиши, да будет доволен ею Аллах, что она сказала: «Самыми любимыми месяцами для поста у посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, были шаабан, который он соединял с рамаданом». Как правильно понять эти хадисы?

Ответ: С именем Аллаха, вся хвала Аллаху, а затем: пророк, мир ему и благословение Аллаха, держал пост весь месяц шаабан, или может быть оставлял пост в небольшую его часть, как это достоверно подтверждается в хадисах от Аиши и Умм Салямы. Что касается хадиса с запретом держать пост после половины шаабана, то он достоверный, как сказал об этом выдающийся ученый, шейх Насыруддин Аль-Альбани. Запрет, о котором говорится в хадисе - это запрет начинать пост после середины месяца шаабан. А тот, кто держит пост большую часть месяца, или его полностью - его дело совпадает с сунной. И успех - от Аллаха. «Маджмуа фатауа уа макалят», т. 15, Журнал «Даауа» № 1437 от 03.11.1414 г.х.

Вопрос: Уважаемый шейх, держать пост во вторую половину месяца шаабан относится к нежелательным действиям или к запретным?

Ответ: Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорит: «Когда пройдет половина месяца шаабан, то не держите пост». Это достоверный хадис. Поэтому, в соответствии с этим достоверным хадисом, тот, кто не держал пост в начале месяца, пусть не держит его и после того, как пройдет половина месяца. И тем более не должен он держать пост в конце месяца в соответствии со словами пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Не предваряйте рамадан постом в день или два дня, а если держит (по другой причине) человек пост (в эти дни), то пусть его держит». А тот, у кого выпал пост в эти дни из-за обычая выполнять другую сунну, то нет в этом проблем. Если его обычаем является держать желательный пост в понедельник и четверг, то нет проблем в том, если он будет держать этот пост в эти дни. Или его обычаем является держать пост через день, то тоже нет в этом проблем. А что касается того, чтобы он начал пост после половины шаабана только по причине этого месяца, то это не разрешено. А если он держит пост, начиная с 14 дня, или 15… Или 13, то нет в этом проблем, так как он охватывает большую часть месяца. Если держит пост весь месяц или его большую часть, то нет в этом проблем, а если он не держит пост первую половину, а затем начинает держать пост во второй половине - это как раз то, что запрещено. «Фатауа нурун аля ддарб»

Вопрос: Каково мнение Шариата о том, что я постоянно держу пост три месяца: раджаб, шаабан и рамадан и еще шесть дней в месяц шаууаль? И я всилах делать это.

Ответ: Нет греха в этом. Тот, кто держал пост в раджаб, шаабан и рамадан - нет греха. Порицаемым является выделять для поста раджаб, а если вместе с ним держат пост и в месяц шаабан, то нет в этом проблем. «Фатауа нурун аля ддарб»

Вопрос: Многие люди держат пост в пятнадцатый день месяца шаабан. Пришло ли это в сунне, или же это бидъа (нововведение)?

Ответ: Нет у этого основы. Выделять для поста пятнадцатый день - нет у этого дела основы. Нет ничего в достоверной сунне, что бы указывало на это действие. Но держать пост в «белые дни» (дни, в ночи перед которыми луна полная) - 13, 14 и 15 дни - это желательно во все месяцы. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, держал пост в белые дни и держал пост весь месяц шаабан, и мог держать пост большую часть месяца шаабан. И иногда он, мир ему и благословение Аллаха, держал весь месяц шаабан, а иногда большую его часть. «Фатауа нурун аля ддарб»

Вопрос: Каково положение поста в 15 день месяца шаабан, и выстаивания в намазе ночи этого дня (так называемой «ночи бараат») и дуа, которое говорят в эту ночь?

Ответ: Это несостоятельно, нет у этого дела достоверной основы. Не является желательным пост в 15 день месяца шаабан, не является желательным выстаивать в намазе ночь 15 шаабана, потому как нет достоверных хадисов об этом. И мы уже выпустили несколько статей об этом. «Фатауа нурун аля ддарб»

Вопрос: Разрешается ли отмечать и оживлять ночь 15 шаабана (так называемую «ночь бараат»)?

Ответ: Не разрешается отмечать 15 ночь шаабана и нет основы у этого дела. И не разрешается отмечать 27 ночь месяца раджаб, которую они называют «ночь исра и мирадж». Все это - нововведение. Не положено отмечать ни 15 ночь шаабана, ни 27 ночь раджаба, все это из числа нововведений, которые придумали люди. Так же к нововведением относится и празднование дня рождения пророка (мавлид), мир ему и благословение Аллаха. Не разрешается отмечать ни пророческий день рождения, ни 15 ночь шаабана, ни 27 ночь раджаба, которую они называют «ночь исра и мирадж». Все это - нововведения. Не делали этого, ни посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ни его праведные халифы, ни другие его сподвижники, да будет доволен ими Аллах, ни праведные ученые из первых трех лучших поколений. Это все придумали люди. Мы просим Аллаха о благополучии. «Фатауа нурун аля ддарб»

Вопрос: В одной книге приводится хадис от Ибн Масъуда, да будет доволен им Аллах, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто в ночь 15 шаабана совершит сто ракатов, прочитывая в каждом из них суру «Фатиха» и пять раз суру «Ихляс», то ниспошлет Аллах к нему 500 000 ангелов, и у каждого из них будет тетрадь из света, в которые они будут записывать награду этого молящегося вплоть до Дня Воскресения». В книге не указано название этого намаза. Уважаемый шейх, скажите каково оно, и объясните насколько это правильно. Да воздаст вам Аллах добром.

Ответ: Этот хадис ложно приписан пророку, мир ему и благословение Аллаха. Нет у него (у хадиса) основы, и нет у него достоверности. И все (хадисы), в которых говорится о выстаивании намаза в ночь 15 шаабана, об особых дуа, и о том что нужно читать в эту ночь - все они ложные. У всего этого нет основы, и все это не достоверно. Пусть это будет правилом, которое тебе следует знать. И этот хадис такой же. Это ложный хадис, у которого нет достоверности. И мы просим Аллаха о благополучии. «Фатауа нурун аля ддарб»

Вопрос: Разрешено ли держать пост в последний день месяца шаабан?

Ответ: Если ты обычно держишь пост в понедельник и четверг, и последний день месяца шаабан получился понедельник или четверг, то держи в него пост в соответствии со словами пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Не предваряйте рамадан постом в день или два дня, а если держит (по другой причине) человек пост (в эти дни), то пусть его держит». Если кто-то держит пост через день, или держит пост по понедельникам и четвергам, и этот день выпал на 30 шаабана, то пусть держит пост, потому что он постится по обычаю (из сунны). Это не запрещено, даже перед началом рамадана. «Фатауа нурун аля ддарб»

Вопрос: Женщина в сомнениях: она должна была возместить пропущенный в прошлом году день поста месяца рамадан, и она его возместила в последний день месяца шаабан. Обязана ли она чем-нибудь теперь?

Ответ: Она ничем не обязана, так как это было возмещением и ее обязанностью. «Фатауа нурун аля ддарб»

Вопрос: Если небо закрыто облаками или пылью (в ночь после 29 шаабана), обязательно ли, или узаконено ли в шариате держать пост в (следующий день) день сомнения (яуму аш-шакк) из осторожности, что может быть месяц рамадан уже начался?

Ответ: Не разрешается держать пост в день сомнения, даже если закрыто небо. Таково правильное мнение, так как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поститесь, увидев его (новолуние), и прерывайте пост, увидев его. А если скрыто небо от вас, то отсчитайте для шаабана 30 дней». (Муслим 1081.) И сказал так же: «Не предваряйте рамадан постом в день или два дня, а если держит (по другой причине) человек пост (в эти дни), то пусть его держит». (Муслим 1082.)А что касается того, что передается про Ибн Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что он держал пост в 30 день, если небо было закрыто - то это его иджтихад, да будет доволен им Аллах, но правильное мнение - обратное этому: обязательно не поститься в этот день. Ибн Умар совершил иджтихад, но этот его иджтихад противоречит сунне, да простит его Аллах. Правильно в этом вопросе то, что мусульмане должны не держать пост в 30 день, если не видели новолуния и если небо было закрыто. И не разрешен пост (рамадана) до тех пор, пока не увидят люди новолуние, или же пока не будет завершен отсчет дней шаабана. Такова обязанность мусульман, и не разрешается никому отклоняться от ясного указания из текста (Корана или Сунны), следуя словам кого-либо из людей. Ни словам Ибн Умара, ни кого-либо другого. Потому что указание из текста Корана и Сунны первостепенно относительно всего остального в соответствии со словами Всевышнего Аллаха: «Берите же то, что дал вам посланник Аллаха, и сторонитесь того, что он запретил вам». (Сура «Собрание», аят 7.) И в соответствии со словами Его, Высочайшего и Великого: «Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания». (Сура «Свет», аят 63.)«Маджмуа фатауа уа макалят», т. 15. «Фатауа нурун аля ддарб»

Сказал шейх ‘Усаймин:

«Если собрать этот аят: «В месяц рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей» и этот: «Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения (или величия)» то становится ясно, что ночь предопределения приходит в месяце Рамазан, а то, что распространилось среди людей, что ночь предопределения выпадает на середину месяца ша’бана является безосновательным. Так как ночь предопределения бывает только в Рамадане, а ночь середины месяца ша’бана подобна всем другим ночам, как ночь середины месяца раджаба или джумада, раби’а, сафара, мухаррама и других месяцев. У этой ночи нет определенных особенностей, а что касается тех хадисов, в которых приводится побуждение на выстаивание ночной молитвы в эту ночь или о достоинстве поста в этот день, то все эти хадисы не достоверны.

Некоторые ученые легко относятся в упоминании слабых хадисов касающихся побуждения на совершение благих дел или выделения каких-то месяцев для поклонения или мест. Таким образом нельзя поступать. Может случится так, что тогда, когда ты приведешь слабые хадисы касающиеся достоинства чего-либо человек услышав поверит в это отнеся данные слова к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, а это очень опасно!

Как бы то не было, день и ночь середины месяца ша’бан ничем не отличается от ночей других месяцев. Ночь середины месяца ша’бана не выделена ночным выстаиванием и эта ночь не является ночью предопределения и день середины месяца ша’бан так же не выделен постом в этот день. Что же касается самого месяца Ша’бан то пришло достоверно в Сунне нашего пророка , да благословит его Аллах и приветствует, что он очень много держал пост в этот месяц до такой степени, что практически не разговлялся в этот месяц , а что касается других достоинств этого месяца, то не приходит ничего достоверного, кроме как то , что приходит в отношении других месяцев, как достоинства поста трех дней в каждом месяце и поста в тринадцатый, четырнадцатый и пятнадцатый день которые являются днями полнолуния». («Тафсир Джуз ‘Амма», стр. 372-373)